Протоиерей Всеволод Чаплин считает себя не писателем, а
сценаристом возможного будущего.
Фото Николая Дудукина/PhotoXPress.ru
Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества (ОВЦО) РПЦ протоиерей Всеволод ЧАПЛИН признался в интервью корреспонденту «НГР» Игорю ГАШКОВУ, что пишет рассказы под псевдонимом Арон Шемайер и наравне с другими пользователями выкладывает их в Интернет. По словам священнослужителя, он взялся за перо, чтобы «предостеречь читателей» от забвения традиционных ценностей. Недавно литературные таланты Чаплина оценили на конвенте фантастов «Басткон», где клирику вручили премию «Бесобой». Инкогнито главы ОВЦО раскрывается только сейчас.
- Отец Всеволод, говорят, вы получили премию «Бесобой» за рассказ «Машо и медведи». Это так?
- Да, совершенно верно. Это мой текст, вышедший под псевдонимом. Я уже под ним публиковался. И вот я решил реанимировать Арона Шемайера, чтобы предложить предостерегающую картину будущего.
- О чем ваше произведение?
- Надо смотреть и читать. Текст, мне кажется, довольно емкий. Я не считаю это профессиональной литературой - я таковой никогда не занимался. Это сценарий того, что может происходить в 2043 году, если мы пойдем по тупиковому пути следования ультралиберальным ценностям. Эти ценности не могут не кончиться тоталитаризмом, потому что они безжизненны, они античеловечны, они насилуют саму природу личности и общества. Они могут быть приняты только под жестким информационным и политическим давлением, и именно такую картину либерального ада я нарисовал. Текст достаточно длинный, но желающие могут его прочесть; там запакованы десятки социальных явлений, от которых хочется предостеречь.
- В вашем рассказе показана Россия, распавшаяся на части. Откуда такая фантазия?
- Если мы не откажемся от диктата псевдоценностей, этот распад неизбежен. Но в то же время, как вы успели заметить, в этом тексте сказано, что сторонники тоталитарного либерализма удерживают все меньше территории - практически только Москву; пользуются иностранными наемниками, пользуются сохранившимся ядерным оружием, но и это не спасает, потому что общество, живущее по закону смерти, никогда не выживет.
- В «Машо и медведях» нетрудно найти примеры просторечной, даже грубой лексики. Не боитесь ли вы, что это оттолкнет православного читателя?
- Надо было показать ад. Вот он и показан. Я неплохо знаю среду, которая очень хотела бы породить общество тоталитаризма. Эта среда так и разговаривает.
- Допустим ли мат в литературе?
- Думаю, что нет. В этом тексте есть некая грань, которая не переступается.
- В Интернете мы нашли еще текст под псевдонимом Арон Шемайер, выложенный в Сеть в начале 2000-х. Как давно вы пишете?
- Я не считаю себя писателем. У меня есть рассказ «Первая схватка». Тоже о конфликте между цивилизациями. Это в еще меньшей степени литература - это сценарий. Я не помню, когда это было - кажется, в 1997 году я его написал. Но, увы, на все это едва хватает времени отпусков. Про Машо я писал в прошлом отпуске, в этом я писал литургические тексты. Посмотрим, может, хватит свободного времени и в будущем, хотя его становится все меньше.
- Налагает ли какой-то отпечаток на вашу литературную деятельность то, что вы священник?
- Конечно. Мысль, с которой я подошел к тексту про Машо, - «держи ум во аде и не отчаивайся». Как вы видите, концовка там совершенно христианская. Может быть, примитивная, может быть, ее можно было закрутить с большей интригой, с меньшим религиозным подтекстом, но на это, честно скажу, просто не хватило времени.
- А почему такой псевдоним - Арон Шемайер?
- Как вы знаете, я большой юдофил. Ну вот так вот я его и придумал еще примерно 20 лет назад.
- Может быть, и на основе рассказа «Машо и медведи» будет сделана компьютерная игра?
- Если найдутся желающие, почему нет. Но даже и на очень интересные сценарии не находится средств.
В рассказе Арона Шемайера (псевдоним Всеволода Чаплина) «Машо и медведи» показана Москва 2043 года - воплощенная антитеза традиционной морали. Красную Пресню переименовали в Голубую, Церковь распустила себя сама, а новый общественный строй, вдохновляющийся идеалами «Великой сексуальной революции», держится на штыках легионеров-африканцев.
Жители Москвы 2043 года существуют, погрузившись в себя, в то время как власти сосредоточились на защите меньшинств и пропаганде телесного низа. Вот один из характерных образцов авторского стиля Арона Шемайера: «Это что за дивный новый мир? - завелось Машо. - Вот я сюда пришло. Я интерсексуал. Могу быть и садо, и мазо, и гомо, и гетеро, и зоо, и педо, и некро, и техно. А могу - никем из вышеперечисленного. Вам что, не объясняли, что такое zero tolerance к дискриминации?»
В мире Шемайера Московская конфедерация ведет борьбу с религиозными консерваторами из Свободной России, презрительно называемыми «медведями», христиано-мусульманские конфликты оборачиваются союзом между православными и исламистами, главное действующее лицо - интерсексуал Машо - прокладывает путь через цифровой мир, постепенно разочаровываясь в его ценностях. На Москву тем временем наступают православные рати, несправедливо обвиняемые в фашизме.
Раскованный в пародировании либералов Шемайер противопоставляет им довольно незатейливое резонерство верующих персонажей, обличающих моральное разложение Москвы 2043 года. Завершается рассказ ядерной бомбардировкой православной армии, на которую пошли московские либералы, не сумевшие противопоставить ничего другого восстановлению традиционных ценностей.
http://www.ng.ru/ng_religii/2015-02-18/6_chaplin.html