«Зла больше, но все равно побеждает добро»

Беседа с архимандритом Антонием (Гулиашвили)

Архимандрит Антоний (Гулиашвили) родился в 1939 году в Тбилиси. По окончании Мцхетской семинарии в 1965 году был рукоположен во диакона, в том же году во иерея Патриархом Ефремом II. Служил и был настоятелем различных храмов в Грузии, с 1998 года - клирик храма Александра Невского в Тбилиси. Своими духовными наставниками отец Антоний считает Патриарха Ефрема и архимандрита Иоанна (Крестьянкина), чей огромный духовный опыт он много лет старается передать людям. Портал «Православие.Ru» уже публиковал беседы с архимандритом Антонием, рассказывающие о его жизненном пути, о тех удивительных людях, встречи с которыми посылал ему Господь и которые силой своего духа и жизненным примером укрепляли его в священническом служении. В 2014 году издательство Сретенского монастыря выпустило книгу архимандрита Антония (Гулиашвили) «"День священника" и другие грузинские рассказы». О жизни Церкви в советской Грузии, об отношении к Православию грузинских деятелей искусства и культуры, о том, как сохранить веру в тяжелых обстоятельствах и многом другом мы беседуем сегодня с отцом Антонием.

- Для большинства русских людей, особенно для старшего поколения, советская Грузия - это лучшие в СССР здравницы, отборные вина, гостеприимный народ, всегда танцующий и поющий. Но ведь была и обратная, вероятно, не столь радужная, сторона медали - жизнь Церкви, о которой я и прошу вас рассказать.

- Мне вспоминаются слова знаменитого грузинского мыслителя Платона Иоселиани, который в эпиграфе к своей книге «История Грузии» написал: «Времена проходят, люди и события меняются, а храм Божий несокрушим и вечен».

Я помню, как к Патриарху Ефрему приходили высокопоставленные лица, просили благословения съездить в превращенный в музей Шио-Мгвимский монастырь и помолиться там

На Грузию православную советские годы не очень подействовали, она всегда оставалась православной. В течение девяти лет я был келейником Святейшего Патриарха Ефрема и помню, как к нему приходили высокопоставленные лица, просили благословения съездить в Шио-Мгвимский монастырь и помолиться там, хотя обитель закрыли и превратили в музей, но сторожем в нем был оформлен иеромонах.

Архимандрит Антоний (Гулиашвили). Фото: Православие.Ru
Архимандрит Антоний (Гулиашвили). Фото: Православие.Ru     

Хотя и в Грузии, как в России, наказывали тех, кто посещал храм, снимали с работы, выгоняли из комсомола, партийные получали выговор, а иногда крупное наказание, но грузинские деятели науки и культуры старались обязательно на Пасху и на большие праздники уехать в какой-нибудь удаленный монастырь в горах. А что касается Тбилиси, то там на Мта Цминде под фуникулёром стоит замечательная церковь преподобного Давида Гареджийского, в ней меня рукополагали в диакона. И такие выдающиеся актёры, как Лейла Абашидзе, Верико Анджапаридзе на Пасху приходили туда. Это не было опасно, потому что «агитаторы», приставленные следить за ними, ленились туда подниматься. И люди приходили и спокойно молились там.

Будучи уже иподиаконом у Святейшего, я продолжал работать в театре имени Грибоедова заведующим мебельно-реквизиторским цехом. Когда я решил пойти учиться в семинарию, то написал заявление об уходе (это были 60-е годы). Поднялся бунт: как это мы проглядели молодого человека? Уходит в попы! Меня вызвали в кабинет директора. У него собрались все «сливки» театра - народная артистка Наталья Михайловна Бурмистрова, знаменитый режиссёр Гига Лордкипанидзе, парторганизация, местком. Я стою, худенький, щупленький юноша, а они все меня чихвостят. Как это ты, такой молодой, интересный, привлекательный уходишь в попы, сколько девочек остается! Единственная за меня заступилась Наталья Михайловна Бурмистрова. А Гига Лорпкипанидзе, со своей палочкой (он прихрамывал), гонялся за мной вокруг стола и грозил. Когда они все высказались, я говорю: «Гига, если бы я был уверен хотя бы на пятьдесят процентов, что вы заботитесь обо мне, то, может, задумался бы. Но вы же заботитесь только о том, что завтра вас вызовут в райком партии за то, что проворонили молодого человека». Наталья Михайловна Бурмистрова рассмеялась и сказала: «Я с Анзором (так меня звали до крещения) согласна». На этом всё закончилось.

Спустя пять-шесть лет я служил священником в Батуми. И туда приехал театр имени Марджанишвили на гастроли. А мы дружили с народной артисткой СССР Верико Анджапаридзе. Шёл спектакль Плучека «Мать». Я получил приглашение. После спектакля мне не удалось зайти за кулисы и поблагодарить Верико Ивлиановну, и на другой день я купил цветов и пришёл к ней в гостиницу. Мне очень запомнился этот момент. В вестибюле гостиницы сидели Гига Лордкипанидзе и актёры. Гига встал, подошёл ко мне и говорит: «Ты доволен своим выбором?» Я ответил: «Я нашёл в жизни то, что меня интересовало». Он обнял и поцеловал меня. А потом случилось так, что я уже служил в Манглиси, у него родился ребёнок, и он приехал ко мне в Манглиси (это 60 километров от Тбилиси) и сказал: «Я хочу, чтобы ты покрестил моего ребёнка».

Православие в Грузии никогда не затухало. В России было больше активных богоборцев, которые с закрытыми глазами исполняли то, что им приказывала «родная партия»

Вот такой была жизнь в Грузии в советское время. Православие здесь никогда не затухало. В России было больше активных богоборцев, таких, которые с закрытыми глазами исполняли то, что им приказывала «родная партия». А в Грузии их было меньше, и всегда всё балансировало, руководствовуясь Православием.

- Вы упомянули имя блистательной актрисы Верико Анджапаридзе, которая запомнилась многим своей кратчайшей, но пронзительной ролью в фильме Тенгиза Абуладзе «Покаяние» и словами: «Зачем нужна дорога, которая не ведёт к храму?» Еще раньше мы с вами говорили про гениального грузинского танцовщика Вахтанга Чабукиани. И восхищались ими. Но ведь мы знаем, что святые Иоанн Златоуст, Иоанн Кронштадтский весьма нелицеприятно отзывались о лицедеях. Как лично вы относитесь к театру?

- Я не совсем согласен, когда сегодня, как это бывало в старину, актёров называют «комедиантами». Потому что в театре можно набраться глупостей и извращений, а можно научиться многому хорошему, если самому к этому стремиться. Поэтому, когда я работал в театре имени Грибоедова, и к нам приезжали большие актёры (например, Гоголева из Москвы, она играла в спектакле «Деревья умирают стоя»), я старался поближе с ними познакомиться.

Вот приведу вам случай, о котором мне рассказывал Святейший. Он в своё время был келейником у своего дяди-игумена, когда тот ослеп и удалился в монастырь. Как-то к нему пришли двое артистов: Абашидзе и Абашидзе, один из княжеского рода, другой из крестьян. Один руководил театром музыкальной комедии в Тбилиси, другой ставил спектакли в доме Марджанова (тогда это был частный дом Зубалова, который сдавался под театр). И им не хватало денег заплатить за аренду, вот они и пошли по миру собрать копеечку. Дошли до Шио-Мгвимского монастыря, это богатый, основанный в VI веке монастырь. «И я, - рассказывал мне Святейший, - дяде доложил, что приехали артисты, хотят встретиться с ним. Он их позвал. Они представились, и он спрашивает: "Зачем пожаловали?" - "Вот, так и так, мы делаем то-то и то-то, и у нас нет возможности...". А я дяде пояснил: "Князь ставит то, что я вам сегодня читал - пьесу Южина-Сумбаташвили «Измена», классическое произведение". - "Правда?" Он взял звоночек и позвонил. Заходит послушник. - "Позовите эконома, принесите чек". - "Ра периа? Какого цвета?" - "Розовый". А до этого актеры посещали мцхетского князя, и тот им предложил: "Кто из вас перепрыгнет через этот стол, я тому что-нибудь дам". Крестьянин перепрыгнул, ударился головой, но получил пять рублей золотыми. А князю игумен Шио-Мгвимского монастыря протянул розовый чек на 25 тысяч золотом, когда узнал, что он ставит!»

И если сейчас мне сказать: «Отец Антоний, у нас билеты на "Марицу" или на "Сильву"», будет кощунство с моей стороны пойти. Но если пригласят на оперу «Борис Годунов» или какое-нибудь произведение на философскую или историческую тему, почему бы нет?

- Вы помните тот момент, когда в вашем сердце родилась вера в Бога?

Я жил недалеко от храма Михаила Тверского в Тбилиси, и чем бы я ни был занят, в футбол ли играл, или развлекался, достаточно было зазвонить колоколу, как я бежал в храм

- Даже не могу вспомнить. Могу только засвидетельствовать, что пупок у меня отрезали в роддоме, это точно (смеется...). А вот когда вселился в меня Господь? Я жил недалеко от храма Михаила Тверского в Тбилиси, и чем бы я ни был занят, в футбол ли играл, или развлекался, достаточно было зазвонить колоколу, как я бежал в храм. Меня подкупало то, что бабушки меня очень любили, то конфетку дадут, то по головке погладят (улыбается).

Храм Михаила Тверского в Тбилиси
Храм Михаила Тверского в Тбилиси     

- Простите, вы сказали - храм Михаила Тверского? Откуда храм в честь русского святого в Тбилиси?

- Храм в русском стиле выстроил к 300-летию дома Романовых наместник Грузии Воронцов, бывший в родстве с императорской семьёй. Иконостас в храме был четырёхъярусный, весь вызолоченный. И я, ребенок, спрашивал себя, почему только отец Константин, отец Борис и отец Василий могут заходить за эту золотую стену, а мы нет? Мне очень хотелось тоже оказаться за золотой стеной.

В детстве у меня не было денег, и я ходил, собирал по подсвечникам огарки, ставил их друг на друга и так, от своего имени, «зажигал свечу». А дальше отец Константин Немчинов - замечательный человек, очень грамотный, инженер-железнодорожник, ставший по настоянию матери священником, взял меня к себе пономарем. И я в свободное время приходил и ему помогал. Затем меня пригласил к себе Патриарх Ефрем, который в первый год своего патриаршества, на праздник Михаила Тверского, служил у нас. Так я формировался как верующий человек (хотя до конца верующим себя назвать не могу, потому что по-человечески у меня много изъянов), но, во всяком случае, я стал влюбляться в Церковь. И все же на предложение Патриарха Ефрема: «А ты, молодой человек, не собираешься в семинарию поступать?», я сразу не ответил. Вернулся домой, помолился, подумал, мне было 23 года, и только на второй день пришёл к Святейшему и положил на стол прошение о принятии в семинарию. Так началась моя «духовная карьера». Как я оправдываю доверие Патриарха Ефрема и отца Иоанна (Крестьянкина), своих наставников, я не знаю, но стараюсь, в меру своих сил, служить Богу и трудиться.

- Вы хотели бы что-то изменить в себе?

Когда мне задают вопрос: «Отец Антоний, если бы вам вернуть молодость, кем бы вы стали?» Отвечаю: «Только священником!»

- Абсолютно всё, кроме того, чтобы остаться священником! Стать лучше, мягче, справедливее. Когда мне задают вопрос: «Отец Антоний, если бы вам вернуть молодость, кем бы вы стали?» Отвечаю: «Только священником!» Вчера во время беседы с отцом Тихоном я повторил эти слова. Он говорит: «Да... Но насколько бы мы были лучше, если бы вернуть всё то, что уже прожито, скольких ошибок можно было бы не допустить». Но, наверное, раз Господь сохраняет в нас любовь к Себе, то даст нам и награду, которая зовется «покаянием».

- Что вас больше всего радует в жизни?

- Если я хотя бы одному человеку за день приготовил вкусную духовную пищу. Тогда я на седьмом небе. Я прошу Бога лишить меня жизни только тогда, когда я перестану быть нужным людям. А пока я нужен людям, то хочу до последнего вздоха служить им.

- Что вы цените в людях?

- В первую очередь, искренность. Если человек не искренний, то кто бы он ни был и как бы ни зависела от него моя жизнь, он мне неинтересен. И еще: человек всегда должен оставаться человеком.

Иерей Александр (мирское имя архимандрита Антония) с патриархом Ефремом
Иерей Александр (мирское имя архимандрита Антония) с патриархом Ефремом     

- Вы стали не просто верующим человеком, но священником. Почему?

- Я всегда на первую ступень ставил Церковь, а Церкви нет без священников. К моему великому счастью, на моём пути были такие священники, как отец Борис Фарафанов, отец Константин Немчинов, Патриарх Каллистрат. В них я видел настоящих людей и настоящих священнослужителей.

- Что такое настоящий священнослужитель?

Настоящий священнослужитель - тот, кто не делит людей на категории, он во всех видит своих овец.

- Настоящий священнослужитель - тот, кто не делит людей на категории, он во всех видит своих овец. Один человек это мнение зацементировал во мне. Был такой академик Алексей Алексеевич Минх. Он жил на Кутузовском проспекте в Москве, а под ним жил мой родственник, к которому я часто приезжал в советское время. Мой двоюродный брат дружил с этой семьей, и я, естественно, тоже. И вот как-то мы одновременно спустились на лифте на первый этаж, вышли во двор, и этот академик (а в то время академики отличались от забулдыг и пьяниц), такой представительный, статный, красивый человек, снимает шляпу и здоровается с дворником. Я удивлённо смотрю на него, а он говорит: «Отец Александр (до пострига я был отцом Александром), почему вы удивляетесь?» - «Алексей Алексеевич, действительно удивительно, потому что у нас в Грузии не так. Академики с дворниками не здороваются». Это стало маяком в моей жизни. Для меня безразлично, кто ты: дворник, педагог, врач, архиерей или ещё кто-то. В Библии сказано: Бог создал человека по образу и подобию Своему. Там не написано: Бог создал профессора, или дворника, или уборщицу. И я в первую очередь хочу увидеть человека. И стараюсь, как червь точит дерево или яблоко, так и я хочу залезть в этого человека, завоевать его сердце, потому что иначе нет смысла мне с ним общаться. И, если мы расстанемся такими же, как мы встретились, и если он от меня чему-то не научится, а я не получу удовольствия, что дал ему что-то, какой смысл жить на свете?

- Когда вам лучше жилось как священнослужителю - тогда или сейчас?

- Вам одним словом сказать? Тогда.

Тогда, Царство ему Небесное, Рати Татишвили, помощник уполномоченного, прямо мне говорил: «Моя обязанность - тебя растоптать». И я старался не попадаться ему под подошвы, чтобы он меня не растоптал. А сейчас «гладят по головке ежовыми рукавицами».

Тогда я в глаза видел своего противника. Мне часто вспоминаются слова одного человека, который двадцать с лишним лет назад на Кутузовском проспекте в один из вечеров мне сказал: «Отец Александр, мы совершили большую ошибку». Мы сидели в его библиотеке и беседовали, это всегда были дружеские беседы, несмотря на разные полюса, на которых мы с ним находились. И мне так приятно это было услышать от старого работника органов. Но он продолжил: «Мы ваших попов перестреляли в 1937 году. А вы их всех сейчас сделали святыми. Теперь мы будем умнее: мы создадим такие условия, что вы сами перегрызёте друг другу глотку».

То, что происходит то падение, то восхождение - свойственно человеку. И так было всегда: где-то затухала лампада, где-то возгоралась

К сожалению, его слова сбываются. Но у нас есть Господь, наши духовные наставники. Я всегда говорю, что мы крошечки со столов Патриархов Ефрема, Каллистрата, Алексия I, отца Иоанна (Крестьянкина). И наши крошечки перейдут на следующее поколение. И так будет бесконечно: преемственность незыблема во веки. А то, что происходит то падение, то восхождение - свойственно человеку. И так было всегда: где-то затухала лампада, где-то возгоралась. Все зависит от того, как мы сами подливаем в нее масло.

- Очень важно встретить в жизни настоящего христианина! У вас таких встреч было много. Вы уже упоминали замечательных первоиерархов Грузинской Церкви - Каллистрата, Ефрема, которых знали лично. Расскажите о них поподробнее.

- О-о, так мы далеко зайдём! В первую очередь, они были людьми, и они были очень простыми. К нам часто приезжал Патриарх Алексий (Симанский), он был дружен с Патриархом Каллистратом. Из аэропорта он направлялся в кафедральный собор, прикладывался к Пресвятой Богородице Иверской и к кресту святой Нины. И я был свидетелем того, как однажды Патриарх Каллистрат на Малом входе, когда поют «Во Царствии Твоем», вынес свечу, а Патриарх Алексий изумился: «Ваше Святейшество, что вы делаете?» Действительно: Патриарх несёт то, что должен нести послушник! А он ему мирно-мирно ответил: «Ваше Святейшество, неужели Вам трудно согласиться, чтобы я несколько минут побыл Иоанном Крестителем?» Вот это глубина: знать, что идущий со свечой изображает Иоанна Крестителя, а за ним несут Евангелие, то есть, Самого Христа. Знать, что вся Литургия построена на жизни Спасителя. То, что Патриарх это так переживал, воспламеняло мою веру.

    

Патриарх Ефрем очень любил цветы, и даже из поездки в Париж, где он встречался с грузинскими эмигрантами, привёз три куста чёрных роз. Один раз мы находились в Патриархии - секретарь, бухгалтер, зав.складом и я. Патриарх возился с розами в саду. И приехал священник из России, он прошел мимо Патриарха, приняв его за садовника. Прошёл к секретарю: «Я такой-то, мне нужно встретиться с Патриархом». Секретарь ответил: «Он занят, подождите, пожалуйста». Через некоторое время батюшка переспросил: «Простите, у меня мало времени, может, вы могли бы доложить Патриарху?» На что секретарь сказал: «Да вот он, посмотрите». Священник выглянул в окно, видит: «садовник» подрезает розы. - «Как! Это Патриарх?» Ему стало неловко, что он прошел мимо Святейшего, и он попросил, чтобы мы проводили его через другой подъезд.

Вечер. Святейший мне говорит: «Пойдём, сынок, за хлебом». А недалеко от собора на улице Кирова был хороший хлебный магазин. Я, без всяких задних мыслей, отвечаю: «Сейчас скажу, чтобы подали машину». - «Что? Мне нужен хлеб, а я буду церковный бензин тратить на то, чтобы за хлебом ездить?» (Семь копеек тогда стоил бензин!). И мы пошли пешком.

Таких случаев было много, но больше всего мне запомнилось, конечно, как Патриарх Ефрем меня «обижал». Как- то мы вышли из домика, где он жил, и Святейший говорит: «Снимешь куколь, рясу, отнесешь в алтарь и беги в дом» (что-то доделать). Я снял с него куколь и пошёл домой. Задержался. Прихожу к концу Евхаристического канона. Святейший уже причастился, сидит в кресле. Я облачился в стихарь, подошёл, встал, как всегда, рядом, справа. Он говорит: «Ты что на службы не ходишь?» - «Так, Святейший, вы же благословили!» - «Почему не был на службе?» Я улыбнулся: «Ваше Святейшество, вы же сами благословили». Он стукнул об подлокотник: «Ты как смеешь с Патриархом так разговаривать? Уходи отсюда!» Я ушёл. Плачу, а «рыженький» наматывает: «Видишь, как он издевается над тобой? В твоём возрасте ребята сейчас, кто на дискотеке, кто в ресторане, а этот старый, ты ему прислуживаешь, а он еще на тебя и орёт!» А после отпуста мне надо выходить вместе с Патриархом на кафедру на молебен. Ну как я с такими глазами, опухшими от слёз, выйду? Стыдно. Я решил пойти умыться. Иду так черепашьими шажками. Святейший: «Иди сюда». Ну, куда денешься, подошёл. - «Нагни голову!» И он меня в макушку поцеловал. Я забыл, честно вам говорю, за что он меня ругал. Я забыл, что я плакал. Я забыл, что я нервничал. Вот это была настоящая, христианская, отеческая любовь!

- В грузинском народе всегда меня восхищает отношение к старшим, отношение к маме. Расскажите о вашей маме.

- К сожалению, мы начинаем ценить маму, мамочку, после того, как её теряем. Очень мало слов утешения у нас бывает по отношению к маме, пока она жива. Стоит маме сделать замечание, мы огрызаемся, а потом сожалеем об этом. Наверное, так уж создан человек, что близкому человеку легче нанести обиду. Я считал, что лучше всех должна понимать меня моя мама. И пользовался этим. Раз вернулся расстроенный из храма. А в течение дня ко мне придет то юноша- наркоман, то девица, сбившаяся с пути, то бабушка, которой кажется, что сын её хочет убить, и я должен успокоить каждого. Но я же тоже человек! Вот прихожу домой после этого и громко на маму накричал. Она расплакалась, ушла в другую комнату. Когда я успокоился, позвал её: «Мама, ты понимаешь, что я "газовый баллон"? Я ухожу из дома пустым, а в храме наполняюсь тётей Маней, дядей Федей, сопляком, который начал курить и боится показаться на глаза родителям. А на следующий день мне снова идти в храм и вбирать в себя новые людские беды и грехи». Мама посмотрела на меня: «Так что же, я - газовая плитка, что ты на мне разряжаешься?!»

Мама - очень дорогой для меня человек. И я всегда говорю молодым: никогда не ставьте супругу выше мамы. Несмотря на то, что в Священном Писании сказано: «Оставь отца своего и матерь свою и прилепись к жене своей». Это не значит, «возненавидь маму». Есть рассказ о том, как жена возненавидела свою свекровь и дошла до такого состояния, что говорит мужу: «Если ты меня любишь, принеси сердце своей матери». Он пошёл, убил маму, достал сердце и бежит с этим тёплым сердцем к жене, споткнулся, упал, и сердце говорит ему: «Сынок, ты не ушибся?» Вот что такое мама! Мы очень поздно понимаем это. Но, думаю, Господь простит нас за то, что мы такие, потому что Он сердцеведец и видит, с каким сердцем мы потом каемся. К сожалению, наверное, судьба каждой матери - нести тяжести своего ребёнка.

- С высоты возраста и опыта от каких ошибок вы хотели бы уберечь молодых?

- От колебания в вере, от двуличия, от человекоугодничества.

Отец Иоанн (Крестьянкин) в своём завещании сказал: «Ничего на свете не бойтесь, кроме греха». А мы сейчас боимся всего на свете, кроме греха

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) с архимандритом Антонием (Гулиашвили) Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) с архимандритом Антонием (Гулиашвили)

Как отец Иоанн в своём завещании сказал: «Ничего на свете не бойтесь, кроме греха». А мы сейчас боимся всего на свете, кроме греха.

- В нашей жизни много боли и скорби: у кого-то это болезни, у кого-то тяжёлая семейная жизнь. У каждого есть свой крест в жизни. Как человеку из-за этого не потерять веру?

- Верить, что мой крест намного легче креста других людей. Вот, к примеру: лежу я дома со своими болячками. Когда у меня раскрываются раны, я думаю: «Господи, доколе я должен это терпеть!» Иногда... я очень не люблю плакать, на людях особенно, но один порой и заплачу. И вот пошло-поехало, начинаю впадать в отчаяние. Утром выхожу я на улицу и что вижу? Женщина везёт коляску. В коляске ребёнок-инвалид лет двенадцати. Меня словно кипятком ошпарило. Думаю: «Ты 75-летний старик, столько лет проживший, стольким людям принесший радость и утешение, ропщешь? Когда этот ребёнок сидит в коляске, и он - инвалид». Мне стало стыдно.

- А как быть матери этого ребёнка?

- Принять скорбь как дар Божий. Это не наказание, это очищение. Матери нужно смириться, согласиться и молить Господа о даровании ребенку благодати и себе терпения, понимаете? Не роптать.

- Но ведь естественно возникает вопрос: «Господи, почему мне? За что?»

- А, может быть, потому, что мой дедушка или моя бабушка что-то сделали? Без причины и прыщ не вскочит. В Грузии есть хорошая поговорка: «Дедушка ел сливу, а у внука появилась оскомина». Поэтому дедушка, пока он ещё не дедушка, а юноша, должен думать об этом и не делать никому зла, чтобы у его внука не было оскомины. В этом мудрость Православия.

- Находясь в такой жизненной ситуации, имея рядом с собой тяжело больного человека или иную беду, как жить и радоваться, где черпать силы для радости?

- У Боженьки. Боженька даёт эти силы. Был у меня такой случай по молодости: пять комсомольцев и пять верующих ребят решили провести эксперимент. И я в этом эксперименте участвовал. Комсомольцы пошли по верующим семьям, а верующие пошли по семьям атеистов. Вот заходим мы в неверующую семью: в каждой комнате телевизор, хрусталь, у дома стоят две-три машины. Спрашиваем: «Вы довольны своей жизнью?» - «Нет». - «Почему?» - «А вот, муж моей подруги купил такую-то машину, а мой муж никак не купит». - «А дети у вас есть?» - «Один ребёнок». - «Почему только один, вы ведь так хорошо живёте?» - «Ну, чтобы завести второго, нужно год до родов и год после лишать себя кинотеатров, ресторанов, развлечений... Зачем год жизни терять из-за ребёнка?» У всех почти одни ответы! Все богатые были недовольны своей жизнью.

Спрашиваем комсомольцев: «Ну, как ваши дела?» - «А нам пришлось с совсем чокнутыми бабулями встречаться. Заходим: железная кровать николаевского времени, фанерный шкафчик для посуды, на гвоздике на стенке пальто и халатики занавеской закрыты. - «Бабушка, вы довольны своей жизнью?» - «Да». - «Чем же вы довольны, если у вас ничего нет?» - «У меня Боженька есть. Зачем мне богатство, если у меня есть Боженька?»

- Что даёт человеку вера?

Вера даёт человеку стимул к жизни. Помогает человеку принять то, что ему дано от Бога, даёт силу пережить посланные ему трудности, справиться с ними

- Вера даёт человеку стимул к жизни. Вера помогает человеку принять то, что ему дано от Бога, даёт силу пережить посланные ему трудности, справиться с ними. И он верит в то, что, если он справится, то Господь ему обязательно приготовит награду.

- Что вы желаете нам, людям XXI века?

- Делать людям только добро и не желать того, чего себе не желаете. Никому. Даже самому явному врагу не желать плохого.

У меня была духовная мать во Мцхете, схимонахиня. И я очень удивился, когда увидел в её помяннике имя убийцы её отца. - «Матушка! Ну, как ты можешь молиться за человека, который убил твоего отца?» - «Я молюсь о нем для того, чтобы он не попал в кромешный ад. Он совершил ошибку. Разве можно за него не молиться?»

Жить так - обязательно спасёмся. Зла всегда больше, но всё равно побеждает добро.

С архимандрит Антоний (Гулиашвили) беседовала Александра Никифорова

http://www.pravoslavie.ru/put/76077.htm

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александра Никифорова
Все статьи Александра Никифорова
Архимандрит Антоний (Гулиашвили)
«Зла больше, но все равно побеждает добро»
Беседа с архимандритом Антонием (Гулиашвили)
03.02.2015
«Нет ничего сильнее милосердия Бога». Часть 1
Беседа с архимандритом Антонием (Гулиашвили)
07.09.2010
Православие в России никогда не умирало
Интервью с архимандритом Антонием (Гулиашвили)
07.06.2005
Все статьи Архимандрит Антоний (Гулиашвили)
Последние комментарии
РНЛ для автолюбителей
Новый комментарий от Александр Тимофеев
15.01.2021 06:56
Синодик русского духовенства, скончавшегося в период коронавируса
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.01.2021 06:11
Русское миропонимание и культурная идентичность
Новый комментарий от Игорь Бондарев
15.01.2021 06:08
Слава Герострата и Вовочка из анекдота
Новый комментарий от Vladimir
15.01.2021 05:51
Оказывается, стране нужно больше «креативных политологов»!
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
14.01.2021 11:17
Андрей Климов: Силы из-за рубежа «взбаламутили» людей
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
14.01.2021 11:08
Владимир Путин: «Нужно переходить от масштабной к массовой вакцинации»
Новый комментарий от Русский Сталинист
14.01.2021 10:19