itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Очень странное кино

Кого впечатляет фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева?

Фильм "Левиафан" Андрея Звягинцева 
0
293
Время на чтение 6 минут
Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», не успев выйти на широкий экран, наделал много шума и вошел в топ самых горячих кинообсуждений. Скажу сразу: на меня фильм не произвел впечатления. Не потому, что он «антиклерикальный» и что так, как в фильме, «не бывает». Думается, любой, кто живет в России, может сказать: «Бывает и хуже».

Русский или универсальный?

И не потому, что правящий архиерей в картине показан воплощением вселенского зла, и это «оскорбляет мои религиозные чувства». Мои религиозные чувства ничего не оскорбляет. Я вообще не очень понимаю, как религиозные чувства можно оскорбить. Мне фильм «Левиафан» не нравится потому, что он не несет ничего - ни уму, ни сердцу, потому что он сплошная выдумка (про притчу говорить не надо, я понимаю, что это не соцреализм). Выдумка не в смысле несоответствия реальности, а в смысле художественном и экзистенциальном. Все характеры здесь - плоские, без теней и полутонов; документальность - кажущаяся, мотивы поступков героев - порой нелепы и ничем не мотивированы. Градус депрессии - запредельный, и после просмотра любой честный человек должен выбрать для себя один из трех вариантов дальнейшего реагирования: повеситься, застрелиться или утопиться. Предпочтительнее, конечно, утопиться - для пущего символизма.

Левиафан - в ветхозаветной традиции морское чудище и одно из имен сатаны, символ зла. В фильме городок на Крайнем Севере со всех сторон окружен морем, которое тревожно и властно волнуется, грозя бедой. И как нет выхода из этих морских тисков, так нет освобождения от щупалец зла, поглотившего мир. А точнее - Россию. И не надо говорить о том, что такая история может произойти в любой точке мира: и картинка, и характеры, и приметы - чисто русские. И иностранным зрителем на международных фестивалях, где Звягинцев получил множество наград, в том числе и «Пальмовую ветвь» в Каннах, наверняка опознавались именно как русские. Представляю себе их ужас перед этой «дикой страной» и славословия Богу, сподобившего родиться не в ней...

Банально говорить о том, как часто и в каком количестве пьют герои, на каком языке они разговаривают, но не думаю, что это типично для немца или американца. Да и типаж главного героя Николая - на мой взгляд, чисто русский. Все коллизии и перипетии, общественные и политические, - тоже вполне в национальном стиле, поэтому мое глубокое убеждение, что это русский фильм о России, а не просто абстрактная экзистенциальная притча о маленьком человеке, попавшем под каток вселенского зла.

Николай - обычный русский человек, работяга, у него дом - на берегу моря. Для него этот дом - его крепость, его фундамент. И вот отвратительный мэр в прекрасном исполнении Романа Мадянова через неправедный и подконтрольный суд (ну а какой же еще?) решает его этого дома лишить, а землю застроить. Чем - до последнего момента держится в секрете.

Мафия бессмертна

Герой Мадянова не просто плохой, он вопиющий, практически садист, упивающийся своей властью и возможностью крошить в щепки человеческие судьбы. Его во всем покрывает и поддерживает и даже наставляет на его кровавые дела местный архиерей - один из самых плоских образов в фильме. «Если узнаю, что он построит на моем месте дворец, приду и расстреляю», - обещает Николай. Но тут - внимание, сюрприз - выясняется, что на месте разрушенного дома Николая должна появиться... церковь. Храм на крови, на костях, на обломках человеческой жизни - антиклерикальных шаблонов можно подобрать довольно. И неожиданно оказывается, что вовсе не мэр самый что ни на есть подонок и гад, а вот этот самый ходульный архиерей, который объявляется фактически служителем левиафана, волком, рядящимся в овечьи одежды. Мафия, одним словом, бессмертна, и она совсем не там, где вы думаете. Она ого-го где! Очень свежая мысль...

Весь этот бред человека, ни дня, по всей видимости, не жившего в Церкви, не хочется как-то даже комментировать. Вся эта история про симфонию с государством навязла в зубах и ушах. Противопоставление богатого и злого архиерея бедному, но честному простому батюшке - прием, что и говорить, достойный Каннского фестиваля. Честное слово, смотреть на это лично мне было неинтересно и скучно. Какая-то мрачная эстетская артхаусная ахинея и чепуха...

Но местами скука перерастала в недоумение. У Николая есть жена, которую он любит и которую не любит его сын от первого брака. И вот эта жена изменяет своему мужу с его лучшим другом, московским адвокатом, приехавшим его защищать, в самый тяжелый для мужа момент. Причины, по которым эта прекрасная женщина решается на адюльтер, мне лично остались непонятны. Несмотря на то что режиссер долго показывал нам героиню без бикини, пытаясь, видимо, запечатлеть в нашем сознании этот обнаженный драматический и, наверное, как он думает, эстетский кадр. Так вот, мне все равно осталось неясно, на что она повелась. Столичное ли мужское обаяние тому виной или отчаяние и надежда убежать от этой невыносимой жизни? Кто-то говорит о просто иррациональном порыве, но я таких порывов, простите, не понимаю.

Потом, после отъезда возлюбленного и конфликта с сыном Николая дама решает, что пора уже броситься в объятия левиафана. Говоря по-русски, идет топиться. Вот такая экзистенциальная драма. Страшная-престрашная.

Отдельная песня - это то, как режиссер изображает русскую «массовку» - простых людей, населяющих город. Эпизод, когда героиня едет в автобусе; камера выхватывает лица, в основном это лица женщин. Я не знаю, насколько нужно людей не любить, чтобы так их видеть и показывать. Глупое, дебелое, усталое «быдло». Наверное, долго проводился кастинг - такие лица надо еще поискать. Так может, Звягинцев таким образом этим людям сострадает? Может. Но я не заметила.

Единственное, что немного тронуло, - это линия библейского Иова, до которого режиссер попытался возвести своего персонажа. Но попытка окончилась пшиком. Библейский Иов невыносимо страдает, а потом его посещает Бог и отвечает на все его вопросы. Во вселенной Звягинцева нет места Богу, поэтому все заканчивается просто страданием. Зло побеждает добро, левиафан торжествует. А как вы хотели? В артхаусе все по-взрослому. Ад, ад, адский ад, все прогнило. Люди, сдавайтесь.

Шедевр или набор шаблонов?

Откровенно говоря, больше и сказать о фильме нечего. Я не понимаю, какие еще экзистенциальные пласты можно здесь выискивать. Чем бессмысленнее и беспросветнее российская действительность - тем больше шансов у храброго российского режиссера получить награды на иностранных фестивалях. Впрочем, я верю, что Звягинцев искренен, он просто так видит мир. В одном из интервью режиссер и сам это подтвердил, заявив, что его фильм - «это правда сегодняшнего дня, правда эта целительна, хоть и горька, и она необходима для того, чтобы проснулись заснувшие было чувства и эмоции».

Андрей ЗвягинцевНе знаю, у кого как, но у меня после фильма ничего не проснулось. Возможно, это потому, что я не продажный чиновник и не оборотень в рясе, но мне показалось, что разоблачения «Левиафана» никакая не правда, а сплошная натяжка, почти карикатура, плакатная антиагитка на действительность. Безусловно, режиссер имеет право на концентрированно-негативное высказывание, но, как верно заметил публицист Дмитрий Ольшанский, высказываться можно по-разному. Можно, проживая свое кино из глубины своего существа, а можно - искусственно. Вот «Левиафан» - это кино, которое сделано искусственно, словно из кубиков, из набора клише. И с этим как раз и связано ощущение неправды, а вовсе не с политическими и идеологическими реалиями.

Кто-то говорит: вот, фильм очень сильный, не в силах, однако, эти эмоции объяснить. Если человеку надавать обухом по голове, то это тоже будет сильно. Но не значит, что высокохудожественно.

Несмотря на все это, я категорически против того, чтобы фильм запрещали. Нельзя этого делать ни в коем случае. Никакого вреда он не нанесет. Отвратит от Церкви? Да полноте, уже наотвращались. Напугает? Но кого? Все уже пуганые. Порушит основы государства? Да ничего он не порушит. А вот если начать запрещать и не пущать, эффект может быть гораздо сильнее: запретный плод сладок. Все эти разоблачительные письма в органы власти с требованием наказать и праведными стонами - не что иное, как отголоски советского стукачества и доносов. Закончиться это может плохо.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Саратовская панорама» № 2 (526)

Елена Балаян

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/ochen-strannoe-kino
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Елена Балаян
Однажды в Лопуховке
Как 70-летняя баба Валя в одиночку храм в селе восстанавливала
30.12.2016
Расти добрым и сильным
Саратовский военно-патриотический клуб «Патриот» приглашает на тренировки детей и взрослых
01.02.2016
Все статьи Елена Балаян
Фильм "Левиафан" Андрея Звягинцева
«Поведение Серебрякова является нелогичным и подловатым»
Известные деятели осудили русофобское заявление российского актера, бежавшего в Канаду
22.02.2018
«Заявление этого актера подло и бесчестно»
Под фразой о том, что национальной идеей России являются «сила, наглость и хамство», Алексей Серебряков маскирует гибель, а точнее убийство русской деревни
22.02.2018
Победа в битве Бога и дьявола остаётся за дьяволом
Сергей Смирнов о фильме Андрея Звягинцева «Нелюбовь»
29.09.2017
Все статьи темы
Последние комментарии
Солдаты Ким Чен Ына в СВО на Украине?
Новый комментарий от Адриан Послушник
09.08.2022 23:22
Священная война
Новый комментарий от Сант
09.08.2022 21:47
Анти-идеология
Новый комментарий от Марфа Зотова
09.08.2022 21:13
В бой после молитвы
Новый комментарий от Бретонец
09.08.2022 19:44
О будущих приключениях корейцев в ДНР
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
09.08.2022 18:38
О возможности союза России и Германии
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
09.08.2022 18:03