«Исход» Ридли Скотта: библейское фэнтези по-голливудски

0
357
Время на чтение 6 минут


«Исход» Ридли Скотта: библейское фэнтези по-голливудски

Великий британский режиссер Ридли Скотт тридцать пять лет назад снял культовый космический супербоевик «Чужой». А пятнадцать лет назад он снял культовый исторический супербоевик «Гладиатор». Семь лет назад он выпустил культовую криминальную драму «Гангстер». А потом еще несколько ударных фильмов, которым предстоит стать культовыми... Ридли Скотт - один из титанов большого кинематографа. Именно поэтому миллионы людей по всему миру с восторгом и бешеным интересом восприняли новость: Ридли Скотт сделал фильм «Исход: цари и боги»!

Восприняли не потому, что картина поставлена по Библии. Не потому, что речь там идет о Господе Боге и Моисее. Даже не потому, что взят один из главных для иудаизма и христианства исторических сюжетов. А потому что ее создал сам Ридли Скотт, который снял «Чужого», «Гладиатора» и «Гангстера». Вот так.

Ну а тех, кому, по некой несовременности ума, Библия, Бог и Моисей все-таки важнее культовых боевиков, что ж, тех, наверное, заинтересует, какие рождественские подарки голливудский дед Мороз укрыл под роскошной елочкой блокбастера - еще пока не культового, но дайте срок. Вот только восторг - плохая основа для того, к чему надо подходить с холодной головой и трезвым умом.

Прикрутим-ка фитилёк восторга.

Не Библия...

Прежде всего: «Исход» Ридли Скотта и настоящий Исход, тот, о котором известно из Священного Писания, - разные истории.

Расхождения огромны.

Так, в библейской истории Исхода одну из главных ролей играет Аарон, без него в принципе невозможен диалог между Моисеем, не имевшим, по его собственным словам, риторского дара, и фараоном, да и всем Израилем. У Ридли Скотта Аарона почти не видно: так, промелькнул на третьем плане...

isxod_2

Библия четко говорит: жена Моисея Сепфора отправилась вместе с ним в странствие, которое привело к освобождению египетских евреев. В картине вместо этого - трогательная сцена прощания главного героя с женой и отпрыском.

В Священном Писании Господь Бог обращается к Моисею из горящего и несгорающего куста. Видеоряд «Исхода» - иной: там куст горит, конечно (красивая же картинка, какой киношник не оценит!), но из пламени никто не вещает, поскольку носитель «Божьего гласа», некий мальчик, бродит неподалеку.

Бог дает Моисею необыкновенные способности, коими тот должен доказать египетским евреям, что имеет от Бога особую миссию. Ридли Скотт всё это у центрального персонажа забрал и выкинул. Включая знаменитый жезл, при особой необходимости обращавшийся в змею.

И так далее, и так далее, и так далее...

Великий режиссер особенно не стеснялся, выбрасывая из библейской истории одно и вставляя туда другое. Лепил что хотел и как хотел, перемешивая «глину» Священного Писания с неожиданными ингредиентами. В итоге сохранилась лишь самая общая канва событий от бегства Моисея до обретения Заповедей на горе Синай.

Самая - хотелось бы подчеркнуть - общая. Зато со всякими фантазийными завитушками, порожденными буйством современной творческой стихии...

И не история Египта...

Столь же велики расхождения и с политической историей Древнего Египта.

Только очень прихотливая фантазия могла связать фараона Рамзеса II, удачливого вождя в битве при Кадеше, и Моисея, выводящего евреев из Египта. Действительный Моисей ни в одном источнике не подается как египетский полководец, спаситель фараона, тем более как один из победоносных полководцев Кадеша. История египетской цивилизации II тысячелетия до н. э. вообще неплохо изучена. Оружие, материальный быт, взаимоотношения между вождями этой державы более или менее известны, и они весьма далеки от того, что навыдумывала четверка сценаристов: Адам Купер, Билл Колладж, Джеффри Кейн и Стивен Зеллиан.

Правда, хронология Исхода - вообще историческая проблема высшего класса сложности: можно ткнуть пальцем в любую точку тысячелетнего периода между XI и XX веками до н. э., и найдется библеист, который «железно» доказал, что Исход был именно тогда...

isxod_3

Видимо, на этом фоне Ридли Скотт принял стратегическое решение: «К чему себя связывать историческими реалиями, когда историки сами до конца не разобрались?! Больше вольности моему гению!»

...а библейское фэнтези

Иными словами, «Исход» - ни в какой мере не исторический фильм и не экранизация сюжетов Священного Писания. Он по все пунктам - мимо Библии, мимо политической истории Египта, мимо древнеегипетской культуры.

По большому счету «Исход» - фэнтези с библейскими мотивами в основе. С масштабными батальными сценами, со зрелищными египетскими казнями, с красивыми женщинами, неправдоподобно совершенными мечами и - на закуску - с чудом потопления фараоновых колесниц в Красном море, причем в блюдо добавлено множество разных специй: гвоздика побрякивания боевой упряжи, мускатный орех доброты Моисея, картинно спасающего фараона, кардамончик высоких прозрачных волн, молотый перчик ужаса на лицах доселе неустрашимых египтян.

И ставить этот фильм надо в один ряд с многочисленными фэнтезийными премьерами недавнего времени - с «Хоббитом», скажем, или с «Седьмым сыном»...

Но что захотел сказать Ридли Скотт в своем детище? Столь редкая и столь дорогостоящая конструкция, как христианское кинофэнтези за 140 миллионов долларов достойна внимания уже по одной только причине, что у ее создателя - очень серьезная репутация. То художественное высказывание, которое он сделал, сняв свой фильм, будет ходить по умам всего мира, будет обсуждаться, будет разобрано на кирпичики и обсосано до нитки.

В «Исходе» художественное высказывание Ридли Скотта - хотя и далеко от строгого следования Библии - всё же заряжено глубоким смыслом.

«Исход» английского кинематографиста представляет собой историю умаления и возрождения веры.

Египет - а ведь жители его от простого ремесленника до фараона такие же потомки Адама и Евы, как и евреи! - утратил имя Бога, представление о Боге, веру в Бога. Вместо этого страна поклоняется темной дряни, а правители ее самонадеянно велят называть богами самих себя. Евреи смутно помнят, что им обещали возвращение в Ханаан с молочными реками и медовыми берегами. Но и у них от веры остались какие-то жалкие огрызки, умы загрязнены, на Бога никто не уповает. Главный герой - лучшее, что породили египетская культура и еврейская кровь, - мнит себя великим полководцем, могучим освободителем своего народа. А на деле он никто и ничто без Бога, и все его попытки спасти евреев силой оружия имеют вид убогой партизанщины.

Господь Бог с болью, с кровью, наводя ужас, выкорчевывает неверие. Фараон Рамзес, у которого умер сын-первенец, кричит: «Да что это за Бог такой - детоубийца! Ему могут молиться только фанатики!» Да, Бог Ветхого Завета страшен. Наш Бог, Бог любви, милосердия и самопожертвования, тот Бог, который Сына своего отдаст на мучительную смерть, Бог отцов наших, однажды прошел по темным улицам египетских городов и за ночь уничтожил тысячи детей... Так было. И Он право имел, ибо Он - Господь.

А теперь старик-англичанин Ридли Скотт всему миру говорит: «Не мог иначе Господь! Ибо люди, как свиньи, жили в нечистоте, не имели ни любви, ни веры, ни радости, и чтобы вырвать их из скотского состояния, Богу пришлось убивать».

К концу фильма один персонаж изо всего огромного народа - Моисей - завершил чудовищно тяжелый путь к обретению веры. Сначала он через силу явил Богу покорность, потом от горделивой покорности добрался до сознательного смирения. А когда не осталось никакого иного выхода, выплавил из серой ноздреватой руды смирения чистый металл веры. Той самой веры, какая дает силу двигать горами. И только после того, как Моисей подарил собственную веру всему народу евреев, тот был спасен от гибели и получил право на всю свою дальнейшую судьбу.

Вот так: один под страшным прессом уверовал, а все через него спаслись.

* * *

Хорошо, что Ридли Скотт осмелился сказать такие вещи. Полезно нам, христианам, размышлять над предельными проблемами бытия. Потому что если не размышлять над ними, вера наша обратится в сладенький компотик, который так удобно пить по стакану после обеда.


VolodihinD ВОЛОДИХИН Дмитрий

http://foma.ru/ishod-ridli-skotta-bibleyskoe-fentezi-po-gollivudski.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Володихин
Слово Патриарха в день Кирилла и Мефодия:
чтобы силы зла не поколебали единства нашей церкви
25.05.2022
Русский Исход
95 лет назад сотни тысяч людей покинули Россию
02.12.2015
Все статьи Дмитрий Володихин
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40