Материалы по теме
-
-
Ольга ЖУКОВА
- Битва культур
- «Культуркампф» - таким термином, который можно перевести как «битва культур», пользуются порой историки для описания нефронтового противостояния фашистской Германии и СССР.
-
-
Нильс ИОГАНСЕН
- 28 и еще тысячи
- 16 ноября 1941 года на пути рвавшихся к столице фашистских захватчиков встали 28 панфиловцев - герои, о которых знает каждый. Но гораздо больше тех, кто забыт.
-
-
Виктор СОКИРКО
- Славный день календаря
- Праздник сохранился, смысл поменялся
-
-
Кира ГОЛОВКО
- Московский Художественный и Великая Отечественная
- В издательстве «Искусство-XXI век» готовится к печати книга воспоминаний старейшей актрисы Московского Художественного театра Киры Головко. Рабочее название мемуаров «Адмиральша»: Кира Николаевна - вдова легендарного советского военачальника адмирала Арсения Головко. Сегодня мы предлагаем нашим читателям фрагменты из не вышедшей еще книги. Так жил МХАТ во время войны.
Опрос
Чего Вы ожидаете от 2015 года?
- Боюсь, ничего хорошего. Ситуация в экономике тревожная, зарплату наверняка урежут. Как бы вообще работу не потерять...
- Пусть будет трудно, зато моральный климат, наконец, изменится к лучшему. Честные, трудолюбивые люди начнут оттеснять прохвостов и тунеядцев во всех сферах - власть поймет, что иначе страну не поднять
- Надеюсь, Запад опомнится, оставит в покое Украину и прекратит вмешиваться в дела Русского мира
- Жду визу - хочу уехать из России
- Придерживаюсь принципа: «Жизнь - как баня, хочешь - паришься, а хочешь - нет». Лично я ничего не загадываю, живу текущим днем
- Мы ждем ребенка!
Показать/скрыть результаты
24.12.2014
«Для меня каждый Новый год пахнет сиренью, - рассказывает жена летчика-фронтовика Мария Николаевна Татаренко. - Муж, командированный в предновогоднюю Москву для получения самолета из ремонта, ввалился в дом в заснеженной меховой куртке и унтах, румяный от мороза, веселый, с небольшой елочкой в руках и бумажным кульком. Развернул его, а там - чудо! - ветка живой сирени! А вечером мы пошли на концерт, и зал был переполнен...» Это одно из немногих дошедших до наших дней воспоминаний о том, как в Москве встречали первый военный Новый год.
Много лет спустя, уже в мирное время, в новогодней компании летчиков-однополчан моего деда я слушала поражавшие детское воображение рассказы о военных праздниках - фронтовых елках, украшенных гильзами от патронов, драгоценных для каждого бойца посылках с теплыми варежками и носками, что присылали из тыла незнакомые рукодельницы, о самодеятельных концертах и стенгазетах, о неизменном новогоднем винегрете.
Но первая елка войны - она была особенной. Тем более в Москве. Ведь еще за каких-то три недели до праздника осадившие нашу столицу фашисты мечтали на Новый год устроить свой «парад победителей» на Красной площади. Из Москвы были эвакуированы не только многие наркоматы, предприятия и вузы, но и почти все культурные учреждения. Казалось, что городу, находящемуся под постоянными смертоносными бомбежками, не до цветов и праздников.
Однако воспоминания очевидцев, газеты и архивы восстанавливают картину насыщенной культурной жизни Москвы того времени. И это один из поразительных феноменов в истории Великой Отечественной войны. Столица после драматической массовой эвакуации 16 октября 1941 года, язвительно называемой некоторыми острословами «великим драпом», будто сил неиссякаемых набралась - до самой Победы. И как же интересно она жила!
Афиши конца ноября - начала декабря извещают не только о фильмах, идущих в кинотеатрах и Дворцах культуры, но и приглашают посетить примечательные места Москвы. Планетарий обещает показать звездное небо, движение солнца, полярное сияние и восход солнца над Москвой. Ботанический сад завлекает вестью о том, что «зацвели тропические орхидеи нежно-палевых тонов и яркие антуриумы»... Зоопарк напоминает, что ребятам, которые летом видели новичков - двух молодых волчат, интересно будет наблюдать за ними, прирученными научными сотрудниками, почти домашними. Также на территории зоопарка можно посетить и переместившийся сюда «Уголок Дурова».
Управление зеленого строительства лесопаркового защитного пояса Москвы, в ведении которого более десятка парков, устраивает во многих из них уже в ноябре катки, лыжные станции, даже проводятся соревнования. За четыре дня до неизвестного пока никому контрнаступления Красной Армии в Первом бассейне состоялись соревнования пловцов. «О войне напоминают плотно забитые окна в куполе бассейна и далекий гул наших зениток», - пишет корреспондент «Вечерней Москвы».
Совершенно потрясает информация об идущих все годы тяжелой войны реставрационных работах. К Новому, 1942-му, как подарок москвичам, был открыт Останкинский дворец-музей творчества крепостных (бывшая усадьба Шереметеввых), в котором одновременно продолжились и реставрационные работы. 24 декабря «Вечерка» публикует интервью с его директором Кириллом Соловьевым: «После круглосуточных дежурств на крышах и чердаках, когда пришлось оберегать от фашистских варварских бомбежек памятник русского искусства, мы с нетерпением ждали встречи с трудящимися Москвы. Тот интерес, с которым сейчас осматривают музей москвичи и бойцы Красной Армии, еще раз показывает, как высоко ценит и чтит наш советский народ памятники истории и культуры великого прошлого».
Другая отрадная информация того же 24 декабря 1941-го из Наркомпроса, который, за отсутствием в стране отдельного наркомата культуры, ведал не только образовательными учреждениями, но и культурно-просветительными. Так вот, в тот день Наркомпрос уведомил страну по радио, что, несмотря на бомбежки Москвы, в хитроумно закамуфлированном от вражеских самолетов шедевре древнерусского зодчества Покровском соборе (Василия Блаженного) идут реставрационные работы, и посетители «уже сегодня увидят большую часть храма такой, какой она была около четырехсот лет назад»!
День 19 ноября вошел в культурный календарь Великой Отечественной как дата открытия филиала Большого театра. Причем произошло это по воле самих артистов, по разным обстоятельствам не уехавших в эвакуацию вместе со своим коллективом в город Куйбышев. Поначалу все только дежурили во время налетов на чердаках, крышах, в помещениях. Но вскоре решили, как могли, помогать фронту - стали проводить «культурную зарядку» для раненых бойцов в госпиталях. Это и положило начало созданию фронтовых концертных бригад. Пионерами стали известные певцы - Надежда Обухова, Сергей Лемешев, Елена Степанова, Николай Озеров (отец режиссера киноэпопеи «Освобождение» Юрия и известного спорткомментатора Николая Озеровых)... Из балета - солисты Виктор Смольцов, Алексей Чичинадзе, Евгения Васильева...
Васильева, помимо того что впоследствии написала до сих пор востребованное учебное пособие «Танец», оставила замечательные воспоминания: «Мы принялись настойчиво хлопотать перед Московским советом о разрешении открыть театр. Дан был концерт. 19 ноября состоялось официальное открытие филиала Большого театра... Тревога объявлялась за тревогой, грохотали зенитки, звенели где-то разбитые стекла, а мы, полуголодные, забыв об усталости, готовились к концерту как к большому событию... Концерт прошел с колоссальным успехом. Зрительный зал был переполнен военной и гражданской публикой. Во время концерта объявили воздушную тревогу, но на просьбу идти в бомбоубежище последовал дружный ответ: «Продолжайте концерт. Мы никуда не уйдем!»
В конце декабря сформировалась первая фронтовая концертная бригада: солист оперы Коротков, солистка Дмитрович, артист оркестра Петр Швец, солисты балета Уваров и Васильева. Последняя вспоминает: «Отправляя нас на фронт, дирекция постаралась обрядить нас соответствующим образом: в необыкновенной величины ярко-зеленые валенки. Актеру оперы Леганцеву валенок не досталось, так ему их заменили сапогами Лешего из оперы «Снегурочка». Это были какие-то немыслимые боты из веревок со множеством бантиков и тряпок, которые при движении колыхались. А еще на нас надели тулупы из оперы «Иван Сусанин», волочившиеся по земле, и полотняные летние рукавицы».
На фронт бригада выехала накануне Нового года, когда газеты и радио оповещали об огромном числе посылок от населения в действующую армию и целых эшелонах вагонов-ледников от областей, краев и республик с давно забытыми продуктами: замороженными гусями, курами, пельменями, рыбой, мясом, кондитерскими изделиями и даже наливками.
Все это изобилие увидели артисты близ передовой: «Первая забота была накормить актеров. Нам дали в военных котелках не то щи, не то суп, очень жирный, и жареное мясо с макаронами. Представьте, нам, у которых давно даже хлеба не было вдоволь, дали такие вкусные и сытные вещи... Разместили в землянке, где жили врачи и медсестры - очень красивые, жизнерадостные... Нам дали прекрасные одеяла на цигейке, печечка топилась, умывальник с водой...»
Балерина танцевала в соседней большой палатке, где была установлена елка, на земляном полу, прикрытом брезентом. А вечером артистов пригласили на встречу Нового, 1942 года. На столе были и ветчина, и сало, и пирожные.
В конце декабря газеты публикуют объявление Братцевского совхоза, знаменитого совместной работой с учеными-ботаниками: к Новому году здесь вырастили на продажу в столице нежные хризантемы, цикламены, сирень и даже ландыши!
В декабре Совнарком СССР принял обрадовавшее страну постановление: перенести день отдыха с воскресенья 28 декабря 1941 года на четверг 1 января 1942-го.
В Москве, в блокадном Ленинграде, во всех городах и селах страны исполкомы, профсоюзы, комсомол должны были обеспечить проведение новогодних детских утренников с елками, Дедом Морозом, Снегурочкой и обязательными подарками. Ленинградской детворе с большими сложностями, но все же доставили ледовой «Дорогой жизни» мандарины.
В Москве, живущей еще под угрозой бомбежек, были установлены елки в бомбоубежищах. А самые крупные Дома культуры, находящиеся под защитой зениток, такие как Центральный дом культуры железнодорожников или ЦДРИ, все-таки провели и для взрослых, и для детей новогодние праздники. Например, ЦДКЖ за каникулы посетили 5000 детей, всех их встречал Айболит со зверушками. А в центральном зале ребят ждал Дед Мороз в образе старика-партизана с внучкой-Снегурочкой.
1 января в Центральном доме Красной Армии им. Фрунзе состоялся большой новогодний концерт для командиров и политработников РККА. Здесь открылась выставка живописи, графики и скульптуры «Великая Отечественная война».
А когда радио известило о наступлении Нового года, в эфире началась перекличка писателей и поэтов Москвы, одержавшей первую большую победу над врагом, и не сломленного блокадой Ленинграда.
1 января 1942 года вышел первый номер газеты «Литература и искусство», созданной, по причине острого дефицита газетной бумаги, объединением двух еженедельников - «Литературная газета» и «Советское искусство». Вновь издаваться по отдельности они стали только в 1944-м. «Советское искусство», к слову, стало предшественницей газеты «Культура».
Интересно полистать старые номера «Литературы и искусства». Например, заметила редакция, как изменился жанр почтовой открытки: от приветов прекрасных незнакомок и незнакомцев с воздушными поцелуями и голубков с письмецом в клюве открытки прошли путь к вдохновляющим плакатам малого формата. На них размещался краткий рассказ о подвигах, проиллюстрированный известными художниками, или показывались милые сердцу бойца картинки семейного быта. Но от войны никуда не уйдешь, и на одной из открыток - на фоне наряженной елки малыши выводят адрес: «Отцу на фронт. Папа, бей фашистов!»
К Новому году было выпущено 5 млн. военно-патриотических и лирических открыток, их отправляли и по стране, и на фронт. А на отдаленные участки передовой - даже самолетами, чтоб успели бойцы порадоваться вовремя. «Литература и искусство», сделав обзор вышедших открыток, оценивает их как «чрезвычайно нужную форму агитации, хорошо поддающуюся массовому воспроизведению и легко проникающую в быт».
...Разгром «непобедимого», как считали в мире, фашистского вермахта под Москвой вселил в наших дедов-прадедов огромную веру в победный итог войны. И потребуется вино, много вина, для победных тостов. Именно в 1942 году виноделы Грузии впервые выпускают знаменитейшее ныне «Киндзмараули». А потомственный дворянин и революционер, известный шампанист Антон Фролов-Багреев, разработавший ускоренный способ получения игристых шампанских вин резервуарным способом, участвует в переоборудовании старого вино-коньячного завода в Замоскворечье в Завод шампанских вин. Становится лауреатом Сталинской премии и кавалером ордена Ленина. И если до войны в стране выпускалось 300 тысяч бутылок игристых вин, то в 1942-м - целых 12 миллионов. И это тоже вселяло надежду - будет, чем встретить Великую Победу.
Ольга ЖУКОВА, кандидат исторических наук
http://portal-kultura.ru/articles/history/75786-snegurochka-vnuchka-partizana/