itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Александр Занорин: «Я едва не стал коммерсантом!»

0
579
Время на чтение 6 минут


Регент Архиерейского хора - о вере, тонкостях церковного пения и перипетиях жизненного пути

Для саратовских любителей музыки словосочетание «Архиерейский мужской хор» уже много лет является знаком качества и новых открытий. Концерты этого церковного коллектива пользуются неизменным успехом у слушателей - это в очередной раз подтвердило выступление хора в Большом зале Саратовской государственной консерватории имени Собинова. Архиерейский мужской хор представил новую программу «Русь святая, храни веру православную!», посвященную развитию российского государства и отражению этого процесса в музыке. Сегодня мы хотим рассказать о человеке, который возглавляет Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии. Его зовут Александр Германович Занорин.

Любовь к музыке и мамина правда

Александр Занорин - регент Архиерейского мужского хора Саратовской митрополии вот уже 11 лет. Регентами (от латинского слова «правящий») называют дирижеров церковных хоров. Также Александр Германович известен и как доцент Саратовской консерватории, преподает он и в Саратовкой православной духовной семинарии.

Музыка в жизни Александра Занорина была всегда, он - потомственный музыкант. Можно даже сказать, что в каком-то смысле выбор профессии был для него предопределен. Однако, как у любого человека, бывали и периоды сомнений:

- В детстве я очень любил заниматься музыкой, - рассказывает Александр. - Но потом, когда какой-то изначально заложенный потенциал исчерпался, и для достижения чего-то большего надо было уже трудиться, я испытывал приступы горячей нелюбви к своему пианино. Но это бывает со всяким ребенком. Однако, даже поступив в музыкальное училище, я до конца не определился, чем буду заниматься после его окончания. В то время меня, например, интересовала коммерция. Это были 90-е, и многие мои друзья уезжали в Москву: кто-то занимался продюсированием, открывал какие-то фирмы. Своими соображениями я делился с родителями, и, помню, мама мне однажды сказала: «Коммерсантом может стать почти каждый, а музыкальное искусство - то дело, которое приносит истинное творческое удовлетворение и пользу другим людям». И как теперь ясно, она оказалась права.

Впервые с духовной музыкой Александр познакомился еще в юности, когда впервые прослушал пластинку «Шедевры русской музыки XVII-XIX веков» - ее записал известный регент Александр Юрлов со своей Республиканской русской хоровой капеллой. Туда вошли различные древние распевы, канты и несколько духовных сочинений. Но было и еще одно:

- Мы с мамой, как-то гуляя по набережной, - помню, это был 87-й год - зашли в Троицкий собор. Перед нами приоткрылся новый мир - мир Церкви, к которому мы стали постепенно приобщаться. Впервые исполнять церковную музыку я стал в храме во имя преподобного Серафима Саровского, куда пришел певчим в 1992 году, еще до поступления в консерваторию. После моих просьб меня туда принял настоятель храма протоиерей Василий Стрелков, который часто сам вставал на клирос и пел вместе с хором, регентовал.

Впоследствии большой опыт работы над церковной музыкой, как исполнительский, так и хормейстерский, дал Александру Германовичу Саратовский губернский театр хоровой музыки, которым руководит Людмила Лицова. Значительную часть репертуара театра составляют духовно-музыкальные сочинения. Именно благодаря работе в Театре Лицовой любовь к церковной музыке, по признанию Александра Занорина, укрепилась в нем на всю жизнь.

От регентства - к осознанной вере

В 2003 году Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (тогда - Епископ) предложил Александру Занорину возглавить вновь созданный Архиерейский мужской хор. Несмотря на то, что опыта управления церковным хором не было, он согласился сразу. По признанию Александра Германовича, в тот момент у него в жизни были сложности и он воспринял это предложение Владыки как некий новый счастливый поворот. Тогда же Александр познакомился с регентом хора Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры Владимиром Горбиком, который дал ряд практических советов. Много помог в становлении нового хора и его нового регента Владыка Лонгин - он уделял богослужебному пению большое внимание, подарил множество дисков с записью церковной музыки, и такое прослушивание Александру тоже очень многое дало.

- С теми песнопениями, которые из раза в раз звучат на богослужении, было проще, ведь работа над хоровыми произведениями - дело, которым я уже несколько лет занимался, будучи хормейстером театра хоровой музыки. А в отношении изменяемых песнопений: прокимнов, стихир, тропарей - я был новичком, и мне предстояло еще освоить их стиль и манеру исполнения.

Тогда, одиннадцать лет назад, сомнения в правильности выбранного пути все же мучили. Было и страшнее - желание уйти и все бросить. Александр Германович рассказывает, что когда становилось совсем трудно, всегда приходила помощь и поддержка:

- Владыка всегда меня поддерживал. Одно его слово могло рассеять все мои сомнения, придавало силы. И, конечно, его архипастырская молитва спасла меня от опрометчивого шага. Если бы я тогда ушел, то не состоялся бы ни как регент, ни даже как музыкант. Потому что потом, когда я понял суть и стилистику церковной музыки, это открыло совершенно новые горизонты для взгляда на светскую классическую музыку, возможность воспринимать ее через призму первоисточника, ведь все искусство вышло из Церкви.

Профессиональный путь регента открыл Александру Германовичу и другое: вера - это совершенно иное, чем представлялось раньше, до служения в Церкви:

- Вера - это не умозрение, это жизнь и попытка преобразить свою душу путем аскетического труда над собой. Когда человек говорит, что он верующий, но при этом не участвует в церковных таинствах, не пытается пересмотреть свою жизнь, изменить себя, он сам же себя и обманывает. Я пел во многих храмах города, но совершенно не имел представления о богатстве веры и Церкви, которое имею сейчас - спустя одиннадцать лет.

Отражение души

По мере углубления в церковную жизнь Александр Занорин понял и еще одну очень важную вещь: жизнь регента отчасти проецируется на жизнь певчих, которые с ним работают. И неурядицы возникают в коллективе тогда, когда у регента не все в порядке.

- Церковный хор - в какой-то мере отражение души регента. В светских творческих коллективах это не всегда так и не столь явно ощущается. Только в Церкви я по-настоящему осознал, что главное для начальствующего - научиться любить людей, воспринимать их боль как свою. Это сложно, и у меня не всегда получается, но я стараюсь. И, конечно, за всех своих хористов надо молиться. Когда мы позволяем любви жить в коллективе, внимательно и сострадательно относимся друг к другу, по-христиански, то это сказывается даже на том, как хор звучит. Все, что мы делаем в Церкви, встречает особое противодействие со стороны врага рода человеческого, поэтому все так сложно. Но само по себе присутствие в храме, особенно в тот момент, когда Дух Святый освящает Дары, невольно откладывает отпечаток на сердце человека, и он начинает меняться. Так происходит и с певцами хора, которые приходят работать, а остаются служить. К этому пониманию я пришел постепенно - по мере углубления в церковную жизнь.

...Когда мы говорили с Александром Германовичем, то решили спросить его, о чем же он мечтает - как регент и верующий человек. Ответ его был поразителен:

- Чтобы как можно больше людей было счастливыми, приходило в храмы и получало возможность богообщения. И еще: я искренне желаю, чтобы Россия процветала, сохраняла и приумножала все то богатство, которое у нее есть. Мы должны любить свою страну, свой народ и правительство, пусть даже критикуя его, ведь всегда найдется повод для критики, а вот полюбить - это сложно. А нам заповедано любить. Я всегда с болью слышу разговоры, что нужно уезжать, что здесь нет никаких перспектив. Мне кажется, что сам по себе этот настрой накладывает отпечаток на саму жизнь. Я убежден, что если каждый на своем месте сделает что-то хорошее, искренне, от чистого сердца, если человек будет при этом думать не только о себе, но и о благе других, то мир преобразится. А мы, христиане, тем более должны учиться жить ради других: ради будущего своих детей, ради мира и согласия, преумножения любви, стараясь подчинять свою жизнь заповеди Господа нашего Иисуса Христа: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35).

Фото Юлии Ракиной

Подготовили Инна Стромилова
Наталья Волкова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/aleksandr-zanorin-ya-edva-ne-stal-kommersantom
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Волкова
Ксеньины кирпичики
6 февраля Русская Православная Церковь вспоминает одну из самых любимых святых русского народа - блаженную Ксению Петербургскую
06.02.2015
Все статьи Наталья Волкова
Инна Стромилова
Все статьи Инна Стромилова
Последние комментарии