В Саратовской области живут цыгане, исповедующие Православие. Они отказались от многих обычаев своих предков ради жизни в Церкви. Съемочная группа Саратовской митрополии побывала в гостях у православных цыган. В итоге был снят телевизионный репортаж и написана эта статья.
Искренние люди
Смуглолицых людей я приметила еще летом этого года в Криволучье, где под стенами Иргизского монастыря расположились на ночлег участники многодневного крестного хода из Саратова в Вавилов Дол. Мы с оператором приехали снимать репортаж о них. Директор крестного хода давал поручения подростку-цыгану и, увидев мой вопросительный взгляд, сказал: «Он из православных цыган, что идут вместе с нами крестным ходом».
Через несколько месяцев мне удалось поближе познакомиться с представителями этого народа. Мы специально для знакомства с православными цыганами приехали в Балаково, где они в большинстве и проживают. Многие из них каждое воскресенье посещают балаковский Свято-Троицкий собор. Среди прихожан их - почти треть. Цыгане приходят на Божественную литургию целыми семьями вот уже на протяжении десяти лет.
- Почему в храм ходим? - удивленно переспрашивает меня пожилая цыганка Галина Панченко, поднимая глаза от записки на молебен.- Да мы православные, молимся Богу, детей причащаем всегда. Нам здесь хорошо, мы 25 лет живем в Балакове, и именно в этот храм ходим. Сама я крестилась, будучи взрослой, а детей мы крестим прямо с рождения: две недели им исполняется - и крестим!
Полвека назад предки балаковских цыган перестали кочевать и осели в Саратовской области. Сначала жили в городе Вольске, затем дружно переехали в Балаково. Обосновались недалеко от Троицкого собора в старом городе. Настоятель собора игумен Амвросий (Волков) вспоминает:
- Когда много лет назад мы делали ремонт, они пришли и так активно стали помогать! Леса ставили, красили, передвигали - их и просить не надо было.
Отец Амвросий характеризует прихожан-цыган как людей искренних, которые приходят к Богу с открытым сердцем:
- Они исповедуются, причащаются, значит, жизнь их меняется к лучшему.
И действительно, в это воскресенье среди причастников немало цыган с детьми. Цыгане вообще очень заметны в храме: празднично одетые женщины, которые от других прихожанок отличаются множеством золотых украшений, с массивными серьгами в ушах. Есть и молодежь - юноши и девушки ставят свечи, молятся перед иконами.
- Многие из цыган не умели читать и писать, так как в свое время не ходили в школу,- рассказывает отец Амвросий.- Грамоте обучились уже у нас, в воскресной школе.
«Какой такой барон?!»
Следуя стереотипу, я ожидала увидеть веселых людей, эмоциональных и разговорчивых, но натолкнулась на вежливую сдержанность и скромность. Именно такими передо мной предстали два брата-цыгана - Петр и Анатолий Панченко. Собственно, ради них мы и приехали в Балаково. Ожидания, что они с легкостью откроют свою душу, не оправдались - согласились дать интервью только потому, что отец Амвросий благословил.
Петр прислуживает в храме алтарником. Он умеет читать на церковнославянском языке, хорошо знает церковный устав. Всему научился в воскресной школе. Если бы не шесть классов образования, то он мог бы поступить в семинарию и стать священником. Видно, что где-то в глубине души Петр очень переживает, что этот путь для него закрыт:
- Конечно, это было бы хорошо, но на все воля Божия. Что Бог дает - то к лучшему... Я простой человек, хожу в храм, помогаю батюшке - и все! - но, помолчав, с некоторым сожалением добавляет: - Семинария и священство - это, наверное, для других, для тех, кто с детства был в Церкви.
Оба брата Панченко кажутся моложе своих лет, стройные, статные: Петру - 47, Анатолию - 53. У обоих уже имеются внуки, у Анатолия их 14. Старший брат выглядит очень солидно, в храм ходит в деловом костюме, среди балаковских цыган пользуется большим уважением. С ним советуются, его слушают. Анатолий всю жизнь занимается торговлей. Злые языки поговаривают, что он цыганский барон. Я спрашиваю его: правда ли это?
- Боже упаси! Какой такой барон?! - восклицает Анатолий расстроенно. - Я самый обычный православный человек. Барон - это сказка выдуманная. Да и как может православный человек быть бароном? У нас глава - Христос!..
Родная православная вера и батюшка Серафим
После службы идем к братьям в гости. Они живут в частном секторе. Дом Петра деревянный - много комнат, светло, чисто, уютно и многолюдно. В зале - большой овальный стол, за которым на трапезу собирается многочисленное семейство. На стене - семейные фотографии. Из окна виден Троицкий собор. Напротив входа - красный угол со множеством икон.
- Православие привито нам родителями,- рассказывает Анатолий.- Даже тогда, когда были гонения на цыган, у нас были иконы, мы отмечали христианские праздники. Хотя еще настоящего прозрения, как сейчас, не было. Это сегодня наши люди стали грамотнее, начитаннее... Православная вера для нас - родная, единственная!
Самый почитаемый святой в семьях Анатолия и Петра - преподобный Серафим Саровский. Впрочем, оказалось, что почитают его все балаковские цыгане.
Анатолий вспоминает, как много лет назад он услышал радиопередачу про батюшку Серафима. Тогда его впечатлили слова святого: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарностью. Если бы самая эта келья наша была полна червей и если бы эти черви ели нашу плоть в течение всей здешней жизни, то со всяким желанием надобно бы на это согласиться, чтобы только не лишиться той небесной радости, которую уготовал Бог любящим Его».
- Эти слова просто взяли меня, поразили до глубины души,- рассказывает Анатолий.- И я взмолился Богу: «Господи, помоги мне найти книжечку про преподобного Серафима Саровского». В то время православной литературы очень мало было. Но через две недели одна русская женщина принесла мне книгу о святом Серафиме. Я ее читал и перечитывал, и радовался, и плакал! И вот после этого я пришел к вере. Буквально батюшка Серафим меня привел! Потом я опять взмолился: «Господи, дай мне побывать в местах, связанных с преподобным!». И однажды мы поехали в Нижегородскую область, где работали на рынке, торговали куртками. Я вспомнил, что здесь недалеко и находится Дивеево. Сказал своим сродникам: «Бросайте торговлю и поедем: здесь есть место святое!». Они послушались, и мы поехали на шести машинах... И когда были на службе в монастыре - поразились! После этого наши люди ездят туда постоянно. Дивеево - это наша духовная родина, она возродила нас.
Цыганские обычаи и Православие
Мы сидим с братьями за столом и беседуем. То и дело с шумом в комнату вбегают дети, следом за ними - женщины, быстро подхватывают малышей на руки и поспешно уносят, ведь наш разговор записывается на видеокамеру. Я спрашиваю о традиционном цыганском занятии - гадании. Анатолий краток:
- Нет! Боже упаси! Это страшный грех, и не дай Бог, чтобы православный человек этого касался. У нас в семье это не принято.
Впрочем, и отец Амвросий рассказывал, что часто вопросы мистического характера прихожане-цыгане задают, но увлечения гаданиями он за ними не замечал, несмотря на то, что ромалы веками это практиковали. Не замечал и магического отношения к христианству, что было бы вполне логично. Но, как оказалось, у цыган, посещающих храм, менталитет меняется.
- Раньше мы старались жить согласно обычаям,- рассказывает Петр,- но стали ходить в храм, общаться с батюшками. Мы много вопросов им задавали по поводу обычаев: как нам жить? И поняли: обычаи - это не то, что нужно человеку. Главное - вера. И так мы от обычаев стали потихоньку отходить, по-другому стали осмысливать жизнь. Мы поняли, что нужно жить по церковному уставу.
Но некоторые обычаи - точнее, традиции - остались незыблемыми, а под влиянием Православия даже обрели более глубокий смысл. Например, почитание старших.
- Мы в первую очередь поклоняемся Спасителю, почитаем отца и мать,- говорит старший из братьев Панченко.- Это у нас в традиции: мы обязаны чтить после Бога своих родителей. В нашем старом обычае, если сын прекословит отцу и матери - это не сын! Этого человека у нас не понимает народ, его отвергают. Если ты прекословишь отцу и матери, значит, ты идешь против Бога.
Вести народ ко спасению
Как люди, пользующиеся уважением, Анатолий и Петр чувствуют и ответственность за своих сородичей. Они очень хотят, чтобы молодежь училась, получала хорошее образование, жила достойно.
- Мы живем по-простому,- говорят братья,- наша работа связана с барахлом на рынках. Так мы выживаем... Наш народ испокон веку выживает, сказать что живет - трудно. И мы очень радуемся, когда видим, что дети наши причащаются, маленькие и взрослые... Самая большая радость в жизни - быть причастником. Что еще может быть радостнее? Причастие - жизнь! Это жизнь с Господом. Слава Богу, что есть такая возможность. Но существуют те, кто сбивает наших людей с истинного пути всякой ересью. И нам это больно, это очень страшно! Поэтому хочется, чтобы появился православный священник, выходец из нашего народа, чтобы он вел нас ко спасению.
...Наша беседа с братьями Панченко окончена. Оператор выключает видеокамеру и убирает ее. Нас приглашают трапезничать. И тут оказалось, что разговор только и начался. Братья очень горячо рассказывают о своей вере, о Боге, о своих паломничествах и чудесах, происходивших с их родными. Мы просим позволения вновь достать камеру, чтобы все это записать. И в итоге за время чаепития оператор несколько раз складывал и снова доставал аппаратуру...
Газета «Православная вера» № 23 (523)
Оксана Лючеваhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/pravoslavnye-cygane-u-nas-glava-khristos