Несентиментальная история

Фильм «Дочь» - о Промысле, любви и страдании

0
444
Время на чтение 5 минут

За что Бог посылает страдания? Почему позволяет действовать в мире злу - злу, от которого даже не у самого чувствительного человека сжимается сердце? Как не потерять веру, если Бог лишает тебя самого дорогого? Можно ли простить убийцу своего ребенка? Почему порой самая чистая, самая прекрасная любовь не может состояться? Господь дает ответы на эти сложнейшие вопросы тому, кто ищет... не ответы, а Его Самого. Плодом таких поисков становится бесценный опыт, из которого иногда рождается не менее бесценное кино. Таков фильм «Дочь» российских режиссеров Александра Касаткина и Натальи Назаровой (2012 год). Кому-то этот фильм покажется тяжелым, но тот, кто посмотреть его все же отважится, будет потрясен - насколько оглушительной силы порой в России снимают кино.

Захолустный русский город, почти деревня, с облупленными домишками и двухэтажными постройками, с людьми, которые живут очень простой, суровой жизнью. Жизнью, где родители заняты выживанием и апатией, а их детей в это время тошнит от отчаяния и алкоголя, который они не в силах переварить...

Что-то невыразимо убогое, жалкое до слез есть в этой типичной русской реальности, окрашенной порой, как ни странно, в чудесные багряные краски леса, листвы, осени. Краски, сквозь которые проскальзывает намек на другую, гораздо более прекрасную жизнь...

И вот на этом антигламурном, сером, горьком фоне происходят события, достойные самого настоящего фильма ужасов. Серийный маньяк убивает девочек. Убивает одну за другой...

Девочка Маша цинична и опытна не по годам, но разве она могла быть другой, будучи почти сиротой при живой матери? Девочка Инна чудесна и чиста, и она жалеет Машу. Ее и правда невыносимо жалко: бедный, брошенный, искалеченный ребенок...

- Ты меня любишь? Говори! Любишь или нет? - спрашивает она у Инны в приступе девчачьей алкогольной откровенности. - Просто это капец, когда человека никто не любит!..

- Жизнь - такое дерьмо! - скажет в отчаянии она же, и ее слова станут квинтэссенцией заложенного в фильме подросткового мироощущения.

Несчастную Машу убьет маньяк, а Инна останется жить, и жизнь ее будет настоящей Голгофой, полной боли и страдания.

Из реальности, в которой живут герои, невозможно не искать выход. Его, как выяснится, ищет даже... серийный маньяк. Позже он признается следователю, что девочки, которых он убивал, вели себя «неподобающим образом», а он их таким образом «очищал»... «Вы больны, вам надо лечиться», - скажет убийце собственной дочери местный священник. « Нет, батюшка, это вы больны: живете и не видите, что творится кругом. Грязь, разврат, все загадили... Души загадили, все отравлено. А дети дышат этим воздухом, а вы стоите и смотрите...»

Что же это за тупик? Почему несовершенство мира волнует лишь... серийного убийцу, в то время как все остальные просто «стоят и смотрят»? Почему это волнение оказывается столь больным, столь извращенным, ведущим прямо в преисподнюю? Лично у меня на этот вопрос нет ответа, кроме одного: есть в этом какое-то сатанинское глумление над Богом, Им созданным миром и живой человеческой душой...

Единственным, кто противостоит этой вселенской сатанинской издевке, оказывается местный батюшка. Прекрасный образ русского провинциального священника, сильного и красивого. Сильного не человеческой, а Божьей силой: испытания, которые выпадают на его долю, и правда оказываются выше человеческих возможностей. Его огромное духовное напряжение и внутреннее сопротивление злу, его преданность Богу сопоставимы, пожалуй, с преданностью ветхозаветного Авраама, который и после повеления Бога принести в жертву единородного сына остался верен Ему до конца...

Тема веры становится в фильме магистральной. Она, как спасательный круг, как единственный пластырь на раны обезумевшего мира, как прорыв в иную жизнь. «Да нету вашего Бога! Не видел его никто и никогда!» - бросит в лицо батюшке бедная Маша, от чего ее станет еще жальче.

Инна Бога тоже «не видела», но вера потихоньку входит в ее жизнь вместе с мальчиком Ильей, сыном священника. Чувство, которое рождается между ними, снято режиссерами с большой нежностью. Их любовью нельзя не любоваться.

- Ты только учти, я однолюб, и кроме тебя никого не полюблю, - забеспокоится Инна, поддавшись грустным предчувствиям. Почему ее счастье окажется Богу неугодно? На этот вопрос тоже нет ответа. Наверное, это станет еще одной формой жертвы на пути к Нему Самому. Хотя мысль о невозможности счастья Инны и Ильи - это, скорее, прочтение автора этих строк. Вопрос этот в фильме остается открытым...

Нельзя не любоваться и Ильей. Сильный, красивый, «правильный» - настоящий сын своего отца. Илье суждено пережить невероятный кризис веры и через боль снова обрести ее.

- Бог добр, но не сентиментален. Иногда его доброта выглядит, как жестокость: он может и ударить... - попробует объяснить сыну парадоксы Божьего промысла отец.

- Он меня не ударил, Он меня убил! - ответит Илья.

Но «убийство» окажется временным: Илья «воскреснет» для другой, новой жизни...

Эпизодичен, но очень ярок образ мамы Маши. И очень показателен.

- Это ты во всем виновата! - закричит она Инне, в приступе бессилия избивая ее. Даже после смерти дочери, даже стоя в церкви со свечкой во время поминальной панихиды по ней она будет искать виноватых, так и не сумев разглядеть виновницу в себе...

Мы не будем раскрывать всю фабулу фильма - она сама по себе невероятно драматична и достойна всяческих похвал. И даже она одна стоит того, чтобы фильм посмотреть. Но, конечно, не в фабуле дело, а в тех вечных темах, которые в фильме поднимаются. В нем нет никакой назидательности, он просто задевает за живое. И не просто за живое, а за самое сокровенное.

Тема отношений Бога и человека и того, какими путями Бог приводит к Себе. Тема страдания, в том числе и невинного. Тема человеческого одиночества, человеческой любви и человеческого счастья. Тема жестокости и отсутствия сострадания. Тема несправедливости земного мироустройства и границ человеческого терпения и прощения. Тема Божьего промысла - непонятного, неразгаданного, превышающего наше понимание, но всегда осмысленного, логичного и благого.

Словом, много в фильме всего такого, над чем хочется в тишине поразмышлять. Главное, что это один из тез редких фильмов, которые хочется пересматривать. Лично я смотрела два раза. И хочу еще.

У фильма есть и вполне практичная польза, которую можно извлечь. В жизни каждого человека есть моменты, когда кажется, что терпеть нет сил - настолько тяжкой кажется ноша. Фильм «Дочь» не дает готовых рецептов преодоления, но направление указывает. А что может быть более ценным, чем знать, в каком направлении двигаться, когда совсем плохо...

Газета «Саратовская панорама» № 42 (970)


http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/nesentimentalnaya-istoriya
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Балаян
Однажды в Лопуховке
Как 70-летняя баба Валя в одиночку храм в селе восстанавливала
30.12.2016
Расти добрым и сильным
Саратовский военно-патриотический клуб «Патриот» приглашает на тренировки детей и взрослых
01.02.2016
Все статьи Елена Балаян
Последние комментарии
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от учитель
16.04.2024 12:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Сергей
16.04.2024 12:14
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
16.04.2024 11:38
«Не будет (у иудеев) ни священника, ни царя», сказал Златоуст
Новый комментарий от Калужанин
16.04.2024 11:35
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 10:41
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от РОНОЛ
16.04.2024 10:41