itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Святая Ольга и мы

0
583
Время на чтение 8 минут

Памятник святой равноапостольной княгине Ольге во Пскове. Скульптор В. Клыков Памятник святой равноапостольной княгине Ольге во Пскове. Скульптор В. Клыков

Есть святые, о которых мы читаем, и мало что остается в памяти. Есть святые, подвигом которых мы всегда восхищаемся, но он остается для нас высотой недосягаемой. А есть святые, которые как будто всегда подле нас, и их житие многократно входит в нашу собственную жизнь. Святая равноапостольная Ольга - одна из них.

Всем она удивительна, многим походит на нас. Долго она не знала Христа. Почти всю жизнь прожила язычницей. Люди того времени считали ее «мудрейшей». Кроме этого, она была еще и мужественнейшей и нравственнейшей, но язычницей. Несгибаемая воля, природный ум, целомудренный образ жизни - вот ее краткий портрет. Несомненно, языческого «рая» - ирия - она была достойна еще до Крещения. Однако, перефразируя известные слова, можно сказать так: что для язычника - рай, для христианина - смерть.

Крещение «мудрейшая» приняла, когда ей было уже за 60. Приняла, когда ее сын Святослав уже достиг совершеннолетия и взял на себя управление княжеством. Святослав был единственным сыном Ольги. Она воспитала его таким же несгибаемым человеком, каким была сама. Еще когда сыну было лет пять, Ольга пошла войной на древлян, чтобы отомстить за убийство мужа - князя Игоря. Как она воспитывала сына, можно понять из того, что на эту войну Ольга взяла с собой малолетнего Святослава. Когда оба войска сошлись, Святослав первый бросил копье по направлению к древлянам. Копье, брошенное детской рукой, пролетело между ушей коня и упало ему под ноги. Тогда вожди киевских полков сказали: «Князь уже начал - потянем дружина за князем». Древляне были разбиты... Уже в этой истории многое поражает. Пятилетний ребенок - на коне с копьем в первых рядах войска, рядом со своей матерью-воительницей (слово «мама» тут совершенно не вяжется). Ольга-язычница не думала о том, что ее ребенок может пострадать в битве, может быть даже убит случайно. Она думала о том, что так он быстрее возмужает, скорее станет храбрым и отважным человеком.

Ольга правильно угадывала вектор воспитания детей: оно должно быть направлено на то, чтобы ребенок научился бороться.

Конечно, мы, христиане, не можем воспитывать детей рядом с кровью и насилием. Но сделаем поправку на то дикое время, когда жизнь обычного человека почти ничего не стоила... Взглянем на этот сюжет через призму нашего собственного отношения к детям, когда многие не в меру заботливые мамочки и бабушки готовы оградить ребенка даже от комариного укуса, от любой работы, а вместе с тем - и вообще от всяческих усилий. Ольга, будучи язычницей, правильно угадывала (или знала преемственно) вектор воспитания детей. Воспитание должно быть направлено на то, чтобы ребенок научился бороться. По тогдашнему мироощущению Ольги - с видимыми врагами. По христианскому пониманию - с собой, со своими греховными пожеланиями - с врагами невидимыми. Ольга знала, что из мальчика надо в первую очередь сделать воина. Мы, христиане, должны из своих детей делать воинов Христовых. Недаром наша земная Церковь называется Церковью воинствующей, то есть сражающейся (со грехом и духами зла), а небесная Церковь - торжествующей (так как святые уже победили в этой войне). И Ольга добилась, чего хотела. Она воспитала из Святослава доблестного воина и мудрого полководца.

Прием княгини Ольги византийским императором Константином Багрянородным. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Начало XIII в.
Прием княгини Ольги византийским императором Константином Багрянородным. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Начало XIII в.

Прошло много лет. Умудренная жизнью душа Ольги обрела Христа. Святослав в то время уже княжил. Ольга отдалась всем сердцем доброделанию и проповеди христианской. Надо думать, что началась эта проповедь с сына. Но, увы, Святослав уже был взрослым человеком со сложившимся мировоззрением. Нельзя сказать, чтобы он был каким-то фанатичным язычником. Скорее он был фанатичным воином. Вопросы религии (какой бы то ни было) его мало интересовали. Сам он креститься не желал, но и желающим креститься не препятствовал. И уже в конце своей многотрудной жизни Ольга осознала, что воспитывала сына несколько однобоко, что языческое воспитание может иметь только некоторые правильные элементы, но совершенство в человеке - от Христа. Только Христом можно насадить в душе ребенка самое главное - любовь к Богу и человеку.

"Крещение княгини Ольги в Константинополе" Акимов Иван.1792 г.

Около 15 лет Ольга прожила после крещения. До самой кончины она вела высокую подвижническую жизнь. Своих внуков она старалась воспитывать уже по-христиански, но тем не менее не решалась их крестить без разрешения сына. Сколько и в этой малости урока для нас! Для нас, которые, невзирая на чужую волю, пытаются «железной рукой» всех затащить в рай! Как сказал один современный богослов, вот если бы можно было всех затолкнуть в Царство Небесное, а двери - на ключ! Чтоб никто не убежал! О, как Господь и Его святые угодники ценят свободу человека! Когда думаешь об этом, то кажется, что намного меньше было бы в семьях скандалов на религиозные темы, если бы верующие родственники не тянули силком неверующих в храм... Проповедь жизнью - вот то, до чего мы не доросли. Проповедь жизнью оставила, наверное, след в сердцах внуков Ольги, след святой бабушки. Один из этих внуков станет позже великим князем и получит прозвище «Красное солнышко»...

Но и у Ольги была своя скорбь, близкая всем нам. 15 лет Ольга была в христианстве. 15 лет она «вовремя и не вовремя» (2 Тим. 4: 2) говорила о Христе своему сыну Святославу. 15 лет она возносила свои материнские святые молитвы Богу об обращении своего сына. И какой результат этих «мук рождения» (Гал. 4: 19)? На смертном одре Ольга говорит Святославу: «Я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе. Сожалею о том, что, хотя я и много тебя учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, ты пренебрег этим. И знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец и по смерти - вечная мука, уготованная язычникам». Почему так случилось? Неужели Господь не слышал молитв святой Ольги?

Ольга сожалеет не о том, что дурно воспитала сына в язычестве, а о том, что он пренебрег ее призывами ко Христу.

Тут мы сделаем паузу. Я, как и любой священник, часто слышу на исповеди покаянные слова родителей, что их дети не ходят в церковь и что они их неправильно воспитывали. Часто это исповедь уже немолодых людей, которые сами не так давно пришли в церковь, и дети их к тому времени были уже женаты и сами имели детей. Надо ли в этом каяться? Надо ли выбирать из нашей прошлой, языческой жизни отдельные грехи, когда она вся была мраком и нечестием? Мы были слепыми, вот и вели своих детей, сами не зная куда. А если слепой ведет слепого (см.: Мф. 15: 14)... Прости нас, Господи, что мы жили, как бесы: блудили, пьянствовали, объедались, чародействовали и прочие мерзости творили. В том числе и детей дурно воспитывали. И вот, в словах святой Ольги мы видим, что она сожалеет не о том, что дурно воспитала сына в язычестве, а о том, что он пренебрег ее словами, сказанными уже в христианстве.

Вслед за этим всегда каются, что, видимо, мало молятся об обращении детей, и Господь не слушает молитв - поэтому и дети до сих пор не в храме. Вот мы и вернулись к тому же вопросу: неужели святая равноапостольная Ольга мало и не со слезами молилась о своем сыне? Или ее не слышал Господь? Просто кощунственно думать то или другое. Есть нечто еще. Нечто еще более ценное для Бога, чем даже молитвы святых, чем даже молитвы святых матерей. Это - человеческая свобода. Ее Господь никогда не нарушит. Вера в Бога - это таинство, которое совершается в душе. Совершается при помощи Божией. Господь ощутимо является каждому человеку в жизни, и каждый когда-то в себе или отвечает на этот призыв, или отворачивается от него. Поэтому в день Суда никто не сможет ответить Христу: «Господи, меня никто не учил, такое было время, я ничего не знал». Трагедия в том - что каждый знает. Но многим комфортно на земле и без Христа, и их, по слову святой Ольги, «ждет на земле худой конец и по смерти - вечная мука».

Мы должны молиться за близких. Но думать, что только от наших молитв зависит, придут они в Церковь или нет, - это гордость.

Поэтому думать, что от наших молитв абсолютно зависит, придет человек в Церковь или нет, - это где-то гордость, а где-то просто невежество. Да, мы должны молиться за наших неверующих родственников. Молиться горячо. Но конечный результат - это тайна, которую знает только Господь. И эту тайну мы созерцаем на протяжении всей церковной истории. Не сделал ли Господь всё, чтобы спасти Иуду? Но Иуда погиб. Не вразумлял ли Господь на заре христианства гонителей императоров бесчисленными невиданными чудесами святых мучеников? Но лишь единицы из них обращались. Не вразумляет ли и до сих пор всех атеистов чудо схождения Благодатного огня на Гробе Господнем и другие чудеса Православия, с которыми знакомы почти все? Но мы видим в храме лишь немногих людей. Потому что рождение веры в сердце - это чудо Божие, совершаемое при соизволении человека. Святые отцы учат: чтобы родилась вера, человек должен быть недоволен своей внутренней жизнью, должен быть внутренне готов изменить себя и свою жизнь по велению Истины, чтобы принять благодать. К сожалению, такой готовности измениться нет не только у явных атеистов, но и у многих людей, называющих себя верующими.

Фото: Иван Жук Фото: Иван Жук Так слышал ли Бог молитвы святой Ольги? Конечно. Только не допускал Святослав в свое сердце Христа Спасителя, поэтому по пророчеству своей матери и погиб злой смертью. Святослав был убит в битве с печенежским князем Курей. Куря отсек голову Святославу и из его черепа сделал чашу, из которой пил во время пиров. Конечно, мы не знаем, где в вечности находится Святослав. Вымолила ли его святая Ольга? Может быть. Есть ведь примеры, когда людей неверующих и некрещенных вымаливали святые. Но мы знаем, что на земле материнская молитва Ольги не смогла изменить сердце Святослава. Но при этом святая Ольга в своих последних словах горюет не о том, что мало молилась о сыне, а лишь о том, что он ее не слушал. Она знала, что чужая свобода важнее ее молитвы.

Много уроков нам дает жизнь Ольги до христианства и житие святой Ольги после крещения. И самый главный, быть может, - урок смирения и упования на Бога. Часто мы выпрашиваем у Бога исполнения своей воли, которая нам кажется правильной и благочестивой. Но никто не может дать гарантию, что мы не ошибаемся. Ведь и святые ошибались. «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь» (Ис. 55: 8). Поэтому гораздо мудрее просто молиться о спасении своих неверующих родственников, а время и способ смиренно оставлять на волю Божию. «Да будет воля Твоя», - эту молитву дал нам Христос Спаситель. Мы же зачастую молимся так: «Господи, да будет воля моя»...

Надо всегда помнить, что Господь часто призывает людей в Церковь скорбями. И когда у наших неверующих родственников случаются скорби и тяжкие обстоятельства, то не нужно чрезмерно убиваться этим, но стараться увидеть в этом направляющую руку Божию, ведущую их к вере.

И последнее. Постараемся, братья и сестры, проповедовать Христа нашим присным не столько языком и словами, сколько делом и жизнью, чтобы все, кто окружает вас, «без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3: 1-2).

http://www.pravoslavie.ru/put/72453.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Бегиян
Правило
02.04.2018
Неизвестные праотцы
11/24 декабря - Неделя 29-я по Пятидесятнице, святых праотец
23.12.2017
Все статьи Священник Сергий Бегиян
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59