Безвидная и пустая земля... Как она выглядела? Как обожженная пустыня или как безбрежный океан, не украшенный жизнью? Океан серого цвета, мертвый и пустой. Святые отцы говорят, что слова: «Дух Божий носился над водою» - можно понимать так: Дух Божий оживотворял материю, сообщал ей тепло и энергию. В тексте Бытия нет ни слова о том, был ли холоден первозданный неживой мир, но почему-то кажется, что он был именно таков.
Этот сюрреалистичный мир немого одиночества мы познаем в самих себе. Его может вспомнить каждый человек, пришедший к Богу в зрелом возрасте. Иногда этот опыт неведения Бога может нам помочь: мы оказываемся способными понять, что переживает неверующая душа.
Безвидная и пустая земля... Она окружает нас везде, где нет веры в Бога, нет причастности плоти Духу Святому, где нет устремления в небо. Только холодная бездна бессмысленности и тьма над нею. И эта бездна далеко не пассивна - она засасывает в себя, подобно воронке.
Вот попробуйте пожить в незнакомом месте, где нет храма, где не служится Литургия. Очень скоро вы поймете, что, оказывается, если нет Литургии, то нет и жизни. Когда живешь с этим даром, постоянно вкушаешь его, то потихоньку перестаешь его ценить. Его внеземное происхождение умаляется в невнимательных глазах. Но в городе или деревне, где нет Божественной Литургии, четко понимаешь, что вокруг все пусто... и безвидно.
Меня Господь удостаивал несколько раз провести первое богослужение в тех местах, где оно не служилось никогда. Последний раз - прошедшим летом. Обычное сельское местечко. Рутинная жизнь, заимствующая цикличность от посевной и сбора урожая. Какие-то не обремененные высоким смыслом повседневные заботы.
И вдруг в этот утлый кораблец входит Христос и говорит: «Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лк. 5: 4). И Он открывает совершенно новое измерение жизни и смерти, новые цели и смыслы окружающего мироздания.
Литургия - это духовная бомба. Но взрывает она совсем не дома, а мертвящую бессмысленность бытия. Эта бомба не вырывает чужие жизни, а наоборот - дарит жизнь новую, небесную.
Когда совершаешь первую Литургию там, где ее не совершали никогда, реально ощущаешь присутствие Духа Святого
Когда совершаешь первую Литургию в месте, где ее не совершали никогда, реально ощущаешь присутствие Духа Святого. Ощущаешь, как Он заполняет собой духовный вакуум, как духовно пустую землю Он преображает в плодородный сад, как Он «носится» в поисках души, готовой к принятию благодати. Совершается преображение земли и всего, что на ней. И отдельная радость, что для этого преображения потрудился каждый, кто стоит в этот день в храме. Один помог разгрузить стройматериалы, другой нашел рабочих, третий прибрал храм после ремонта. Кто-то не смог помочь собственноручно - из-за занятости или дальности проживания - и просто дал какую-то жертву на стройку. И на всех их Господь взирает милостиво и благодатно. Ласково. Как на друзей. Он же Сам сказал нам: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15: 14).
И тут каждый оказывается на своем месте совершенно неожиданно. Сейчас поясню свою мысль.
Вот, скажем, купил я себе кровать. Ну, даже не «скажем», а купил на самом деле. Старая совсем уж обветшала, и пришлось купить новую. Но как мы все любим что-то изменять и совершенствовать даже в новых вещах, так и я сразу нашел, что изменить в конструкции, открутил несколько брусков, одно выкинул, другое вставил и остался доволен результатом. Впрочем, речь не о кровати.
Ненужные покамест бруски бросил в сарай: в хозяйстве-то все пригодится.
Прошло время. Может, несколько месяцев. Стал я в храме монтировать временный иконостас. И понадобились мне два небольших ладных бруска для поддержки иконы «Тайная вечеря» над царскими вратами. На всей моей церковной стройке не нашлось ничего подходящего - и вот тогда я вспомнил про модернизацию своей кровати и брошенные в сарае запчасти. Два бруска от кровати мне пришлись как раз по размеру и качеству.
И теперь каждый раз, когда я царскими вратами вхожу в алтарь, я думаю вот о чем. Эти два куска дерева были предназначены, чтобы поддерживать мои совсем неатлетические телеса во время сна и пылиться под кроватью. Но случай поставил их на почетнейшее место - в иконостас православного храма.
Так каждого из нас Бог (а совсем не судьба) ставит на то место, где мы и сами можем удобнее спастись, и большую пользу можем принести Божией Церкви. Апостол говорит нам, что мы «по данной нам благодати имеем различные дарования» (Рим. 12: 6) и что «в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные» (2 Тим. 2: 20), но жизнь показывает, что порой глиняный сосуд оказывается нужнее, чем золотой. Не этому ли нас учит сказка о курочке Рябе? Когда голоден, все золотые яйца мира променяешь на одно настоящее куриное яйцо.
Так и во всем. Невозможно совершить Литургию без Чаши, и точно так же невозможно совершить ее без куска дерева, из которого сделан Престол, из которого сделан иконостас, без угля и ладана для кадила. И из угля и ладана в большем почете и цене второй, хоть без первого он бесполезен.
Невозможно совершить Литургию и без каждого из нас. Все мы - часть Тела Христова, которое есть Церковь
Так невозможно совершить Литургию без каждого из нас. Все мы - часть Тела Христова, которое есть Церковь. И об этом же пишет нам апостол Павел в том же самом послании Римлянам, которое мы уже цитировали: «Как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12: 4-5).
Просто одни на виду, а другие - нет. Нельзя состояться Литургии без священника. И точно так же нельзя ей состояться без какой-нибудь бабушки Нади - просфорницы, или без регента, или без псаломщика, или даже без старенькой церковницы, вся обязанность которой - смотреть за подсвечниками и убирать после службы храм. Ведь если она плохо уберет - то священник может поскользнуться и пролить Кровь Христову. А значит, она такой же важный участник Литургии. Разве может какой-нибудь газосварщик думать о том, что он выбрал профессию Промыслом Божиим, пока его не пригласят в храм монтировать отопительную систему? Но и без него Литургия не могла бы состояться или это было бы затруднительно.
И такой же важный участник Литургии любой молящийся в храме, ведь в силах каждого сделать это богослужение полноценным или невыносимым для всех окружающих. Ведь можно так себя вести в церкви, что и сам не будешь молиться, и другим не дашь. А можно, наоборот, своей пламенной ревностью зажигать других, как командир подымает за собой весь батальон в атаку и не отступит, пока не займет вражескую траншею.
Порой мы себе кажемся никчемными и непотребными, и от этого опускаются руки. Но, поверьте, каждый из нас неспроста находится на своем месте. И на своем месте, пускай маленьком и незаметном, каждый может совершать большие и полезные дела для ближнего и для Церкви.
Все звенья этой цепи взаимосвязаны, поэтому если я плохо подготовился к Литургии, то я виновен не только в собственном недостойном причащении, но и в том, что вношу дисгармонию в Общее Божественное дело. В этом контексте и становится Божественная Литургия нашим общим делом, в котором среди верных нет уже посторонних.
Если так относиться ко всему, то становится понятно, почему апостол после приведенных нами слов пишет следующее: «Любовь [да будет] непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12: 9-10).
Ведь действительно, если от каждого из нас зависит духовный покой и комфорт нашего брата и сестры в общине, то братолюбие - это главное приходское послушание каждого из нас. В братолюбии нет начальников и подчиненных, нет настоятелей, игуменов и иерархов, «но все и во всем Христос» (Кол. 3: 11).
* * *
Почти полтора года назад было опубликовано мое обращение ко всем неравнодушным с просьбой о помощи в строительстве храма Покрова Пресвятой Богородицы д. Аталезь. Я сердечно благодарю всех откликнувшихся, молитвенно призываю на вас благословение Божие.
Литургия - лучшая проповедь покаяния: тут остро чувствуешь свое недостоинство пред лицем Божиим
Благодаря вам, братья и сестры, удалось собрать достаточно крупную сумму и практически закончить отделку здания. И хоть ремонт не завершен еще в полноте, но как только стало возможно - мы сразу начали служить Божественную Литургию. Промыслительно это духовное рождение прихода произошло в день рождения святого Иоанна Предтечи - проповедника покаяния. И действительно, Литургия - лучшая проповедь покаяния для каждого из нас, ведь на ней так остро чувствуешь свое недостоинство пред лицем Божиим.
Впереди еще много работы. В настоящий момент мы готовимся к облицовке пола, предстоят заботы по организации отопления в храме, строительству и воздвижению купола с крестом, благоустройству территории. И пусть мы не сможем сделать все сразу, но главное уже совершается - Бескровная жертва, в которой есть заслуга многих из вас. И каждый раз, когда я возглашаю: «Омый, Господи, грехи всех поминавшихся зде», я верую, что Господь воздаст всем верным Своим из Беларуси, России, Украины, США и прочих мест, кто, порой не оставляя своего имени, помог нам начать самое главное общее дело в нашем селении.
Я повторно оставляю реквизиты нашего храма и хочу удостоверить, что все имена жертвователей остаются в храме для постоянного поминовения. Поэтому я настоятельно прошу вас указывать свои имена и фамилии на платежных поручениях. К сожалению, из всей массы платежек подписана только небольшая часть. Впрочем, Господь воздаст всем, по вере и делам каждого.
Для платежей в Беларуси:
Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы аг. Аталезь
Столбцовского р-на Молодечненской епархии Белорусской
Православной Церкви.
УНП 601066299.
р/с 3015062408943 в ЦБУ № 624 филиала № 500 -
Минского управления ОАО «АСБ
Беларусбанк».
МФО банка: 153001601.
УНП банка: 100603596.