Мультимедия на уроках ОПК

Основы православной культуры 
0
424
Время на чтение 5 минут
Мультимедия на уроках ОПК

Зачем использовать мультимедийные средства на уроках ОПК? Почему недостаточно простого рассказа? Как сделать эти уроки более живыми и интересными? Своим опытом делится протоиерей Владимир Янгичер, настоятель храма Рождества Христова села Иудино Сергиево-Посадского района Московской области, преподаватель Московской православной духовной академии и курсов повышения квалификации для учителей «Основ православной культуры», автор комплекта учебно-методических материалов для уроков ОПК «Мультимедийный конструктор».

Активно используйте образы

jangi4erOPK_1   Я вспоминаю свой первый урок по православной культуре, который провел около 25 лет назад: мое первое занятие потерпело полное фиаско, я ушел с урока с красными щеками и ушами. Старшеклассники начали смеяться через десять минут после начала урока, всячески показывали, что им неинтересно. А мне казалось, что я представлял великую русскую культуру, и меня задело за живое, что я не могу адекватно донести ее до молодежи, как будто они марсиане какие-то - хотя, конечно, кое в чем они марсиане! Со временем я понял, что им надо показывать изображения, образы, и постепенно начал использовать мультимедийные средства. Это на самом деле очень простые технологии, ими давно уже пользуются - компьютер (или ноутбук) и проектор (или большой экран). Для сопровождения уроков я создаю слайд-презентации в программе PowerPoint.

Православную культуру необходимо преподавать только с активным использованием изображений, иначе не получится наглядно ее показать. Ведь русская культура очень образная. Она берет свое начало в Византии, но за века развития на нашей земле она сильно изменилась.

Сейчас в России не найти тех простых форм, которые присутствуют в византийских храмах - у нас церкви многоглавые, куда более пышные. Византийская мозаика примерно одинакова на протяжении веков, а вот, например, иконопись на Руси поразительно разная - вспомним северное, московское, киевское письмо.
Кроме того, когда ты просто говоришь слова, они могут запутать. Словами можно почти ко всему найти контраргументы, практически такие же убедительные. Но когда ты используешь образы, то показать, что черное, а что белое, становится проще. И пока еще наши дети откликаются на это.

Выбирайте слайды

Между слайд-показом и видео есть большая разница, хотя формально речь идет об одном и том же экране. Психологи выявили, что только около 20 процентов видеоряда осмысливается, усваивается в сознании. Видеоформат отнимает у нас важные впечатления, и я бы рекомендовал вместо него использовать слайды. Слайд - это культура всматривания, вслушивания, вдумывания - то, чего зачастую лишает нас массовая культура, ее мелькание и клиповое сознание, но в чем мы по-прежнему испытываем потребность.

Пусть на уроках звучит музыка!

Стоит ставить музыку, которая раскрывает душу к восприятию красоты - это может быть классическая или народная музыка. Что касается церковной музыки, то ее лучше использовать очень ограниченно и с оговоркой. Дело в том, что естественное место для церковной музыки, как и иконы, - в храме. А часто ставить церковное пение, которое предназначено для звучания в храме, вне храма будет не совсем правильно. У меня есть урок о Рождестве, где я говорю и о Святой земле - он идет под музыку Генделя, Моцарта или Рахманинова. Зачастую все это выстраивается интуитивно. Вот я, к примеру, готовлю презентацию и начинаю думать над темой, которая мне кажется близкой и интересной. Перед глазами появляются образы, которые вызывают последующую логику - ведь у образов есть своя несловесная логика. И образы, и музыка - это фон. И только очень редко на уроках мы прослушиваем церковные песнопения полностью - например, «Плач Адама» на лекции про церковное пение. И параллельно на экране идет их текст.

jangi4erOPK_3

 

Попробуйте сделать фотофильм

Фотофильм - это картинки, «сплавленные» с музыкой и текстом. Такой фильм может сделать каждый. Берутся изображения природы, шедевров мировой художественной культуры и духовные образы. Например, когда мы говорим о Рождестве Христовом, тут уместно показать кадры Вифлеема - изнутри и снаружи храма, кадры Вифлеемской пещерки, а также картины русских и зарубежных художников на эту тему (с комментариями), и конечно, иконы и мозаики. Как фон должна идти музыка, а на экране - титры, причем желательно двойные, русские и славянские. Когда читается Евангелие, текст более-менее понятен, но к тропарям, стихирам и величаниям нужен сопровождающий текст.
У меня есть фотофильм «Страсти по Матфею» на музыку митрополита Илариона (Алфеева). Там вставлены небольшие, в несколько секунд, видеофрагменты, но это именно фотофильм на основе фресок, мозаик, икон, видов Святой земли. Все изображения анимированные - не с мультипликацией, а с движениями, масштабированием, панорамированием, с наложением. И каждый из фрагментов имеет смысловую нагрузку - например, стихира о Тайной вечере, поход Иуды к фарисеям или плач Матери над могилой Сына. На экране наряду с образами даны слова из Евангелия и церковных песнопений.
Медленно чередующиеся кадры фотофильма обеспечивают все уровни восприятия, и ребенку легче погрузиться в тему, которую проходим на уроке, она для него становится намного более близкой и понятной.

jangi4erOPK_4

 

Дополняйте зрительное и слуховое восприятие тактильным

Если есть возможность, для лучшего усвоения информации зрительное и слуховое восприятие хорошо бы дополнить тактильным. На урок о Святой Троице, например, я приношу кусочек Мамврийского дуба, который мне подарили во время паломничества, и пускаю по классу потрогать его. Я также показываю детям фотографию этого древнейшего дуба, икону Святой Троицы, на которой дерево присутствует.

Фото из архива протоиерея Владимира Янгичера

ПРОХОРОВА Дарья

http://foma.ru/multimediya-na-urokah-opk.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Владимир Янгичер
Пропаганда подросткового секса и извращений?..
О новом школьном спектакле в Сергиевом Посаде
09.12.2014
«Уроки преподобного Сергия»
Протоиерей Владимир Янгичер о презентации пособия для педагогов и учащихся, которая прошла в Сергиево-Посадском учебно-методическом центре Управления образованием
29.03.2014
Все статьи Протоиерей Владимир Янгичер
Основы православной культуры
Чревоугодие. Что это такое? Если у человека есть
любимое блюдо — это чревоугодие?
18.11.2024
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Война с сатанизмом. Цензура в кино. Кому верит
молодежь? «Русский ковчег»
31.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 03:01
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00