Представляется, что обращение к польским сюжетам не случайно здесь, на Иринарховских Чтениях. Ведь житие Преподобного Иринарха неразрывно связано со Смутным временем, периодом противоборства России и Польши. Нынешние российско-польские отношения также отнюдь не лишены сложных моментов, что обосновывает правомерность внимательного отношения к проблемам исторической памяти, позволяющей глубже понять природу этих сложностей.
В последнее время тематика, связанная с исторической памятью все больше привлекает внимание исследователей. Может ли быть иначе? Ведь историческая память - пантеон национальной идентичности, способ преодоления времени и пространства. Тем не менее, нет четкого и единого определения данного понятия. Ясно одно: историческая память и собственно историческое знание не совпадают. Память избирательна, она уже исторического знания. И если история претендует на объективность, то историческая память заведомо субъективна.
Одно и то же явление и событие может рассматриваться с разных точек зрения и получить совершенно разную оценку. Характерный пример - столкновения разных трактовок исторической памяти Росси и Польши. Вот один из них. В XVI в. Россия воюет с Польшей. Один из царских воевод А.Курбский перебегает к полякам, прихватив еще и часть казны. Что это? Измена? Именно так и оценил это сам Иван Грозный в своей знаменитой переписке с перебежчиком. Для царя это попрание воли Божьей, нарушение присяги! Но у Курбского иная точка зрения: он бежал от попрания прав человека, от беззакония. Бежал в страну, где как ему казалось, все равны перед законом, где власть не от Бога, а от людей, она соответствует законам.
Кажется, здесь позиции заинтересованных лиц, но и историки в дальнейшем очень по-разному оценивали поступок Курбского: и как нарушение присяги и как защиту своего человеческого достоинства от самодурства тирана. Почему столь разнятся оценки? Да потому, что используются разные критерии оценки, да и сами оценки выносятся с разной целью. Как замечал К. Леви-Стросс «История никогда не является просто историей чего-то, но всегда историей для чего-то».
Прошлое не уходит. Оно с нами, оно присутствует в современной жизни. Факты преломляются в сознании людей через призму их представлений и принципов, через призму их сознания. Понять людей прежних эпох невозможно, вырвав из истории какой либо факт и вынося суждения о нем, исходя из нынешних реалий. Только с учетом исторического контекста возможно постижение прошлого, что вовсе не исключает правомерности нравственных оценок: постичь отнюдь не означает принять.
В исторической памяти важную роль играют т. н. «места памяти», те. некие материальные объекты, связанные с историей. Об одном таком месте, где как бы сконцентрировались сложности и противоречия русского и польского восприятия мира, хотелось бы вспомнить.
Есть в Варшаве большая и в настоящее время достаточно пустынная площадь в центре города. Называется она площадь Ю.Пилсудского. Имя Первого маршала Польши, создателя независимого польского государства по сути, национального героя Польши известно каждому поляку, но, конечно же гораздо менее известно в России, да и вызывает совершенно иные чувства. Прежде, в XIX в., когда Польша входила в состав Российской Империи эта площадь называлась Саксонской. И посреди площади в 1841г. был воздвигнут по приказу царя Николая I памятник польским генералам, на котором было написано: «Полякам, погибшим в 1830 г. за верность своему монарху». Имена шести генералов и одного полковника (Гауке, Новицкого, Трембицкого, Сементковского, Потоцкого, Блюмера, Мецишевского) уж, кажется, никак не могли попасть на памятник, воздвигнутый по приказу русского царя: все они сражались против России в армии Наполеона, да и прежде не отличались горячей любовью к России, участвуя в восстании Т. Костюшко против России. Однако ноябрьская ночь 1830г. изменила их судьбу. Этой ночью в Варшаве началось очередное восстание против России. Молодые подхорунжие, став инициаторами волнений, хотели, чтобы опытные генералы возглавили их, но они оказались. И все были убиты в эту ночь на улицах Варшавы. Будучи польскими патриотами, шесть генералов и один полковник не сочли возможным нарушить присягу: ведь Николай I был в то время не только русским царем, но и польским королем...Они ничего не боялись эти семеро, оно боялись бесчестья.
Поляки не любили «памятник шести генералам», и, проходя мимо, как правило, плевали на него в знак презрения. Сейчас об этих генералах в Польше мало кто помнит, а польские историки уже не клеймят их позором, а считают жертвой обстоятельств. Но и у нас они не особо почитаемы, ведь прежде, чем генералы проявили верность монарху, все они сражались против русских. Ситуация не из простых, но такова история, не всегда она черно- белая.
Памятник генералам простоял на Саксонской площади до конца века. Потом его перенесли, ибо на площади начали сооружать великолепный православный собор Александра Невского. Ведь тогда в Варшаве жило много православных и храмов не хватало. Собор воздвигли по проекту А.Бенуа на пожертвования, собранные по всей Росси. Храм оформляли лучшие художники и мастера, в том числе Васнецов. Мрамор и гранит, золото и серебро щедро использовалось для украшения собора, освященного в 1912г. Но вскоре началась война, русские покинули Варшаву. С приходом в город немцев в соборе был устроен немецкий католический храм, а когда Польша после Первой мировой войны стала независимой, собор решили уничтожить, под разными предлогами, в том числе и из-за недостатка места в Варшаве.
А ведь тогда в Польше около более 10% населения исповедовало православие. Не все поляки были за снос собора, но спасти его не удалось, и храм взорвали. Это был далеко не единственный случай : в межвоенной Польше уничтожили не один десяток православных церквей. Материал, из которого был сооружен храм Александра Невского, поляки частично использовали. Так именно из него отчасти сделано надгробие Ю.Пилсудского в Кракове, на Вавеле. В те же годы в независимой Польше уничтожили и памятник польским генералам.
На Саксонской площади стоял на и еще один памятник: князю Юзефу Понятовскому. Тому самому, который утонул в реке, на глазах Наполеона во время войны 1812г., будучи генералом французской армии. Наполеон хотел сделать его польским королем в случае свое победы над Россией. Памятник Понятовскому разрушили немцы в годы Второй мировой войны. Сейчас он восстановлен и стоит перед президентским дворцом в Варшаве. Именно там, на этом самом месте подхорунжие убили генерала М.Гауке, одного из шести генералов, погибших в ноябрьскую ночь 1830г. А уже в наше время, в 2010г. около памятника Ю.Понятовскому был установлен крест в память о погибшем в авиакатастрофе польском президенте Л.Качиньском и долгое время проводились митинги и демонстрации поляков, не верящих в официальную версию случившегося и обвиняющих в гибели своего президента Россию.
Динамика изменения названия той площади, о которой идет речь, тоже о многом говорит. Как выше упоминалось, изначально площадь была Саксонской, после обретения Польшей независимости, площадь стала называться именем Ю.Пилсудского, в годы Второй мировой войны, когда Варшаву оккупировали немцы, площадь стала называться именем Адольфа Гитлера. После освобождения Варшавы площадь стала Площадью победы, а ныне вновь носит имя Ю.Пилсудского.
Большая, просторная, пустынная площадь. Сколько на этом пространстве переплелось судеб, страстей, обид. Таково это место памяти, где в воображении русского и поляка предстают совершенно разные картины и возникают совершенно разные чувства, хотя собственно история одна. История одна, а память разная. И главное для каждого народа эту память хранить, защищать и не предавать, чтобы вслед за поэтом С.Сырневой уверенно и твердо, не боясь ничего всегда быть готовыми сказать
«Наша Родина - самая сильная
И прекрасная самая...»
Сказать не только другим, но и самим себе. И верить в сказанное.
Лариса Лыкошина, главный научный сотрудник ИНИОН РАН