Трудные проблемы исторической памяти

На примере России и Польши

Представляется, что обращение к польским сюжетам не случайно здесь, на Иринарховских Чтениях. Ведь житие Преподобного Иринарха неразрывно связано со Смутным временем, периодом противоборства России и Польши. Нынешние российско-польские отношения также отнюдь не лишены сложных моментов, что обосновывает правомерность внимательного отношения к проблемам исторической памяти, позволяющей глубже понять природу этих сложностей.

В последнее время тематика, связанная с исторической памятью все больше привлекает внимание исследователей. Может ли быть иначе? Ведь историческая память - пантеон национальной идентичности, способ преодоления времени и пространства. Тем не менее, нет четкого и единого определения данного понятия. Ясно одно: историческая память и собственно историческое знание не совпадают. Память избирательна, она уже исторического знания. И если история претендует на объективность, то историческая память заведомо субъективна.

Одно и то же явление и событие может рассматриваться с разных точек зрения и получить совершенно разную оценку. Характерный пример - столкновения разных трактовок исторической памяти Росси и Польши. Вот один из них. В XVI в. Россия воюет с Польшей. Один из царских воевод А.Курбский перебегает к полякам, прихватив еще и часть казны. Что это? Измена? Именно так и оценил это сам Иван Грозный в своей знаменитой переписке с перебежчиком. Для царя это попрание воли Божьей, нарушение присяги! Но у Курбского иная точка зрения: он бежал от попрания прав человека, от беззакония. Бежал в страну, где как ему казалось, все равны перед законом, где власть не от Бога, а от людей, она соответствует законам.

Кажется, здесь позиции заинтересованных лиц, но и историки в дальнейшем очень по-разному оценивали поступок Курбского: и как нарушение присяги и как защиту своего человеческого достоинства от самодурства тирана. Почему столь разнятся оценки? Да потому, что используются разные критерии оценки, да и сами оценки выносятся с разной целью. Как замечал К. Леви-Стросс «История никогда не является просто историей чего-то, но всегда историей для чего-то».

Прошлое не уходит. Оно с нами, оно присутствует в современной жизни. Факты преломляются в сознании людей через призму их представлений и принципов, через призму их сознания. Понять людей прежних эпох невозможно, вырвав из истории какой либо факт и вынося суждения о нем, исходя из нынешних реалий. Только с учетом исторического контекста возможно постижение прошлого, что вовсе не исключает правомерности нравственных оценок: постичь отнюдь не означает принять.

В исторической памяти важную роль играют т. н. «места памяти», те. некие материальные объекты, связанные с историей. Об одном таком месте, где как бы сконцентрировались сложности и противоречия русского и польского восприятия мира, хотелось бы вспомнить.

Есть в Варшаве большая и в настоящее время достаточно пустынная площадь в центре города. Называется она площадь Ю.Пилсудского. Имя Первого маршала Польши, создателя независимого польского государства по сути, национального героя Польши известно каждому поляку, но, конечно же гораздо менее известно в России, да и вызывает совершенно иные чувства. Прежде, в XIX в., когда Польша входила в состав Российской Империи эта площадь называлась Саксонской. И посреди площади в 1841г. был воздвигнут по приказу царя Николая I памятник польским генералам, на котором было написано: «Полякам, погибшим в 1830 г. за верность своему монарху». Имена шести генералов и одного полковника (Гауке, Новицкого, Трембицкого, Сементковского, Потоцкого, Блюмера, Мецишевского) уж, кажется, никак не могли попасть на памятник, воздвигнутый по приказу русского царя: все они сражались против России в армии Наполеона, да и прежде не отличались горячей любовью к России, участвуя в восстании Т. Костюшко против России. Однако ноябрьская ночь 1830г. изменила их судьбу. Этой ночью в Варшаве началось очередное восстание против России. Молодые подхорунжие, став инициаторами волнений, хотели, чтобы опытные генералы возглавили их, но они оказались. И все были убиты в эту ночь на улицах Варшавы. Будучи польскими патриотами, шесть генералов и один полковник не сочли возможным нарушить присягу: ведь Николай I был в то время не только русским царем, но и польским королем...Они ничего не боялись эти семеро, оно боялись бесчестья.

 Поляки не любили «памятник шести генералам», и, проходя мимо, как правило, плевали на него в знак презрения. Сейчас об этих генералах в Польше мало кто помнит, а польские историки уже не клеймят их позором, а считают жертвой обстоятельств. Но и у нас они не особо почитаемы, ведь прежде, чем генералы проявили верность монарху, все они сражались против русских. Ситуация не из простых, но такова история, не всегда она черно- белая.

Памятник генералам простоял на Саксонской площади до конца века. Потом его перенесли, ибо на площади начали сооружать великолепный православный собор Александра Невского. Ведь тогда в Варшаве жило много православных и храмов не хватало. Собор воздвигли по проекту А.Бенуа на пожертвования, собранные по всей Росси. Храм оформляли лучшие художники и мастера, в том числе Васнецов. Мрамор и гранит, золото и серебро щедро использовалось для украшения собора, освященного в 1912г. Но вскоре началась война, русские покинули Варшаву. С приходом в город немцев в соборе был устроен немецкий католический храм, а когда Польша после Первой мировой войны стала независимой, собор решили уничтожить, под разными предлогами, в том числе и из-за недостатка места в Варшаве.

А ведь тогда в Польше около более 10% населения исповедовало православие. Не все поляки были за снос собора, но спасти его не удалось, и храм взорвали. Это был далеко не единственный случай : в межвоенной Польше уничтожили не один десяток православных церквей. Материал, из которого был сооружен храм Александра Невского, поляки частично использовали. Так именно из него отчасти сделано надгробие Ю.Пилсудского в Кракове, на Вавеле. В те же годы в независимой Польше уничтожили и памятник польским генералам.

 На Саксонской площади стоял на и еще один памятник: князю Юзефу Понятовскому. Тому самому, который утонул в реке, на глазах Наполеона во время войны 1812г., будучи генералом французской армии. Наполеон хотел сделать его польским королем в случае свое победы над Россией. Памятник Понятовскому разрушили немцы в годы Второй мировой войны. Сейчас он восстановлен и стоит перед президентским дворцом в Варшаве. Именно там, на этом самом месте подхорунжие убили генерала М.Гауке, одного из шести генералов, погибших в ноябрьскую ночь 1830г. А уже в наше время, в 2010г. около памятника Ю.Понятовскому был установлен крест в память о погибшем в авиакатастрофе польском президенте Л.Качиньском и долгое время проводились митинги и демонстрации поляков, не верящих в официальную версию случившегося и обвиняющих в гибели своего президента Россию.

Динамика изменения названия той площади, о которой идет речь, тоже о многом говорит. Как выше упоминалось, изначально площадь была Саксонской, после обретения Польшей независимости, площадь стала называться именем Ю.Пилсудского, в годы Второй мировой войны, когда Варшаву оккупировали немцы, площадь стала называться именем Адольфа Гитлера. После освобождения Варшавы площадь стала Площадью победы, а ныне вновь носит имя Ю.Пилсудского.

Большая, просторная, пустынная площадь. Сколько на этом пространстве переплелось судеб, страстей, обид. Таково это место памяти, где в воображении русского и поляка предстают совершенно разные картины и возникают совершенно разные чувства, хотя собственно история одна. История одна, а память разная. И главное для каждого народа эту память хранить, защищать и не предавать, чтобы вслед за поэтом С.Сырневой уверенно и твердо, не боясь ничего всегда быть готовыми сказать

«Наша Родина - самая сильная

И прекрасная самая...»

Сказать не только другим, но и самим себе. И верить в сказанное.

Лариса Лыкошина, главный научный сотрудник ИНИОН РАН

http://www.voskres.ru/bratstvo/likoshina1.htm

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Лариса Лыкошина:
По ком звонит колокол в Польше
Кому на руку новые разоблачения Леха Валенса
01.03.2016
Конец «польско-польской войны»?
В 2015 г. грядут серьезные перемены на политической сцене республики
13.01.2015
Трудные проблемы исторической памяти
На примере России и Польши
23.05.2014
Бои продолжаются, если и не на полях сражений, то в умах людей
Чем поляки 150-летие антироссийского восстания 1863 года встретили
07.04.2013
Все статьи автора
Последние комментарии
«Цветная революция» под сенью хоругвей
Новый комментарий от р.Б. Алексий
2020-11-24 20:32
О. Алексий Денисов: Ковид-диссиденты сильно заблуждаются
Новый комментарий от Константин В.
2020-11-24 20:29
Взвешенное, глубоко продуманное, выстраданное мнение
Новый комментарий от Георгий
2020-11-24 18:35
Манипуляция и пропаганда
Новый комментарий от Георгий
2020-11-24 18:24
В России нет места героизации финских фашистов
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-11-24 14:37
Протоиерей Лепин выступает в роли провокатора
Новый комментарий от Андрей Х.
2020-11-24 14:12
Приднестровье – следующая «горячая точка»?
Новый комментарий от Брат
2020-11-24 10:27