Трудные проблемы исторической памяти

На примере России и Польши

0
221
Время на чтение 5 минут

Представляется, что обращение к польским сюжетам не случайно здесь, на Иринарховских Чтениях. Ведь житие Преподобного Иринарха неразрывно связано со Смутным временем, периодом противоборства России и Польши. Нынешние российско-польские отношения также отнюдь не лишены сложных моментов, что обосновывает правомерность внимательного отношения к проблемам исторической памяти, позволяющей глубже понять природу этих сложностей.

В последнее время тематика, связанная с исторической памятью все больше привлекает внимание исследователей. Может ли быть иначе? Ведь историческая память - пантеон национальной идентичности, способ преодоления времени и пространства. Тем не менее, нет четкого и единого определения данного понятия. Ясно одно: историческая память и собственно историческое знание не совпадают. Память избирательна, она уже исторического знания. И если история претендует на объективность, то историческая память заведомо субъективна.

Одно и то же явление и событие может рассматриваться с разных точек зрения и получить совершенно разную оценку. Характерный пример - столкновения разных трактовок исторической памяти Росси и Польши. Вот один из них. В XVI в. Россия воюет с Польшей. Один из царских воевод А.Курбский перебегает к полякам, прихватив еще и часть казны. Что это? Измена? Именно так и оценил это сам Иван Грозный в своей знаменитой переписке с перебежчиком. Для царя это попрание воли Божьей, нарушение присяги! Но у Курбского иная точка зрения: он бежал от попрания прав человека, от беззакония. Бежал в страну, где как ему казалось, все равны перед законом, где власть не от Бога, а от людей, она соответствует законам.

Кажется, здесь позиции заинтересованных лиц, но и историки в дальнейшем очень по-разному оценивали поступок Курбского: и как нарушение присяги и как защиту своего человеческого достоинства от самодурства тирана. Почему столь разнятся оценки? Да потому, что используются разные критерии оценки, да и сами оценки выносятся с разной целью. Как замечал К. Леви-Стросс «История никогда не является просто историей чего-то, но всегда историей для чего-то».

Прошлое не уходит. Оно с нами, оно присутствует в современной жизни. Факты преломляются в сознании людей через призму их представлений и принципов, через призму их сознания. Понять людей прежних эпох невозможно, вырвав из истории какой либо факт и вынося суждения о нем, исходя из нынешних реалий. Только с учетом исторического контекста возможно постижение прошлого, что вовсе не исключает правомерности нравственных оценок: постичь отнюдь не означает принять.

В исторической памяти важную роль играют т. н. «места памяти», те. некие материальные объекты, связанные с историей. Об одном таком месте, где как бы сконцентрировались сложности и противоречия русского и польского восприятия мира, хотелось бы вспомнить.

Есть в Варшаве большая и в настоящее время достаточно пустынная площадь в центре города. Называется она площадь Ю.Пилсудского. Имя Первого маршала Польши, создателя независимого польского государства по сути, национального героя Польши известно каждому поляку, но, конечно же гораздо менее известно в России, да и вызывает совершенно иные чувства. Прежде, в XIX в., когда Польша входила в состав Российской Империи эта площадь называлась Саксонской. И посреди площади в 1841г. был воздвигнут по приказу царя Николая I памятник польским генералам, на котором было написано: «Полякам, погибшим в 1830 г. за верность своему монарху». Имена шести генералов и одного полковника (Гауке, Новицкого, Трембицкого, Сементковского, Потоцкого, Блюмера, Мецишевского) уж, кажется, никак не могли попасть на памятник, воздвигнутый по приказу русского царя: все они сражались против России в армии Наполеона, да и прежде не отличались горячей любовью к России, участвуя в восстании Т. Костюшко против России. Однако ноябрьская ночь 1830г. изменила их судьбу. Этой ночью в Варшаве началось очередное восстание против России. Молодые подхорунжие, став инициаторами волнений, хотели, чтобы опытные генералы возглавили их, но они оказались. И все были убиты в эту ночь на улицах Варшавы. Будучи польскими патриотами, шесть генералов и один полковник не сочли возможным нарушить присягу: ведь Николай I был в то время не только русским царем, но и польским королем...Они ничего не боялись эти семеро, оно боялись бесчестья.

 Поляки не любили «памятник шести генералам», и, проходя мимо, как правило, плевали на него в знак презрения. Сейчас об этих генералах в Польше мало кто помнит, а польские историки уже не клеймят их позором, а считают жертвой обстоятельств. Но и у нас они не особо почитаемы, ведь прежде, чем генералы проявили верность монарху, все они сражались против русских. Ситуация не из простых, но такова история, не всегда она черно- белая.

Памятник генералам простоял на Саксонской площади до конца века. Потом его перенесли, ибо на площади начали сооружать великолепный православный собор Александра Невского. Ведь тогда в Варшаве жило много православных и храмов не хватало. Собор воздвигли по проекту А.Бенуа на пожертвования, собранные по всей Росси. Храм оформляли лучшие художники и мастера, в том числе Васнецов. Мрамор и гранит, золото и серебро щедро использовалось для украшения собора, освященного в 1912г. Но вскоре началась война, русские покинули Варшаву. С приходом в город немцев в соборе был устроен немецкий католический храм, а когда Польша после Первой мировой войны стала независимой, собор решили уничтожить, под разными предлогами, в том числе и из-за недостатка места в Варшаве.

А ведь тогда в Польше около более 10% населения исповедовало православие. Не все поляки были за снос собора, но спасти его не удалось, и храм взорвали. Это был далеко не единственный случай : в межвоенной Польше уничтожили не один десяток православных церквей. Материал, из которого был сооружен храм Александра Невского, поляки частично использовали. Так именно из него отчасти сделано надгробие Ю.Пилсудского в Кракове, на Вавеле. В те же годы в независимой Польше уничтожили и памятник польским генералам.

 На Саксонской площади стоял на и еще один памятник: князю Юзефу Понятовскому. Тому самому, который утонул в реке, на глазах Наполеона во время войны 1812г., будучи генералом французской армии. Наполеон хотел сделать его польским королем в случае свое победы над Россией. Памятник Понятовскому разрушили немцы в годы Второй мировой войны. Сейчас он восстановлен и стоит перед президентским дворцом в Варшаве. Именно там, на этом самом месте подхорунжие убили генерала М.Гауке, одного из шести генералов, погибших в ноябрьскую ночь 1830г. А уже в наше время, в 2010г. около памятника Ю.Понятовскому был установлен крест в память о погибшем в авиакатастрофе польском президенте Л.Качиньском и долгое время проводились митинги и демонстрации поляков, не верящих в официальную версию случившегося и обвиняющих в гибели своего президента Россию.

Динамика изменения названия той площади, о которой идет речь, тоже о многом говорит. Как выше упоминалось, изначально площадь была Саксонской, после обретения Польшей независимости, площадь стала называться именем Ю.Пилсудского, в годы Второй мировой войны, когда Варшаву оккупировали немцы, площадь стала называться именем Адольфа Гитлера. После освобождения Варшавы площадь стала Площадью победы, а ныне вновь носит имя Ю.Пилсудского.

Большая, просторная, пустынная площадь. Сколько на этом пространстве переплелось судеб, страстей, обид. Таково это место памяти, где в воображении русского и поляка предстают совершенно разные картины и возникают совершенно разные чувства, хотя собственно история одна. История одна, а память разная. И главное для каждого народа эту память хранить, защищать и не предавать, чтобы вслед за поэтом С.Сырневой уверенно и твердо, не боясь ничего всегда быть готовыми сказать

«Наша Родина - самая сильная

И прекрасная самая...»

Сказать не только другим, но и самим себе. И верить в сказанное.

Лариса Лыкошина, главный научный сотрудник ИНИОН РАН

http://www.voskres.ru/bratstvo/likoshina1.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лариса Лыкошина
По ком звонит колокол в Польше
Кому на руку новые разоблачения Леха Валенса
01.03.2016
Конец «польско-польской войны»?
В 2015 г. грядут серьезные перемены на политической сцене республики
13.01.2015
Бои продолжаются, если и не на полях сражений, то в умах людей
Чем поляки 150-летие антироссийского восстания 1863 года встретили
07.04.2013
«Нехорошо в польской церкви...»
На кажущемся незыблемым монолите польского католицизма обозначились заметные трещины
05.07.2011
Все статьи Лариса Лыкошина
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
22.11.2024 16:54
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 16:25
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Калужанин
22.11.2024 15:11
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Константин В.
22.11.2024 15:03
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:43
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:22
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Ленчик
22.11.2024 13:22