Любовь сорадуется Истине

Александр Шувалов  Елена Катынская 
0
26.04.2014 201
«Я никого не люблю!»

«Двенадцатилетняя девочка, которую знаю с рождения - из хорошей семьи, умница, сочиняет сказки, мечтает стать клоуном, "чтобы всех веселить" - недавно ввергла меня в шок. Мы говорили с ней "за жизнь", и она вдруг сказала: "Я никого не люблю!" - "Как никого? А мама? А папа? А сестра?" - "Ну, их я люблю. Своих я всех люблю. А больше никого". - "Но почему?" - "А вы посмотрите телевизор. Одни пьяницы, террористы и педофилы".

Задумавшись над таким признанием девочки, я попыталась представить себе мир ее глазами, вообще глазами современного ребенка. Что мы говорим детям, отпуская их гулять одних? "Не входи в лифт с незнакомым человеком, он может оказаться плохим. Не разговаривай с незнакомыми людьми на улице, они могут оказаться мошенниками, которые отнимут у тебя мобильник. Не покупай напитки в алюминиевых банках, там может оказаться гадость. Не покупай соленые сухарики, там канцероген. Будь осторожна, переходя улицу, какой-нибудь пьяный водитель может проехать и на красный свет".

Недоброе повсюду. Оно может свалиться на тебя даже с неба в виде кислотного дождя. Ребенок живет во враждебном мире. И это естественно, что он его боится и потому заранее, на всякий случай, не любит всех».

Этой историей и связанными с ней переживаниями недавно поделилась наша знакомая журналист. Она попросила прокомментировать ситуацию и по возможности ответить на вопрос: «Как сохранить в ребенке благорасположение к миру и воспитать доброжелательный настрой?»

Поле битвы - сердце человеческое

Поэт и музыкант Андрей Макаревич в одной из своих песен дал неутешительную характеристику современности, назвав ее «эпохой большой нелюбви». Можно воспринимать такую оценку по-разному, соглашаться или вступать в полемику: история знает разные, в том числе и откровенно жестокие, беспощадные времена. Мы же являемся свидетелями нынешнего века и в той или иной мере успели пропитаться смрадной атмосферой разрозненного, дезориентированного и растленного общества. Так стоит ли удивляться откровению ребенка о недоверии и нелюбви к людям, или вернее будет признать наличие проблемы и постараться ее осмыслить?

Любовь является источником и основой человеческой жизни. Без любви, по словам св. апостола Павла, все тщетно, напрасно и бесцельно: если я не имею любви, - то я ничто... (1 Кор. 13: 2). Только отчего-то так получается, что мы, как и упомянутая девочка, в своих переживаниях более склонны оглядываться по сторонам, видеть недоброе преимущественно во вне, пенять на окружающее нас несовершенство и отгораживаться эгоизмом, начиняя им свои мысли, отношения и поступки. Но именно эгоцентрический настрой подавляет в нас любовь и стремление к доброделанию. Видимо поэтому многие родители теперь полагают, что доброта - это пережиток прошлого; что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в предстоящей жизни. По мнению таких воспитателей, сегодня процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость и умение отстаивать свои интересы любой ценой. Однако наблюдения показывают, что дети с узкоэгоистическими мотивами самоутверждения редко пользуются симпатией, одобрением и поддержкой своих сверстников. А это прямая дорога к одиночеству, отчаянию или озлоблению.

Прежде чем предметно рассматривать вопрос воспитания в детях доброты и пытаться сформулировать психолого-педагогические рекомендации для повседневного пользования, следует уяснить, что тема эта только отчасти является педагогической или психологической. По сути - это духовно-нравственная проблема человека: его решимости преодолевать свой эгоцентризм в стремлении воссоединиться с силами добра или напротив эгоцентрической предрасположенности подпадать под влияние противостоящих им сил зла, впадать в уныние и ожесточаться. День за днем в ситуациях нравственного самоопределения мы вынуждены снова и снова решать пожизненно не разрешимую дилемму: либо «быть выше себя» и вопреки усталости, лености, скупости, страху прислушиваться к голосу совести, вступаться за правду и справедливость, протягивать руку помощи нуждающимся, делать шаги навстречу оступившимся, трудиться и жертвовать во благо других; либо «быть ниже себя», лукавя, пасуя или самоустраняясь.

Об этом очень емко написал святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «По Евангелию, жизнь есть беспредельная борьба света с тьмой в душе человека. Поле битвы - сердце человеческое. Эта борьба всегда идет и в истории человечества. История - это беспрестанная смена явлений. Меняются нормы жизни, меняются понятия, стареют и уходят в небытие традиции, падают и разрушаются человеческие кумиры, но среди этого вечно волнующегося океана явлений, учений и идеалов остается неизменным одно учение: Любите друг друга, ибо ничего нет больше той любви, как если кто душу свою (жизнь свою) отдаст за друзей своих.

Христос первый не только научил людей этой заповеди, но и первый исполнил ее, отдав жизнь свою за спасение мира.

Пройдут века, тысячелетия, будут сменять друг друга учения, но эта заповедь Христа останется навсегда всесовершенной, незаменяемой и непревзойденной. Она дает смысл и существование, силу и волю к жизни».

Чем сложнее и тяжелее времена, тем дороже для людей доброта, сочувствие и соучастие окружающих. Бремя «большой нелюбви» затрагивает всех нас, но оно преодолимо, и это зависит от каждого из нас, от нашего душевного настроя, сердечного отклика и личной устремленности. Вспомним проникновенную проповедь св. апостола Павла: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине (1 Кор. 13: 4-6).

Любовь сорадуется Истине Божественного Откровения, духовно родня и сближая людей. Об этом наглядно поведал в своем наставлении святой подвижник VI-VII вв. авва Дорофей (рис. 1). Он начертал окружность и разъяснил: окружность - это мир людей; радиусы - это отдельные люди; центр круга - это Бог; чем ближе человек к Богу, тем ближе он к другим людям; чем дальше люди от Бога, тем дальше они друг от друга.

Рисунок 1. Наставление преподобного аввы Дорофея

Начинайте с себя

«Человек должен осознать добро необходимостью, иначе он будет мучиться» - поучал старец Паисий Святогорец. Как же современные родители, воспитатели и учителя, родные и близкие могут помочь детям верным образом сориентироваться и определиться в этом насущном жизненном вопросе? Составим конспективную памятку в поддержку взрослым.

Начинайте с себя. Помните, что дети - это наше отражение, старайтесь всегда и во всем быть для воспитанников нравственным примером.

Воспитывать доброту можно только добротой. Трудитесь на ниве добра, поддерживайте в семье, в детской группе, в школьном классе, в творческом коллективе атмосферу доброжелательности и взаимопомощи.

Помогайте детям в различении доброго и недоброго, пробуждайте способность замечать в себе движения в сторону добра или зла. Побуждайте ребенка делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести, с ранних лет приучайте к делам милосердия.

Передавайте ребенку нравственное содержание в доступной ему форме: через сказку, беседу, игру и конкретные примеры.

Замечайте и поддерживайте в детях начатки нравственного, человечного отношения к ближним, бережного обращения с природой и с результатами чужого труда.

Будьте искренними, не обманывайте ребенка и не вводите его в заблуждение, не уклоняйтесь от важных вопросов, старайтесь своевременно дать доступный ответ и разумное наставление.

Учите ребенка обращать внимание на душевное состояние другого человека, проявлять сердечность и отзывчивость.

Прививайте ребенку привычку доброделания, поощряйте стремление помогать и делиться с ближними.

Привлекайте ребенка к труду, помогите ему увидеть и ощутить, что результаты его усердия кому-то нужны. Учите получать радость от добрых и полезных дел. Оберегайте от потребительства и суррогатных форм удовольствия.

Наберитесь терпения в воспитании. Опирайтесь на то положительное, что уже сложилось или начинает складываться в характере ребенка. Поддерживайте его добрые начинания.

Оберегайте ребенка от прямого пагубного влияния. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда основным способом овладения знаниями и опытом является подражание.

Не оставляйте без внимания порочные поступки ребенка. Учите извлекать уроки из проблемных ситуаций. Разъясняйте неправоту. Воспитывайте способность признавать свою вину, нести ответственность за проступки и исправляться.

И самое главное: духовно бодрствуйте, сорадуйтесь Истине и не оскудевайте любовью, ибо без этого все наши усилия могут оказаться бесплодными и тщетными.



[1] Шувалов Александр Владимирович - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГБУН «Институт психологии» РАН, руководитель психолого-логопедического отдела ГБОУ города Москвы Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово», главный редактор научного альманаха «Живая вода».

Катынская Елена Александровна - педагог-психолог ГБОУ города Москвы Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово».

http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/48033.php

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Александр Шувалов
"Детские души калечатся, прежде всего, уродливыми человеческими отношениями..."
Беседа с Александром Владимировичем Шуваловым, кандидатом психологических наук, руководителем психологической службы Центра развития творчества детей и юношества "Лефортово", старшим научным сотрудником Московского института открытого образования
19.12.2006
Все статьи Александр Шувалов
Елена Катынская
Все статьи Елена Катынская
Последние комментарии
Отрывки из обрывков
Новый комментарий от Глеб
15.06.2021 12:56
«Слова уст человеческих – глубокие воды»
Новый комментарий от Сергей Швецов
15.06.2021 11:24
Здесь русский дух!
Новый комментарий от Сант
15.06.2021 07:18
Кто вернёт Грузию России?
Новый комментарий от Тюменец
15.06.2021 07:07
Зеленский признал свой режим оккупационным
Новый комментарий от Тюменец
15.06.2021 06:44
Сторожем, расколоучителем или всё-таки смирится?
Новый комментарий от Ольга
15.06.2021 05:15