Отравленный мир

Правда и ложь в фильме Алексея Германа «Трудно быть богом»

0
354
Время на чтение 5 минут

Иногда в мире кино случается странное событие. Настоящий большой мастер берет известное литературное произведение, выстраивает на съемочной площадке антураж высочайшего качества, руководит актерами так, чтобы они выкладывались на 100 %, снимает шедевр... и наполняет его  большой черной ложью.

Так получилось с картиной Алексея Германа «Трудно быть богом». Шедевр его тёмен, страшен, ядовит. Более всего он напоминает опасную медузу цианею: она способна нанести человеку ожог, но при всем том - истинная красавица, не отвести взора.

 Герман делит человеческое общество на две части.

Первая из них - интеллигенты. Умные, превосходно образованные люди, любят хорошую музыку, знают наизусть хорошие стихи, знают толк в оригинальных инженерных и научных решениях. Но главная их отличительная черта состоит вовсе не в знаниях и не в уме, а в том, что они несут в себе частицы грядущего прекрасного мира. Это люди-зерна, из которых когда-нибудь вырастет чудесная роща творчества и добра, в тени ее будет жить всё человечество. Они относятся друг к другу как друзья, единомышленники. Можно сказать, как братья по духу. Иногда они, конечно, ведут споры, но в некоторых вещах едины. Так, они полны уверенности, что насилие и убийство - зло, что творчество достойно поощрения, что грязь отвратительна, а чистота прекрасна, притом в любом смысле, в том числе и самом простом, гигиеническом.

Вроде бы, ничего худого не скажешь о «кредо» интеллигентов, как рисует его Герман.

Где количество интеллигентов умножается, где дают жить и развиваться университетам, там процветают науки и ремесла, начинается половодье тонкой поэзии, вселенная становится краше.

Интеллигентов окружает... как бы получше выразиться? Весь остальной мир.

Он безобразен. Дрянь, рвань, грязь. Моря грязи. Океаны грязи. Рыла. Отвратительные рыла больных и уродов. Развалюхи. Зловонные нужники. Всякий норовит высморкаться в пальцы. Насекомые-кровососы беспрестанно впиваются в кожу. Все обманывают, предают, продают, бьют и убивают всех. Все издеваются друг над другом. Все привыкли жить в отбросах, простые жилища и дворцы превращаются в помойки. Все готовы спариться прямо на том месте, где их застала похоть. Звериная жестокость - норма. Милосердие - глупость. Власть - главный зверь, люди власти убивают спокойно и деловито, их свирепость ограничена лишь необходимостью время от времени есть, спать, совокупляться. Иными словами, делать перерывы между убийствами.

Всё этого доходит до концентрации невыносимых градусов, когда на общество сваливается время «реакции». То есть, время гонений на интеллигентов, университеты, науку.

Интеллигенты, конечно, стараются не допустить вечного существования подобного ужаса. Они полны решимости улучшить мир. С этой целью они поддерживают себе подобных - вырывают из лап реакционеров, поддерживают материально, ведут с ними интеллектуальные беседы. Интеллигенты ведь не сторонники насилия, неправда ли? Они не готовы убивать разного рода мерзавцев - палачей, стражников, правителей...

То есть, оговоримся, это в начале фильма они не готовы убивать. А ближе к концу они вдоволь насмотрелись жидкой грязи, нанюхались вони, навидались жестокости, набрались впечатлений по части подлости, предательства, свинства и... вот уже один из них выкладывает ковер из трупов. Хорошо бьется, прогрессивными методами, никто не может его одолеть. Особенно хорошо ему удается вскрытие животов с последующим вытряхиванием кишок. Что за боец! [a1] 

И, наверное, кто-то ему посочувствует. Ведь нельзя же терпеть всех этих «серых», иначе явятся «черные»!

Ну а теперь... в чем ложь?

Она - во всей этой конструкции от начала до конца.

Обращаюсь к читателям прямо: пожалуйста, вспомните свою жизнь. Своё детство, молодость, свою зрелость - те, кто ее уже достиг. И мысленно двигаясь по оси времени из прошлого в будущее, вертите головой, оглядывая всё, что сохранилось в вашей памяти.

Если там одни только рыла больных уродов, одна только грязь с фекалиями вперемешку, если там только боль, страх, жестокость и предательство, если там вечно стоит зловоние во всех смыслах, вплоть до буквального, если там человеческой жизни грош цена, а смерть - дело обыденное, что ж, тогда Герман прав.

Отчего-то мне представляется, что всего, мною перечисленного, у большинства из вас окажется не столь уж много или совсем не окажется. Оттого, наверное, что я сам жил здесь, на этом свете, и хотя видел много скверного, но никогда не видел такого, чтобы вся жизнь, целиком, превращалась вокруг тебя в грязь и вонь, если только сам ты не опустился до уровня бомжа или уголовника-рецидивиста. Режиссеру Алексею Герману потребовалось нарисовать такую жизнь, такой мир, чтобы разрешить интеллигенту быть жестоким. Его мир - ложь, ложь как система представлений о том, что нас окружает. Мир настоящий, быть может, загрязнен, однако он никогда, даже при самых свирепых политических режимах, не превращался в сплошное беспримесное зло.

Как ни парадоксально, а при сверхреалистической манере съемки - вплоть до мельчайших нюансов освещения и озвучивания, из тысячи верно переданных деталей родился один большой обман.

 Герман снимал фильм по большой одноименной повести братьев Стругацких, вышедшей в 1964. Снимал не столько «по мотивам», сколько с использованием модели «сохраним дух». Проще говоря, оставил от оригинала Стругацких рожки да ножки.

То, что у него получилось, соответствует понятию «фестивальное кино», иными словами, кино, предназначенное для узкого слоя эстетов. Тех удивительных эстетов, коим в радость созерцать эстетику жидкой грязи, разобранных сортиров и человеческих внутренностей, жизнерадостно вываленных в ту же самую грязь. Они увидят и прекрасную игру актеров, и тонкие игры режиссера, и цепкость его к мелочам психологическим, бытовым, общественным, ибо в мелочах-то Герман и достиг уровня шедевра. А большую ложь, быть может, не заметят. Эстет, он ведь с интересом разглядывает не слона, а пару занятных морщинок на его коже.

Этой картины так ждали, так ждали... что по ошибке вывели ее в широкий прокат. И теперь зрители имеют счастье наблюдать на экранах кинотеатров силуэты мам-пап-бабушек-дедушек, стремительно уводящих детей из зала.

Публикацию рецензии не стоит рассматривать как рекомендацию журнала "Фома"  посмотреть этот фильм. Напротив, нам кажется, что  он может быть интересен лишь ценителям таланта Алексея Германа или  братьев Стругацких.

Фотографии Сергея Аксенова. Кадры предоставлены компанией Utopia Pictures и студией Север. Автор: ВОЛОДИХИН Дмитрий

http://www.foma.ru/otravlennyij-mir.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Володихин
Слово Патриарха в день Кирилла и Мефодия:
чтобы силы зла не поколебали единства нашей церкви
25.05.2022
Русский Исход
95 лет назад сотни тысяч людей покинули Россию
02.12.2015
Все статьи Дмитрий Володихин
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22