О Великом посте, мудрости и молодежи

0
539
Время на чтение 6 минут

Кончилась масленица, началась Первая седмица Великого поста, когда в Церкви читается Великий канон преподобного Андрея Критского. О важности Канона преподобного Андрея Критского, покаянии и мудрости, воздержании и самоограничении говорит настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков.

Канон Андрея Критского. Фото: Александр Осокин / Православие.Ru
Канон Андрея Критского. Фото: Александр Осокин / Православие.Ru     

Масленица окончилась Прощеным воскресением, и вот наступает Первая седмица Великого поста. В Чистый понедельник впервые читают Великий покаянный канон Андрея Критского, который сохранила только Православная Церковь. Великий канон читается только один раз в год. Это удивительная служба. Жаль, что это бывает только раз в году, но для общественного служения, очевидно, достаточно.

Многие люди причисляют себя к православным христианам по разным соображениям, иногда не имеющим серьезного отношения к религиозности. Они приходят в храм на Рождество и Пасху, еще два-три раза в жизни, но ни на какие каноны не ходят и не знают, как много они при этом теряют. Они теряют не только ознакомление с великим художественным произведением, но более того - удивительное настроение и переживания, которые дает нам Церковь. Великий покаянный дух - вот что Церковь дает своим детям в эти дни, и это создает исключительное состояние души. На этом богослужении мы особенно погружаемся в стихию духовной чистоты, которая всегда необходима человеку, особенно современному. Так установила Церковь. Мне всегда жалко, когда мои прихожане не приходят на Великий канон из-за занятости.

Ум и мудрость

Это всё связано с особым состоянием сердца и разума, называемым мудростью. Мудрость - вовсе не обилие знаний. Можно быть ученым, но не иметь мудрости, и наоборот - необразованный человек может быть мудрым. Мудрость приходит в сердце, достигшее покоя. А спокойно только чистое сердце. Каждый знает, что если в сердце есть что-то нечистое, то он чувствует тяжесть. Человек не видит греха, который является причиной этого состояния, и не может понять, откуда тяжесть в сердце.

Пост - время, когда можно углубиться в созерцание себя самого. Если набраться смелости увидеть страшные дела, лежащие на совести, то это даст силы очистить их. Если это произойдет, тогда приходят покой и мудрость: мудрость в понимании жизни и смерти, времени и вечности, своего места в этом мире, мудрость в общении с людьми. Ведь общение с людьми требует огромной мудрости. А мудрости нет, потому что покаяние отсутствует. Надеемся, что к Пасхе мы придем хоть с каплей умудренности.

Покаяние - драгоценный дар Церкви. Слово «покаяние» по-гречески метанойя, то есть изменение ума. Пост - время переосмысления и изменения своего ума, всего своего существа. Чем больше человек тратит сил на покаяние, на очищение, тем больше он получит радости, тем глубже он будет участвовать в Пасхе и воскресении со Христом.

Мы, конечно, все живы, и слава Богу, но когда человек делает зло, то в его душе что-то умирает. Это умершее может возродиться, если он покаянием снова войдет в общение с Богом. Как с телом бывает так, что сам человек жив, но, например, часть легкого у него отмерла. Так бывает и с душой. Каждый из нас - человек с как бы отмершими «внутренними органами» души. Во время покаяния эти «органы» оживают снова.

Канон преподобного Андрея Критского наполнен библейскими образами, содержащими в себе примеры грехов и покаяния. Библия - это книга жизни, и она призывает нас к возрождению. Смысл поста в покаянии, а цель покаяния в том, чтобы оживить умирающие души здесь и получить прощение после смерти и воскресения мертвых.

Церковнославянский язык - основа православной культуры

Произведения церковной поэзии часто являются величайшими творениями человеческого гения - это давно признано. Особенную красоту им придают богатейшие возможности нашего дивного церковнославянского языка. Его звучание обладает такими тонкими смысловыми оттенками, которые не всегда и с трудом передаются современным, значительно более грубым языком. Овладеть церковнославянским языком не представляет большого труда - он сохраняет достаточную близость к современному языку. Это овладение постепенно происходит, и мы видим, как во время чтения Великого канона почти все молящиеся стоят с книжками на славянском и русском языках, следят за чтением. Верующие люди обогащают, углубляют свою культуру, познавая этот святой язык. Он - основа православной культуры.

О молодежи и свободе

Часто спрашивают: вот, мы видим, что в Церковь приходят взрослые люди, а как убедить молодежь обратиться к Богу? Это сложный вопрос. Ответ на него - в личной свободе. Как у Адама и Евы, это вопрос выбора. Заповедь дана, а дальше человек делает выбор: куда ему идти? В Церкви, на мой взгляд, недостаточно исследован вопрос о свободе в вопросе воспитания. Нам надо и самих себя, и своих детей учить выбирать истинный путь, делать мудрый выбор. Дети должны свободно выбирать такой путь, но они этого понять не могут. Они не умеют управлять своими эмоциями, они бегут, если им показать что-то блестящее, они не могут пройти испытания. Современные дети очень избалованы (особенно дети богатых людей). Чтобы им помочь, нужен высокий пример в собственной семье. Ребенок должен понять, что образ жизни, который он видит в собственной семье, выше, ценнее того, что он видит на улице. Он должен увидеть живой пример христианской мудрости. Желательно находить тихие, глубокие слова, потому что в первую очередь именно духовная мудрость, а не внешнее знание противостоит безумию.

 

    

  

Современным детям всё разрешается. Сегодня политика государства нацелена на то, чтобы направлять детей на удовлетворение малейших страстей, культивируя порочные стремления. Дети избалованы, поэтому им трудно будет перенести испытания, которые неизбежно выпадут им в жизни.

В этих условиях пост очень важен. Детям нужно говорить, что они должны воспитывать в себе самостоятельность и независимость от желаний. Детям нужны и послабления, нельзя заставлять детей носить «бремена неудобоносимые».

«Конфетки едят по праздникам»

Учить нужно и словом, и своим примером. В моей жизни, к счастью, были такие примеры. Вот с детства помню один случай. После Великой Отечественной войны было трудное, голодное время. Как-то я попросил у мамы конфетку. Мама строго на меня посмотрела и сказала: «Конфетки едят по праздникам». И на всю жизнь я запомнил и ее глубокий взгляд, и эти слова.

В моей семье родители всегда постились, и я тоже постился. Когда я вырос, то не перестал поститься. Я помню, что когда учился в МГУ, то в студенческой столовой во время поста брал только какой-нибудь винегрет, кашу или макароны. При этом в советское время лучше было не показывать, что ты держишь пост.

Еще один пример из детства другого человека. В молодости я знал одного старого коммуниста. Он был из благочестивой семьи. В его детстве, еще в конце XIX века, вся семья еженедельно ходила в церковь. Отец был строг и всех своих детей каждое утро и вечер ставил на молитву. Он хотел научить их вере. Но когда мой знакомый подрос, он связался с эсерами, социалистами, которые были террористами, по сути - убийцами, заболел революцией и ушел из Церкви. В советское время он стал чекистом. Значит, ставить на молитву не всегда полезно. У его отца, вероятно, не было мудрости...

В глубине сердца происходит много такого, чего никто другой не видит. Не каждый человек скажет даже, к сожалению, своему духовному отцу, что он переживает в сердце. Как таинственно душа и тело связаны в сердце человека! Воздержание дает нам силу очистить сердце покаянием. Будем же стремиться к праведности, мудрости и чистоте сердца!

Протоиерей Александр Салтыков
Материал подготовил Александр Филиппов

http://www.pravoslavie.ru/put/68835.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Салтыков
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
О статье «Взлёт и падение «Зарубежной экспертной комиссии» по установлению судьбы "екатеринбургских останков"»
02.06.2024
Новая книга о «екатеринбургских останках» и проблема идентификации
Арх. Тихон (Затекин) «…Я понял, что это меня уже никогда не отпустит». Романовы: убийство, поиск, обретение»
15.05.2023
Ведь мы хотим послужить еще большему прославлению Царственных Страстотерпцев
О некоторых высказываниях госпожи Елены Чавчавадзе на радио «Радонеж»
19.07.2022
Все статьи Протоиерей Александр Салтыков
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
22.11.2024 19:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
22.11.2024 19:01
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
22.11.2024 17:53
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
22.11.2024 16:54