Церковный ответ на революционный вопрос

Представляем нового главу УПЦ МП

Дмитрий Скворцов 
Ассоциация Украины с ЕС и мятеж евроинтеграторов 
0
28.02.2014 102
24 февраля синод Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) избрал митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия местоблюстителем киевской кафедры (выражаясь светским языком - и. о. предстоятеля УПЦ).

Таким образом был наконец констатирован факт утраты трудоспособности митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. Но можно с твердой уверенностью говорить, что главной причиной избрания местоблюстителя стал майдан.

Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (посредине) на встрече со спикером ВР Турчиновым //NEWS.CHURCH.UA

Недуг приковал митрополита Владимира к больничному ложе давно, но УПЦ относительно безболезненно решала текущие вопросы, откладывая серьезные задачи на время, когда, как все надеялись, утихомирятся общественные волнения. Но пламя «революции» только разгоралось, перейдя в стадию общенациональной катастрофы. На этот вызов нужно было отвечать уже не абстрактными призывами к любви и молитве, якобы написанными и подписанными предстоятелем, а устами полномочного представителя церкви.

Тем более, 22 февраля - на пике триумфа путча вновь возник вопрос о немедленном создании «единой поместной УПЦ» путем слияния с канонической церковью.

По источникам «2000» в Киевской митрополии УПЦ МП, с 22-го по 24 февраля новая киевская власть несколько раз пыталась принудить церковь объединиться с неканонической религиозной организацией. Причем, опять же по источникам «2000», для власти был даже важнее принцип не какой-то там «поместности» (да еще неканонической), а «Геть від Москви» (но канонично): слияние с раскольниками мыслилось под «омофором» подконтрольного США Константинопольского патриархата. Таким образом неканонический «Киевский патриархат» был бы ликвидирован, а предстоятелем Украинской митрополии Константинопольского патриархата поставлен известный молодой человек, уже сейчас имеющий титул канонического митрополита.

В качестве аргументов власть использовала даже самооборону майдана. Десятки вооруженных (не только битами) боевиков в ночь с 22-го на 23 февраля заблокировали входы на территорию Киево-Печерской лавры. «Мирные демонстранты» пытались договариваться с монахами Московского патриархата, чтобы те освободили «украинскую святыню» добровольно, пока они - боевики - не получили добро на штурм. Братия вышла к непрошеным гостям и, выстроившись, принялась читать молитвы. В набат ударил колокол, а также сайт «Украинская правда» (не путать с одноименным проектом А. Притулы), и к двум часам ночи монастырь взяли под охрану сотни верующих. Утром их уже насчитывались на территории лавры тысячи.

Ждали также и заседания синода, дабы не позволить провести решение о слиянии с раскольниками.

Народная поддержка, безусловно, повлияла на решение синода. Люди не расходились и не разъезжались, несмотря на то что заседание было отложено на день, поскольку 23 февраля не удалось собрать кворум - не все «московские попы» смогли сразу преодолеть блокпосты «новых хозяев жизни». В качестве «смотрящих» за «правильным» ходом подготовки к синоду в митрополию прибыли Петр Порошенко и Андрей Деркач (при которых постоянно терся секретарь предстоятеля УПЦ Александр Драбинко).

И все же синод избрал митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия.

Кремень вопиющий

До политических (а с ними и церковных) потрясений начала 90-х уроженец Буковины Орест Владимирович Березовский (мирское имя владыки Онуфрия) был известен разве только на родине - тем, что за год-два архипастырского служения завоевал своей открытостью, монашеским аскетизмом и добротой безмерную любовь черновицкой и почаевской паствы и духовенства (в конце 80-х архимандрит Онуфрий служил наместником Почаевской лавры).

Впервые его имя зазвучало - точнее прогремело - в феврале 1992 г. Тогда епископы Черновицкий Онуфрий, Тернопольский Сергий и Донецкий Алипий проявили незаурядное мужество, отказавшись поддержать прошение к руководству Русской православной церкви о даровании УПЦ полной автокефалии (самостоятельности). «Бунтовщики» были тут же смещены со своих кафедр и тем самым стали «знаменем» народного протеста против курса на отрыв от русской церкви (то абсолютное меньшинство верующих, которое ставило Украину «понад усе», включая Бога, к тому времени перешло к униатам и в новообразованную «Украинскую автокефальную православную церковь»).

Онуфрий приехал в Черновцы, чтобы попрощаться с паствой, но был чуть ли не взят в заложники рыдающими женщинами и огорченными мужчинами. Три месяца они удерживали местное епархиальное управление, откуда слали открытые петиции священноначалию РПЦ и УПЦ. Люди грозились выйти из УПЦ с переходом в прямое подчинение Московского патриархата. Эти послания ложились на благодатную почву. Тогда, несмотря на жесточайшее давление со стороны президента Кравчука и практически поголовно «національно-свідомої» ВР, архиереи избрали в Харькове (символично, не правда ли?) нового предстоятеля. Как сказал митрополит Онуфрий, «если бы мы промолчали, возопили бы камни».

Новые испытания ожидали церковь в «оранжевое» лихолетье, когда с идеей «единой поместной первоапостольской (sic!) церкви» стал носиться Ющенко. И снова владыка пошел против генеральной линии руководства УПЦ. Дело в том, что к концу 2006 г. молодая засветившаяся на майдане-2004 генерация в окружении предстоятеля УПЦ митрополита Владимира стала подводить его к той мысли, что для сохранения «добрых отношений» с властью (в то время как эта власть на местах потворствовала захвату православных храмов) стоит публично говорить о возможности и даже желательности автокефалии. Впрочем, последний и сам - еще в начале 2000-х как-то «проговорился», что «автокефалия - это естественный процесс в жизни церкви, который невозможно ни ускорить, ни замедлить». Но тогда эти слова не заметили, а в 2007 г. они уже вовсю тиражировались в официальных церковных СМИ. Недоумение же верующих на сей счет было заклеймено как «политическое православие».

И когда в 2007 г. руководство УПЦ ответило принципиальным согласием на настоятельную просьбу Ющенко создать с УПЦ КП «комиссию по восстановлению единства украинского православия», владыка Онуфрий вновь не побоялся возвысить голос: «Что касается идеи Виктора Ющенко организовать комиссию по созданию единой поместной церкви, при всем моем уважении к Президенту как к главе государства, считаю, что это не является его компетенцией. Церковным вопросом должна заниматься Церковь, а не президент. То, что Виктор Ющенко дает рекомендации Церкви, используя свое положение, является нарушением Конституции Украины. У нас уже есть Поместная Церковь. Просто политики не понимают, что такое Церковь и какова ее природа. Есть одна Православная Вселенская Церковь, и только по месту нахождения она может называться либо Украинской, либо Польской и т.д. Все мы чада Церкви Христовой. Церковь нашу Православную правильно называть не Украинской, а Христовой Церковью на территории Украины. У нас есть все необходимые канонические, административные и духовные права для совершения вневременной миссии Церкви Христовой. Хотелось бы, чтобы политики занимались своим делом - поднятием экономического уровня, а Церковь, в свою очередь, имеет свои обязанности. Пока в государстве каждый отдельный гражданин не начнет заниматься своим делом, у нас будет царить разруха и нищета» (Україна православна).

На языке, понятном истинным верующим, это звучало так: «У нас нет никаких духовных аргументов в пользу того, чтобы отсоединяться от Московского Патриархата. Главная миссия Церкви - это спасение человеческих душ. В нашей Церкви - в Русской Православной Церкви - эта благодать спасения по сей день существует. Чего еще можно большего искать в Церкви? Те люди, которые ищут своего в Церкви, а не Божиего, - они хотят отделения. Если оно совершится, то это будет против воли Божией. Если это произойдет, то я думаю, что на Украине Православие будет в очень большой опасности, и я даже уверен, что оно будет уничтожено... Были ведь уже случаи попыток образования самостоятельной Церкви на Украине, и даже не одна, а несколько. И ни к чему доброму это не приводило. Почему? Не знаю: духа ли у нас не хватает, или же есть о нас какое-то Божие определение, против которого нельзя идти... А определение это, я думаю, такое, чтобы мы были дети одного князя Владимира, чтобы мы были вместе. А где эти дети живут - на Украине или в России, или в Белоруссии - неважно» (Православие.ru).

В 2008 г., когда митрополит Владимир принимает концепцию геноцида-голодомора, митрополит Онуфрий утверждает: «Это (голод) было вразумлением, усмирением со стороны Господа нашей гордыни... Есть такое украинское выражение, немного вульгарное - «катюзі по заслузі». Мы получили то, что заслужили». А в отношении самой концепции отмечает: «Есть такие силы, которые пытаются сделать голодомор клином между Россией и Украиной, мол, русские, россияне угнетали украинцев. Но, я думаю, в России тогда от голодомора погибло больше народу, чем на Украине».

Владыка Онуфрий призвал тогда верующих не превращать поминовение жертв голода в политическую акцию, а обратить внимание на его духовные причины: «Мы знаем, что произошло с нашим обществом после революции 1917 года, какое было восстание людей против Бога. Как разрушали храмы, уничтожали иконы... Мы сегодня и всегда молимся за людей, которые совершали ошибки в жизни, это наши предки, мы просим, чтобы Бог их простил. Но этих людей нельзя возводить в ранг праведников».

В 2009 г. (когда позиции автокефалистской верхушки УПЦ МП были сильны как никогда) митрополит Онуфрий на предсоборном собрании делегатов от УПЦ МП на Поместный собор РПЦ вновь подтвердит свою позицию о нежелательности каких-либо совместных комиссий с раскольниками.

Принцип разделения церкви по этническому признаку для него неприемлем не только потому, что это ересь (владыка - настоящий православный монах, следовательно, твердый в убеждениях), а потому, что митрополит Черновицкий и Буковинский - архипастырь для многих национальностей: «Область, в которой я несу послушание епископа - это действительно многонациональная область, где живет много румын, молдаван, русских, есть здесь грузины и поляки, а сейчас еще прибавились и выходцы из Средней Азии. Но традиционно все населяющие наш край народности уживались мирно. Сейчас действительно время такое, когда культивируется национализм, но Черновицкую область, слава Богу, не раскачали этим национализмом, и люди продолжают по-прежнему жить в согласии, мире, терпении друг к другу». Говорилось это, правда, в 2008 году...

Нужна подпора

Теперь о том, что поборников церковного единства должно настораживать, а сторонников разделения - обнадеживать.

Многие автокефалистские и националистические идеи окружения митрополита Владимира, смущавшие верующих на протяжении «оранжевой» пятилетки, воплощались в решениях синода. То есть под ними стояла и подпись постоянного члена синода митрополита Онуфрия (впрочем, его нередко отправляли в зарубежные командировки, когда планировались сомнительные решения).

Делегировался владыка Онуфрий и на «президентские» молебны, которые Ющенко устраивал совместно с инославными и иноверными, а это запрещено канонами церкви. Вне всякого сомнения, направлял митрополита Онуфрия туда Блаженнейший. Есть такое понятие у монахов - послушание. Вполне возможно, аргументация предстоятеля была такова: свою позицию вы, владыко, можете выражать, но церковь в целом давайте не подставлять под удар в это сложное время.

Признаки такого времени проявились и в последнем заседании синода, на котором владыка Онуфрий, собственно, был избран местоблюстителем. Речь идет прежде всего о создании уже под председательством митрополита Онуфрия... комиссии для диалога с представителями УПЦ КП и УАПЦ. То есть комиссии, целесообразность которой он всегда ставил под сомнение. Впрочем, время-то сейчас в Киеве отнюдь не ющенковское. Боевики грозятся захватить лавру (в т.ч. и Почаевскую), а фанаты ультрас шастают по самой лавре.

В этой связи следует обратить внимание и на интервью члена новообразованной комиссии епископа львовского Филарета, данное сразу по окончании заседания синода. Он подчеркнул, что приоритетом в ведении диалога с представителями «УПЦ КП» и «УАПЦ» должны быть каноны, «поэтому очень хочется, чтобы и иерархи, и народ Божий это осознавали». А требование канонов здесь очень простое: возвращение в лоно церкви - только через покаяние в грехе раскола. Митрополит Онуфрий в этом отношении всегда был непреклонен, настаивая даже на крещении «крещеных» в расколе.

Смущало православных и обращение синода, где говорилось: «Мы однозначно осуждаем злодеяния той государственной власти, что спровоцировала кровопролитие на улицах и площадях златоверхого Киева». По сведениям «2000», митрополит Одесский Агафангел не подписал данного обращения, явно заготовленного к заседанию секретариатом предстоятеля во главе с Драбинко и в таком виде растиражированного украинскими СМИ. Но в опубликованном официальными церковными ресурсами приведенных строк нет. А это значит, что митрополит Онуфрий уже пошел против окружения!

Конечно, с киевским секретариатом, возглавляемым и тщательно подобранным Драбинко придется ему - сидящему в далеких Черновцах - трудно. И здесь как никогда ему требуется плечо таких архиереев, как митрополит Павел (наместник лавры, на территории которой и находится митрополия) и митрополит Антоний (управделами УПЦ МП с расширенными полномочиями). С такими силами драбинковской системе вполне можно противостоять. К последней, кстати, относится и пресс-служба предстоятеля УПЦ, возглавляемая Георгием Коваленко. А учитывая, что аскет Онуфрий - совершенно непубличный по своему складу человек, это очень слабое место.

Как никогда требуется нынешнему руководителю УПЦ МП и поддержка церковного народа. Что это за сила, показали двое тревожных суток перед синодом. Кстати, большинство членов синода в нынешнем его составе признают пагубность определения «политическое православие», взятого на вооружение командой митрополита Владимира в 2007 г. для борьбы с православными братствами. Это был удар в спину тем, кто тогда ценой угрозы жизни и свободы защищал храмы УПЦ МП от покушений раскольников и униатов. Сейчас гонения возобновляются. Под Почаевской лаврой уже неделю жгут шины. Под угрозой захвата Сумское епархиальное управление и кафедральный храм, под предлогом поисков «засевшего Януковича» снаряжаются карательные экспедиции в Святогорскую лавру и Никольский монастырь. И это только начало.

Митрополит Онуфрий говорил, что в братствах церковь нуждалась, когда «была в сильных гонениях»:«Это были миряне, которые ревностно относились к чистоте веры, они объединялись, потому что церковь была не в состоянии объединить их. Они объединялись и боролись».

А побороться владыке Онуфрию предстоит вдоволь. Пожелаем ему сил. И удачи!

Дмитрий СКВОРЦОВ

http://2000.net.ua/2000/derzhava/realii/98093

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Дмитрий Скворцов
Могла ли вместо референдума за сохранение Союза ССР быть советская Тяньаньмэнь?
К 30-летию всенародного опроса 17 марта 1991 года поделились своими мыслями известные историки и политологи
20.03.2021
Кому она нужна, эта Россия
Великодержавие определяется способностью народа брать на себя бремя великих задач
11.03.2021
Чем грозит России идея поставить крест на Украине
Есть другая Украина – Русь, загнанная во внутреннюю эмиграцию…
08.03.2021
Почему «герои» бегут с Украины?
Заученный ответ свидомита: «Виной всему российская агрессия»
16.01.2021
Польская православная церковь примеряет роль кота Леопольда
Согласится ли с этим «гиена Европы»?
18.12.2020
Все статьи Дмитрий Скворцов
Ассоциация Украины с ЕС и мятеж евроинтеграторов
Подполковник СБУ: «Служба внешней разведки
Украины попытается сорвать встречу Путина и Зеленского»
28.04.2021
Зеленский шестёрка МИ-6 или зачем
«Зелёный укропрезидент» ищет встречи с Владимиром Путиным
28.04.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Расстрел в Казани: плоды болонского просвещения
Новый комментарий от Константин В.
16.05.2021 22:30
О смыслах Русской цивилизации
Новый комментарий от Константин В.
16.05.2021 22:24
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Туляк
16.05.2021 21:34
Женская свобода ведёт к уничтожению нации
Новый комментарий от В.Р.
16.05.2021 21:28
«Кто автор успеха русской армии – Брусилов или Каледин?»
Новый комментарий от Максим Михайлов
16.05.2021 20:37
Подготовка к строительству Третьего храма?
Новый комментарий от Андрей Козлов
16.05.2021 19:59
«Палестинцы не сдались и не сдадутся»
Новый комментарий от Сергей Швецов
16.05.2021 13:43