Что мы сделали, чтобы помнить?

9 февраля Церковь совершает празднование Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской и поминает всех, пострадавших за веру Христову в годину гонений

Уже не раз сказано и написано о том, что народной традиции почитания новомучеников - такой, как, например, традиция почитания святителя Николая или блаженной Ксении Петербургской - у нас на сей день не сложилось; что для многих прихожан наших храмов русские мученики ХХ века остаются неизвестными святыми. Чем это объяснить? Может быть, нашей немощью: мы чувствуем себя беззащитными, мы барахтаемся в наших горестях, проблемах и страхах, нам то и дело требуется помощь, поддержка, вот мы и молимся в первую очередь тем святым, о которых давно известно: помогают! О новомучениках такого на сей день неизвестно, в массовом, по крайней мере, церковном сознании такой образ не сложился. О чем можно просить их - расстрелянных, растерзанных, умерших от цинги и пеллагры, задохнувшихся в туркменских песках и вмерзших в колымский лед... иереев и пономарей, митрополитов и приходских старост, ученых монахов и простых деревенских баб?

«Помогите нам обрести такую же твердую веру, как у вас; стоять в Православии, не отпадая, не поддаваясь веку сему. Мы пока не подвергаемся таким страданиям, как вы; так избавьте же нас от бытового малодушия, от мелкого отступничества, от позорного страха быть не такими, как все. Научите нас, как передать веру детям и внукам; как не допустить поругания святынь и разрушения храмов на этой, нашей с вами земле - никогда больше, до скончания времен. А если и для нас пробьет грозный час - час страданий за веру - не оставляйте нас, немощных и маловерных, ни на минуту. Незримо встаньте рядом с нами, укрепите и поддержите...»

Но, чтобы молиться таким образом, нужно, всё же, поднять голову, восклониться от собственных нужд, бед и болей. Не всегда нас на это хватает, наверное... Однако пишу я - не для того, чтобы констатировать сей печальный факт, а для того, напротив, чтобы показать: не все так безнадежно. Почитание христианских мучеников новейшего времени в нашем церковном народе живет, и давно, с советских еще времен. А сегодня понемножку обретает новое дыхание, возрастает. Но происходит это не везде, а только там, где кто-то ради этого поработал.

Общение со старшим поколением наших прихожан помогло мне убедиться: все советские годы православные саратовцы знали, где на Воскресенском кладбище расстрельный ров; знали, где захоронена (точнее, просто закопана) игумения уничтоженного большевиками Крестовоздвиженского монастыря Антония (Заборская), умершая в тюрьме, по некоторым данным - во время допроса (ей было 73 года!). Верующие устроили ей могилку, поставили крест, сажали цветы. Сейчас эти верующие, один за другим, покидают или уже покинули дольний мир; но те, кто годится им во внуки и в правнуки, позаботились о матушке Антонии. Она лежит теперь в ограде Свято-Алексиевского женского монастыря. Перезахоронение состоялось в ноябре 2012-го по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. Какое-то время честные останки матушки Антонии пребывали в Крестовоздвиженском храме, который действует ныне в здании, уцелевшем от разоренной обители. И это стало огромным событием - для клириков, прихожан, для юных воспитанниц учебного центра во имя преподобномученицы Елисаветы, которые читали над матушкой Псалтирь и которые вряд ли когда-то об этих своих минутах забудут... Игумения Антония на сей день не прославлена как святая, но верующие поминают ее и надеются на ее молитвенное заступничество. Не прославлен пока и епископ Вениамин (Милов), но люди приходят на его могилу и просят его молитв вот уже почти шесть десятков лет.

С недавних пор мы за каждой полиелейной службой слышим имя «болярина Александра» - именно так поминают мученика Александра Медема, вошедшего в Собор Саратовских святых. Граф, прямой потомок средневековых крестоносцев, хвалынский помещик - он в зрелом возрасте перешел из лютеранства в Русскую Православную Церковь... А затем с поразительным спокойствием, с несокрушимой, истинно рыцарской твердостью принял мученический венец. Уже изданы замечательные книги о нем, восстановлен храм в бывшем его имении, в Хвалынске действует православная гимназия имени Александра Медема. А ведь не было бы всего этого, да и не знал бы никто имени мученика, если бы не труд многих людей, в первую очередь историка Алексея Наумова и протоиерея Виталия Колпаченко.

Святитель Феофан (Ильменский), епископ Соликамский, утопленный богоборцами в проруби в декабре 1918 года, в бытность свою «белым», семейным священником, служил в домовом храме Саратовского Мариинского института благородных девиц и преподавал в этом заведении Закон Божий. Благородные девицы вряд ли догадывались о том, какое мужество, какая жертвенность скрываются в их скромном батюшке и ждут своего страшного часа... Храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины восстановлен и действует в здании, оставшемся от института, с 2005 года. День мученической кончины святителя Феофана для клира и прихожан этого храма - второй престольный праздник, и даже малыши из детской студии «Колосок» при храме знают что­то о владыке Феофане. И это ведь тоже - не само собой, а потому, что люди трудились, восстанавливая храм, собирая по крохам его историю.

В нашей епархии есть храм, освященный в честь священномученика Космы Рыбушкинского - Кузьмы Никифоровича Петриченко: он находится в Саратове, в Заводском районе. А на родине святого, в Рыбушке, в Христорождественском храме в честь этого святого освящен нижний придел. Кузьма Петриченко был многодетным зажиточным крестьянином, усердным прихожанином местной церкви. Он не учился в семинарии. Но в пору, когда священников тысячами хватали и расстреливали, решил принять священный сан - благо службу с детства знал наизусть. В 1937-м, когда за ним, «попом-кулаком», приехали, он взял с собой только крест и Евангелие. Совершенно буквально - взял крест и пошел на Голгофу.

И вот, наступает 16 ноября, день его мученической кончины. Божественную литургию в Рыбушке служит Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. И в другом храме, в Заводском районе, тоже большое торжество, завершаемое традиционным уже, ежегодным выездом в Рыбушку. Едут и взрослые прихожане, и юные; по словам священника Павла Скрынского, одного автобуса для всех желающих не хватает, приходится нанимать два. Жива память о хлебопашце Кузьме, Косме, истинном воине Христовом. Где ради памяти постарались - там помнят: где отозвалось мученичеству одно, другое сердце - там отозвались многие сердца.

Как это важно, как значимо для всех нас - то, что в храме во имя преподобного Серафима Саровского (Саратов) помнят о первом его настоятеле, протоиерее Михаиле Платонове, спокойное бесстрашие которого в 1918 году весьма озадачило палачей; что в Пугачеве (Николаевске!) не забыли престарелого батюшку Иоанна Заседателева, который целью жизни своей положил «борьбу с безбожием» и на допросах, и в суде упрямо твердил: «Богу верую, от Бога не отступлю». И даже в маленькой, умирающей Полчаниновке, как я недавно убедилась, жива (хотя, может быть, едва жива) память о другом отце Иоанне - Днепровском...

За то, что эти имена, эти судьбы не поглощены забвением, за то, что они нам известны, нужно сказать огромное спасибо историкам. Эти труженики делают воистину святое дело - составляют новейшую историю христианского мученичества. А еще в нашей епархии действует общество потомков репрессированных священников «Возрождение»: оно вносит свою лепту в общее дело, дело памяти...

Рассказ о том, что делается и сделано, можно было бы и продолжить, но вот беда: долгов-то у нас гораздо больше. И жертв многократно больше, чем тех, кого я могу назвать здесь, в этой газетной публикации. Совсем недавно, редактируя статью историка Валерия Теплова о священномученике Сергии Кудрявцеве для журнала «Православие и современность», я с ужасом листала расстрельные списки 1937 года. Только один день - 15 декабря. Только два района - Хвалынский и Вольский. А казненных - 32 человека: архимандрит Анатолий, иеромонах Иннокентий, иерей Павел, псаломщица Дария, монахини Антонина, Нонна, Олимпиада... послушница, ктитор, член церковного совета...

Далеко не все пострадавшие, не все расстрелянные в те годы прославлены в сонме святых. Но помнить - а для начала вспомнить - надо всех. Это труд, и труд огромный, и он едва ли не весь у нас впереди. Мы ведь даже о тех, кто вошел в Собор Саратовских святых, кого поминают в наших храмах за каждой всенощной, вовсе не так много можем рассказать.

Нужны мемориальные доски, памятные кресты с их именами возле храмов, в которых они служили, или же на местах разрушенных храмов; нужны книги о них, публикации в СМИ, всевозможные мероприятия, посвященные их памяти. Нужно детям о них рассказывать, и не только в воскресной школе, но и в обычной.

В первые свои века, а точнее, в первые годы - начиная с убиения первомученика Стефана (см.: Деян. 7, 55-60) - христианство стало религией мучеников, религией тех, кто верен даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8). И таковым оно останется до Второго Пришествия... если вообще останется: Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 8). Не найдет, если мы забудем, для начала, мучеников за веру. Но мы не забудем их, если потрудимся; а уж они-то нам в наших трудах помогут.

Что бы ни произошло в России, куда бы ни повернула ее дорога - христианские мученики помогут своим. Надо только быть для них своими.

Фото священника Дионисия Каменщикова

Газета «Православная вера» №2 (502)

Марина Бирюкова

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2014-chto-my-sdelali
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Марина Бирюкова:
Все статьи автора
Последние комментарии
Благодарность Познеру от патриотов
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-11-28 18:14
В 2021 году наступит голод «библейских масштабов»?
Новый комментарий от Валерий
2020-11-28 18:10
«Разделение на красных и белых искусственно и опасно»
Новый комментарий от Сергей Швецов
2020-11-28 18:00
Белорусский экзархат очищается…
Новый комментарий от влдмр
2020-11-28 17:41
Поклонская меняет имидж, теперь она - либералка
Новый комментарий от Порфирий
2020-11-28 17:09
Добровольный мученик и гордец
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-11-28 17:02
Настоящий русский человек
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-11-28 14:47