Имя Ксения

Что общего у юродивой, римского поэта и греческого историка?

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1627
Время на чтение 6 минут

6 февраля Церковь  празднует день памяти блаженной Ксении Петербургской, но в этот день христиане вспоминают о святой,  чья жизнь стала примером для любимой многими русской юродивой. Речь идет о преподобной Ксении Миласской, жившей в середине V века.

 Значение имени Ксения

Преподобная Ксения с житием. 1551 год

Это имя известно сразу в нескольких странах. Ксениями, Аксиньями, Аксютами, Оксанами во все времена называли девочек в России, Белоруссии, Украине, Румынии, Сербии и даже в Финляндии. Там это имя распространено в форме - Сенья.

В России имя Ксения входит в топ-100 самых популярных имен. До 1992 года имя Ксения находилось в четвертом десятке: где-то между Аллой и Зиной. Сейчас же в рейтинге это имя занимает одиннадцатое место. Всплеск популярности имени Ксения среди новорожденных, особенно в столицах пришелся на конец девяностых годов XX века. Сразу двух святых с именем Ксения чтит Русская Православная Церковь 6 февраля: Ксению Миласскую, или Римлянку и Ксению Петербургскую. И если знать житие одной, то становятся понятны поступки другой.

 Что общего у Ксении с Ксенофонтом?

 Ксенофонт

Пытливый ум найдет в русском языке немало однокоренных имени Ксения слов. От ксенобиотиков и ксеногамии до ксенофобии и Ксенофонта. Так же как и в имени Ксения, мы сталкиваемся с греческим словом «ξένος» - «чужой», «гость». Поэтому ксенобиотики - это чужеродное для организма соединение, ксеногамия - перекрестное опыление разных растений, ксенофобия - страх перед чужестранцами, а Ксенофонт - имя древнегреческого историка. Скорее всего, это прозвище, а не имя, намекающее на происхождение писателя. Ведь за участие в военном походе против союзных Афинам Фив, Ксенофонт был изгнан из родного города. Много путешествовал и умер на чужбине, в далеком Коринфе.

Как относиться к гостям и мигрантам?

К чужеземцам, чужестранцам у греков было особое отношение. Один из эпитетов Зевса, подчеркивающий его покровительственное отношение к чужеземцам, было Ксений («Ξένιος» - «охраняющий чужеземцев»). А на Кипре, в Амафунте, даже существовал культ Зевса Ксения. Не говоря о том, что законы гостеприимства в Греции соблюдались особенным образом и были священным долгом по отношению к гостям-чужеземцам.

Ксении - фрески-натюрморты

Греки считали, что преступления в отношении чужеземцев страшнее, чем по отношению к собственным согражданам. «Ведь чужеземец, не имеющий друзей и родичей, - пишет Платон в своих «Диалогах»,- внушает более жалости и богам, и людям. Тот, кто способен отмстить, тем охотнее вступается за них... всякий, у кого есть хоть немного предусмотрительности, должен очень остерегаться, как бы не совершить никакого проступка против чужеземцев, и уж так держаться всю свою жизнь. Из проступков против чужеземцев и земляков величайшими являются всегда те, что совершены против молящих пощады. Ибо тот бог, которого молящий призвал в свидетели данных ему обязательств, становится его главным стражем, и, таким образом, пострадавший никогда не останется неотмщенным».

Ксении - фрески-натюрморты

Ксениями древние греки также называли дары, которые хозяин отправлял гостям, остановившемся пожить на некоторое время в его доме. Как правило, в первый день гости приглашались на общий пир. Устройство домов позволяло размещать гостей отдельно, и чтобы они не чувствовали себя на чужбине тяжело и неуютно, то в дальнейшем гостям в дар присылались продукты (ксении). Ксениями также принято именовать фрески в жанре натюрморта. На них изображались подобные дары гостям. Правда было это уже в Риме, I веке н.э. Изображения такие были обнаружены при раскопках на стенах жилых домов в Помпеях и, как предполагают специалисты, являлись чем-то сродни «рекламному плакату».

Подарки гостям в стихах

 

«Ксениями» («Подарки гостям») назвал римский поэт Валерий Марциал, живший в I веке до н.э., свой сборник застольных афоризмов и эпиграмм. Его короткие остроумно-шутливые стихотворения были написаны для гостей. Хвалили или ругали принесенные ими подарки:

 

«Этот топорик тебе я купил за четыреста тысяч

На распродаже вещей у одного должника».

Или

«Этот пенал для тебя со своим снаряженьем железным

Дар не пустячный, коль ты сыну его передашь».

Марциал считался образцом жанра. Поэты преклонялись перед его даром и в Средние века, и в эпоху Ренессанса, и в век Просвещения.

 Марциаловский стихотворный размер (элегический дистих), сам жанр с его едкой иронией, да и название - «Ксении», Гёте и Шиллер избрали для своих двустиший. В переписке друг с другом в эпиграммах они высмеивали литературных оппонентов и обличали жизнь Германии. В 1797 году Шиллер впервые опубликовал «Ксении» в «Musenalmanach für 1797». Гёте сделал это позже, в 1820 году вышли е «Zahme Xenien» («Кроткие ксении»). «Ксении» писал Гейне. А Пушкин, хоть и не называл свои эпиграммы ксениями, но учился у Марциала остротам и часто цитировал его друзьям.

Житие Ксении Миласской

Ксения Миласская (Римляныня)

Святая Евсевия родилась в Риме в V веке (примерно в 457 году), в семье знатного и очень богатого христианина. Она была единственной дочерью и наследницей сенатора, получила прекрасное образование и воспитывалась в благочестии. Отец нашел Евсевии жениха, равного по знатности, богатству и уму. Но  святая Евсевия решила посвятить себя Христу. Сначала она тайно, через своих рабынь, раздавала нищим милостыню из своего наследства и укреплялась в собственном решении. А когда приблизился день свадьбы, то вместе с рабынями, переоделась в мужскую одежду и покинула родительский дом. 

Евсевия объявила двум бежавшим с нею девушкам, что теперь они будут не рабынями, а ее сестрами. Вместе они сел на корабль, который шел в Александрию. По дороге они высадились на малоазийском побережье, недалеко от греческого города Галикарнас. Здесь они переезжали с места на место, чтобы не быть обнаруженными родителями Евсевии. Также Евсевия объявила своим подругам, чтобы они молчали о ее происхождении и впредь называли Ксенией, что по-гречески обозначало - чужестранка, странница, потому что нет у нее в новой стране постоянного пристанища, «но, странствуя в этой жизни, я ищу будущего».

Девушки искали заступничества духовного лица, который благословил бы и помог принять иноческий сан. Через некоторое время по их молитвам они познакомились с пресвитером Павлом из города Миласы, который после богомолья возвращался на родину через селение, где жили странницы. Павел был игуменом Андреевского монастыря и предложил Ксении и ее спутницам отправиться вместе с ним. Добравшись до Миласы, святая Ксения на взятые из дому деньги построила церковь в честь святого первомученика Стефана и организовала общину, позднее ставшую монастырем. Игумен Павел постриг святую Ксению и ее спутниц в монахини. А позже, возглавив епископскую кафедру города Миласы, вопреки воле святой Ксении, он посвятил ее в диаконисы. Епископ считал, что святая Ксения своими добродетелями как никто другой достойна этого звания. Так помимо духовных подвигов, святая Ксения заботилась о бедных, больных и беременных женщинах, готовила их к принятию крещения.

Святая молилась и постилась дни и ночи. Отказывала себе в самом необходимом. Всегда носила одну рубашку и платье, поэтому они были очень ветхими. Часто питалась только хлебом, посыпанным пеплом и политым слезами, уподобляясь псаломопевцу: «Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами» (Пс.101:10). Воздержание, смирение, кротость - вот добродетели, которые прославили святую Ксению среди людей. Она день и ночь проливала слезы. Но это не были слезы отчаяния или горя утраты. Это были слезы сердечного умиления перед Христом.

Когда Ксения скончалась,  многие находившиеся с нею рядом стали свидетелями чуда. Над монастырем парил венец с крестом посередине. Это явление продолжалось до тех пор, пока святая не была погребена. Тогда же происходили чудеса исцеления.

Только после кончины святой Ксении открылось ее происхождение и родина. О святой Ксении рассказала одна из монахинь, бывшая ее рабыня, которая вместе со своей госпожой была подвижницей.

 Тропарь преподобной Ксении, глас 8

В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу:

приимши бо крест, последовала еси Христу

и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,

прилежати же о души, вещи безсмертней.

Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ксение, дух твой.

Кондак преподобной Ксении, глас 2

Твою страннонравную, Ксение, память совершающе, любовию почитающии тя, поем Христа во всех тебе подающаго крепость исцелений: Емуже всегда молися о всех нас.

Фото 5  - Памятник И. В. Гете и Ф. Шиллеру в Веймаре. Фото Leonard G., commons.wikimedia.org


http://www.foma.ru/imya-kseniya.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дарья Рощеня
Стояние Марии Египетской
Как преодолеть "грешной жизни пустоту"?
25.03.2015
Имя Акакий
Герой повести "Шинель" и православные святые
12.12.2014
Имя Анна: единожды княгиня, но дважды святая
15 октября Русская Православная Церковь вспоминает Анну Кашинскую - благоверную княгиню, которую дважды объявляли святой
15.10.2014
Русский хор, которого не слышала Россия
Почему венские аристократы ломали стулья на концертах?
23.09.2014
Все статьи Дарья Рощеня
Александр Сергеевич Пушкин
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06