Героика и святость

Дмитрий Володихин о поиске образцов для подражания

Дмитрий Володихин 
0
30.01.2014 131


28 января в рамках Рождественских чтений прошел
круглый стол «Герои нашей истории». Кого считать настоящими героями истории сегодня, кого считал наш народ образцами для подражания в прошлом? На эти вопросы постарались ответить участники круглого стола, о главных выводах которого рассказывает его модератор, доктор исторических наук Дмитрий Володихин.

В эпоху языческую образцом героя для нашего народа служил великий боец и бесстрашный завоеватель. Таким героем являлся, например, князь Святослав.

Летопись сберегла его «портрет», каким он сохранился в народной памяти: «Был... он храбр, и ходил легко как пардус, и много воевал. Не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вы идти"». А вот его же облик глазами врагов, византийцев: «Среднего росту, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и с густыми длинными висящими на верхней губе волосами. Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода; шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, между ними вставленным. Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная». Вот так: любил не богатство, а сами походы, сам процесс завоевания. Не требовал себе больше, чем могли иметь его же дружинники. Бывало, садился на весла и греб вместе с ними. Легко шел на войну, без страха вступал в рукопашную...

С приходом христианства многое изменилось. Понятия «герой» и «христианский подвижник» во многом совпали. Не напрасно великим почтением пользовался у русских князь Михаил Всеволодович Черниговский, в Орде отдавший жизнь за веру.

Судьба этого человека схожа с историей благочестивого разбойника, уверовавшего на кресте, видя рядом с собою Сына человеческого. Иной раз на протяжении многих лет человек грешит - больше ли, меньше ли других людей, но, во всяком случае, не видно в нем признаков праведности. А в последний день, час, да хотя бы в последнюю минуту он может повести себя так, что все грехи ему простятся и удостоится он Царствия Небесного. Михаил Черниговский коротал век, ведя войны и отыскивая чести, славы, богатства своему роду. Крупный политик, но, в общем, дюжинный - удачи в его судьбе перемежались с неудачами, последние же годы прошли в унижении. А достался ему от Бога шанс выйти за пределы обычного круга княжеских забот, и он воссиял, и вся жизнь его перевернулась, наполняясь новым смыслом.

Вот лаконичный рассказ летописи о гибели Михаила Черниговского в Орде. «Того же лета Михайло, князь черниговскый, со внуком своим Борисом поехаша в татары, и бывши им в станех, послал Батый к Михаилу-князю, веля ему поклониться огню и болваном их. Михайло же князь не повиновался велению... но укорил его и глухих его кумиров. И тако без милости от нечистых заколот бысть».

Иными словами, от князя потребовали поклониться языческим идолам и пройти меж двух зажженных костров - поступить так, как поступало большинство русских князей, являвшихся в Орду. Он счел подобное поклонение несовместимым с христианской верой, а «кумиры» объявил «глухими», т.е. простым деревом, не несущем в себе ничего божественного. За верность Христу князь поплатился жизнью. Народ его не забыл: именем его освящали потом храмы, а самого князя чтили за мужество и непоколебимую веру.

Во времена Сергия Радонежского, да и через сто лет, и через двести русский человек склонял голову перед иноком, когда тот шел в далекие северные дебри ради уединенной молитвы. Когда тот брал в руки топор, валил деревья, корчевал пни, ставил рубленую малую церковку, а рядом с нею - скромную келейку, да и жил в местах суровых, положившись на Бога, и не боясь ни голода, ни дикого зверя, ни разбойника.

За чистоту жития, за молитвенный подвиг, совершаемый с мозолями от плотницкого топора или рыбацкого невода на руках, с восторгом смотрели люди Древней Руси на того же Сергия или, например, на соловецких святых.

А когда поднялась единая русская держава, с не меньшим восторгом стали смотреть на людей, не щадя жизни оборонявших ее от сильного и беспощадного неприятеля. На князя Пожарского, например. А позднее - на героев Бородина, на героев Сталинградской битвы. Такой подвиг всегда был в чести.

Как на героев смотрели на тех, кто рисковал жизнью, желая двинуть вперед науку, технику. Вот уже полстолетия непререкаемый русский народный герой - Юрий Гагарин. Его не просто почитают, его любят. Он мог не вернуться - не вернулись же многие другие космонавты! Но он полетел и добыл своему народу и славу, и пользу. За то и преклоняются перед ним.

У русских всегда - со времен, когда ушло в прошлое язычество, - героические деяния, которые почитал народ, обладали двумя неотменными чертами. Во-первых, такое деяние должно было совершаться бескорыстно: интересы личности, его совершающей, ее семьи, друзей, ближайшего окружения отходили на второй план или вовсе исчезали. Во-вторых, оно совершалось ради истины - как ее в тот момент понимал народ, иными словами, ради торжества высшей справедливости на свете.

Так что такое «герой» по-русски? К нашему времени это понятие выросло до очень широких пределов: христианское тут накладывается на не-христианское. Героизм и святость или, во всяком случае, героизм и подвижничество в умах людей смешались, произошла своего рода диффузия.

На нынешних Рождественских чтениях теме героев в исторических судьбах России был посвящен самостоятельный круглый стол. Участники дали образцы героики, почерпнутые из очень, очень разных слоев русской истории.

Историк Алексей Лаушкин отнес к понятию героизм подвижническую деятельность основателей Соловецкого монастыря, в первую очередь -- святого Савватия.

Питатель и публицист Наталья Иртенина привела примеры «русских апостолов», т.е. церковных просветителей - Стефана Пермского, Феодорита Кольского и других.

Историк Дмитрий Володихин назвал князя Пожарского и патриарха Гермогена, которые до конца выполнили свой долг в тяжкие годы Смутного времени, хотя первому из них пришлось претерпеть за это ранения, поношение и клевету, а второму - лишиться самой жизни.

Наконец, историк и религиовед Глеб Елисеев назвал подлинно героической личностью последнего государя - Николая II. И он же усомнился в том, можно ли ставить в один ряд героизм и святость? При советской власти понятию героизм вернули слишком много языческого... До того на протяжении многих столетий наш народ различал героизм и святость, ставя последнюю неизмеримо выше.

Но, наверное, спор этот - чисто терминологический. Наверное, сейчас святость опять вошла в понятие героики как высшая ее часть. Ведь можно преподобного Сергия Радонежского или, скажем, того же патриарха Гермогена назвать героями нашей истории, и при этом русский язык не сфальшивит, не зазвучит, будто надтреснутый колокол; но если князя Святослава, Петра I или, скажем, Юрия Гагарина назвать святыми, то... выйдет какая-то пафосная глупость.

Фото Владимира Ештокина

Автор: ВОЛОДИХИН Дмитрий

http://www.foma.ru/geroika-i-svyatost.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Дмитрий Володихин
Русский Исход
95 лет назад сотни тысяч людей покинули Россию
02.12.2015
Старше империй, сильнее времени
Дмитрий Володихин о древнейшем храме Крыма
30.03.2015
Все статьи Дмитрий Володихин
Последние комментарии
О христианском смысле ковида
Новый комментарий от В.Р.
10.05.2021 22:01
«Вакцинация населения - вопрос суверенитета России»
Новый комментарий от Андрей Козлов
10.05.2021 21:51
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Константин В.
10.05.2021 21:07
«Идолопоклоннический цезаризм безбожен, безответственен, деспотичен»
Новый комментарий от Русский Сталинист
10.05.2021 19:32
Писатель Иван Шмелев и нацисты
Новый комментарий от Русский Сталинист
10.05.2021 19:20
«Этот величественный подвиг совершил именно советский народ»
Новый комментарий от Русский Сталинист
10.05.2021 19:03
Две гипотезы о литературном бессилии
Новый комментарий от Андрей Карпов
10.05.2021 18:41