Героика и святость

Дмитрий Володихин о поиске образцов для подражания

0
352
Время на чтение 5 минут


28 января в рамках Рождественских чтений прошел
круглый стол «Герои нашей истории». Кого считать настоящими героями истории сегодня, кого считал наш народ образцами для подражания в прошлом? На эти вопросы постарались ответить участники круглого стола, о главных выводах которого рассказывает его модератор, доктор исторических наук Дмитрий Володихин.

 В эпоху языческую образцом героя для нашего народа служил великий боец и бесстрашный завоеватель. Таким героем являлся, например, князь Святослав.

Летопись сберегла его «портрет», каким он сохранился в народной памяти: «Был... он храбр, и ходил легко как пардус, и много воевал. Не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вы идти"». А вот его же облик глазами врагов, византийцев: «Среднего росту, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и с густыми длинными висящими на верхней губе волосами. Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода; шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, между ними вставленным. Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная». Вот так: любил не богатство, а сами походы, сам процесс завоевания. Не требовал себе больше, чем могли иметь его же дружинники. Бывало, садился на весла и греб вместе с ними. Легко шел на войну, без страха вступал в рукопашную...

С приходом христианства многое изменилось. Понятия «герой» и «христианский подвижник» во многом совпали. Не напрасно великим почтением пользовался у русских князь Михаил Всеволодович Черниговский, в Орде отдавший жизнь за веру.

Судьба этого человека схожа с историей благочестивого разбойника, уверовавшего на кресте, видя рядом с собою Сына человеческого. Иной раз на протяжении многих лет человек грешит - больше ли, меньше ли других людей, но, во всяком случае, не видно в нем признаков праведности. А в последний день, час, да хотя бы в последнюю минуту он может повести себя так, что все грехи ему простятся и удостоится он Царствия Небесного.          Михаил Черниговский коротал век, ведя войны и отыскивая чести, славы, богатства своему роду. Крупный политик, но, в общем, дюжинный - удачи в его судьбе перемежались с неудачами, последние же годы прошли в унижении. А достался ему от Бога шанс выйти за пределы обычного круга княжеских забот, и он воссиял, и вся жизнь его перевернулась, наполняясь новым смыслом.

         Вот лаконичный рассказ летописи о гибели Михаила Черниговского в Орде. «Того же лета Михайло, князь черниговскый, со внуком своим Борисом поехаша в татары, и бывши им в станех, послал Батый к Михаилу-князю, веля ему поклониться огню и болваном их. Михайло же князь не повиновался велению... но укорил его и глухих его кумиров. И тако без милости от нечистых заколот бысть».

         Иными словами, от князя потребовали поклониться языческим идолам и пройти меж двух зажженных костров - поступить так, как поступало большинство русских князей, являвшихся в Орду. Он счел подобное поклонение несовместимым с христианской верой, а «кумиры» объявил «глухими», т.е. простым деревом, не несущем в себе ничего божественного. За верность Христу князь поплатился жизнью. Народ его не забыл: именем его освящали потом храмы, а самого князя чтили за мужество и непоколебимую веру.

         Во времена Сергия Радонежского, да и через сто лет, и через двести русский человек склонял голову перед иноком, когда тот шел в далекие северные дебри ради уединенной молитвы. Когда тот брал в руки топор, валил деревья, корчевал пни, ставил рубленую малую церковку, а рядом с нею - скромную келейку, да и жил в местах суровых, положившись на Бога, и не боясь ни голода, ни дикого зверя, ни разбойника.

         За чистоту жития, за молитвенный подвиг, совершаемый с мозолями от плотницкого топора или рыбацкого невода на руках, с восторгом смотрели люди Древней Руси на того же Сергия или, например, на соловецких святых.

         А когда поднялась единая русская держава, с не меньшим восторгом стали смотреть на людей, не щадя жизни оборонявших ее от сильного и беспощадного неприятеля. На князя Пожарского, например. А позднее - на героев Бородина, на героев Сталинградской битвы. Такой подвиг всегда был в чести.

Как на героев смотрели на тех, кто рисковал жизнью, желая двинуть вперед науку, технику. Вот уже полстолетия непререкаемый русский народный герой - Юрий Гагарин. Его не просто почитают, его любят. Он мог не вернуться  - не вернулись же многие другие космонавты! Но он полетел и добыл своему народу и славу, и пользу. За то и преклоняются перед ним.

У русских всегда - со времен, когда ушло в прошлое язычество,  - героические деяния, которые почитал народ, обладали двумя неотменными чертами. Во-первых, такое деяние должно было совершаться бескорыстно: интересы личности, его совершающей, ее семьи, друзей, ближайшего окружения отходили на второй план или вовсе исчезали. Во-вторых, оно совершалось ради истины - как ее в тот момент понимал народ, иными словами, ради торжества высшей справедливости на свете.

Так что такое «герой» по-русски? К нашему времени это понятие выросло до очень широких пределов: христианское тут накладывается на не-христианское. Героизм и святость или, во всяком случае, героизм и подвижничество в умах людей смешались, произошла своего рода диффузия.

На нынешних Рождественских чтениях теме героев в исторических судьбах России был посвящен самостоятельный круглый стол. Участники дали образцы героики, почерпнутые из очень, очень разных слоев русской истории.

Историк Алексей Лаушкин отнес к понятию героизм подвижническую деятельность основателей Соловецкого монастыря, в первую очередь -- святого Савватия.

Питатель и публицист Наталья Иртенина привела примеры «русских апостолов», т.е. церковных просветителей - Стефана Пермского, Феодорита Кольского и других.

Историк Дмитрий Володихин назвал князя Пожарского и патриарха Гермогена, которые до конца выполнили свой долг в тяжкие годы Смутного времени, хотя первому из них пришлось претерпеть за это ранения, поношение и клевету, а второму - лишиться самой жизни.

Наконец, историк и религиовед Глеб Елисеев назвал подлинно героической личностью последнего государя - Николая II. И он же усомнился в том, можно ли ставить в один ряд героизм и святость? При советской власти понятию героизм вернули слишком много языческого...  До того на протяжении многих столетий наш народ различал героизм и святость, ставя последнюю неизмеримо выше.

Но, наверное, спор этот - чисто терминологический. Наверное, сейчас святость опять вошла в понятие героики как высшая ее часть. Ведь можно преподобного Сергия Радонежского или, скажем, того же патриарха Гермогена назвать героями нашей истории, и при этом русский язык не сфальшивит, не зазвучит, будто надтреснутый колокол; но если князя Святослава, Петра I или, скажем, Юрия Гагарина назвать святыми, то... выйдет какая-то пафосная глупость.

Фото Владимира Ештокина

Автор: ВОЛОДИХИН Дмитрий

http://www.foma.ru/geroika-i-svyatost.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Володихин
Слово Патриарха в день Кирилла и Мефодия:
чтобы силы зла не поколебали единства нашей церкви
25.05.2022
Русский Исход
95 лет назад сотни тысяч людей покинули Россию
02.12.2015
Все статьи Дмитрий Володихин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06