«Приходите к нам в музей, ждем и взрослых, и детей», - бегущая строка с непритязательным двустишием предшествует расписанию работы музея. Затем табло переходит на английский язык. Видимо, считая русские стихи непереводимыми на иностранный, решили применить более простую форму приглашения: Welcome...
О вкусах, впрочем, спорить не хочется, а вот законность появления подобного «наворота» вызывает большие сомнения. Здание Единоверческой церкви Святителя Николая Чудотворца - одно из заметных в историческом центре города. Его знают и любят не только петербуржцы, но и многочисленные гости города: с 1930-х годов там находится Музей Арктики и Антарктики. С натуральным арктическим самолетом в главном зале и огромными чучелами белых медведей. Этим музей и запоминается - своей историчностью и уникальными экспонатами времен освоения безбрежных белых пространств у полюсов нашей планеты.
Разумеется, возведенная в 1838 году по проекту Авраама Ивановича Мельникова церковь - памятник архитектуры, причем федерального значения. И, значит, особо оберегается государством от каких-либо вмешательств в его внешний вид и внутренние интерьеры.
- Нет, установку электронного табло мы ни с кем не согласовывали, - без всяких экивоков сообщил нашей газете директор музея Виктор Боярский. - Оно располагается над входом, как бы на нашей внутренней территории, поэтому не видим в этом необходимости...
При этом известный полярный путешественник признает: электронная вывеска установлена так, чтобы народ прямо из проходящего мимо трамвая мог увидеть расписание работы музея.
И правда, когда замечаешь бегущую строку, тут не до оценки красоты здания, внимание уже отвлечено. Так же, как, например, сразу бросается в глаза разнобой в остеклении исторического здания, да и любого другого тоже. Видишь уже не архитектурные достоинства и пропорции, а только рамы. И речь идет не об окнах, а внешнем виде фасада здания-памятника.
Несколько лет назад автору этих строк пришлось воевать с вывесками на другом историческом объекте города - Варшавском вокзале. Когда железнодорожную станцию там ликвидировали и в памятник из красного кирпича вселились коммерсанты, то повесили на фронтоне два огромных рекламных щита - простых до безобразия, закрепив их огромными болтами. Одолеть коммерсантов удалось только после нескольких месяцев борьбы с привлечением комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), пришлось побеспокоить даже непосредственно возглавлявшую тогда комитет Веру Дементьеву. После ее вмешательства вывески сняли. Здание сразу заблистало.
Надеюсь, вернется к своему благородному (кстати, недавно отреставрированному, о чем писала наша газета) облику и Единоверческая церковь на улице Марата. Любопытно, что единоверцы - приход бывшей церкви - считали, что установка электронного табло с городскими инстанциями согласована. Верующие теперь молятся в часовенке при церкви (она была построена в память избавления Петербурга от холеры в середине XIX века), хотя не теряют надежды, что рано или поздно здание музея отдадут им. Правда, директор музея Виктор Боярский оценил, что число единоверцев не превышает в нашем городе 25 человек. Свою историю это движение в православии ведет со времен церковного раскола XVII века. Староверов-соединенцев, которые в то время стремились приблизить свои верования к новым церковным постулатам, назвали единоверцами. Узаконили их Екатерина Великая и Павел Первый. Известна фраза императора: «Единоверию быть!».
Тяжбу между музеем и приходом единоверцев пусть рассудит время, хотя музей на бывшей Грязной, а ныне улице Марата прижился. Холодные светлые тона здания как бы подчеркивают тематику экспозиции. После 80 лет деятельности музея в этих стенах его уже трудно представить где-то в другом месте. Но вот менять облик исторического здания совсем ни к чему. Независимо, музей это или церковное учреждение.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВАhttp://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10305253@SV_Articles