Постигла скорбь, будет и радость

Митрополит Варсонофий о вере и испытаниях

0
621
Время на чтение 11 минут

Источник: Санкт-Петербургские ведомости

Богослужения в храмах сейчас проводятся в закрытом формате, без прихожан. Поучаствовать в них можно только удаленно, хотя и в режиме онлайн. Однако связь со своими пастырями верующие, конечно же, не потеряли - душевную, духовную. Сегодня у митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия юбилей, владыке исполняется 65 лет. Хороший повод поговорить о времени и о судьбе, о вере и снизошедших вдруг испытаниях.

Постигла скорбь, будет и радость. Митрополит Варсонофий о вере и испытаниях | ФОТО предоставлено пресс-службой митрополитаФОТО предоставлено пресс-службой митрополита

- Путь к Богу у каждого человека свой, не всегда он бывает простым. Особенно в то советское, атеистическое время, когда вы родились. Как вы пришли к служению Церкви?

- Родился я в Саратовской области, в многодетной семье, шестеро детей. Жили трудно, как большинство людей в то время. Денег почти не было, жили за счет подсобного хозяйства. Выращивали картошку и ездили ее продавать в соседний город Балашов на рынок. Продадим, например, пару мешков - идем покупать себе что-то к школе. Мама изо всех сил старалась, чтобы мы не отличались от остальных учеников.

Семья была верующей, и мама возила нас на службы в ближние храмы. Еще запомнил, как держал батюшке кадило, когда он приезжал к нам в село на молебны. В школьные годы не раз довелось посетить святые места - Киево-Печерскую лавру, Пюхтицкий монастырь в Эстонии, Троице-Сергиеву лавру. Богослужения мне нравились всегда, тянуло к алтарю Господню.

А еще мы видели, как мама молится, постится. Стойкость, благородство, с которыми она переносила насмешки со стороны атеистов, стали для меня примером по жизни. После службы в армии уже не было ни малейшего сомнения, что мой путь - служение Богу. Я встретил священника, который научил меня основам церковного служения и подготовил к поступлению в семинарию. Это было в Сердобске Пензенской области. Прошел все возможные должности в храме: пек просфоры, топил печку, был псаломщиком.

- И почему выбрали монашество?

- Думаю, дело в призвании. Я это понял в молодости и не раз убеждался потом. На приходе видел двух священнослужителей: один был монахом, другой - семейным. Семейный постоянно отрывался на дела, заботы, на детей, жену. А второй уделял время только храму, людям. Мне показалось, что это правильно и более отвечает исполнению пастырского долга. К третьему курсу семинарии я уже точно знал, какой путь выбрать, созрело твердое желание принять монашество.

В нашей многодетной семье я был самый старший. Помогал всех младших вырастить и семейную жизнь как будто уже прошел. Этого надо научить, другого накормить, третьего одеть, обуть. А когда заниматься Церковью? Некогда. Получается, что для спасения души времени не остается, только суетой занимаешься. Тогда понял, что трудно семейному священнику уделять внимание людям в той мере, в которой это необходимо. Есть, конечно, исключения, например, праведный Иоанн Кронштадтский, но такие люди большая редкость.

- Советские времена давно прошли, в церковном служении вы достигли больших высот: возглавили одну из самых значительных в стране митрополий, возрождаете замечательные храмы. И вдруг такая неожиданная напасть в мире и стране. Как вы оцениваете ситуацию: как обычную эпидемию, которые случались в мировой истории не раз, или, может быть, как кару Божию, некий знак свыше?

- Эпидемия сегодня многими воспринимается чуть ли не как приближающийся конец света. Действительно, какие-то черты этого она, безусловно, имеет. Во всем мире обычная жизнь вдруг остановилась. Многие впали в уныние, но это так же неправильно, как и легкомысленное отношение к происходящему. Мы не должны предаваться ни унынию, ни ропоту, ни разочарованиям, ни тем более панике и страху, потому что с нами Бог.

Карой я бы это не назвал. Все в нашей жизни приходит по воле или попущению Божию - как радости, так и печали. Это испытание. Сейчас все проходят через него, особенно врачи, о которых мы непрестанно молимся, чтобы Господь помогал им в служении на передовой.

Снизошедшая болезнь может служить нам сигналом, что мы как человеческое общество живем неправильно: слишком самонадеянно, забываем о главных ценностях жизни. Представьте, какой-то вирус остановил весь мир, и ничто не помогает: ни технологии, ни деньги, ничто. А мы кичимся своим развитием! Видимо, не на это нужно надеяться.

Можно обратиться к урокам истории и вспомнить, что беды приходили, когда люди теряли связь с Богом, грешили, переставали быть похожими на людей. Человечество проходило через многие бедствия, и нынешнее не самое страшное из всего того, что случалось. Всегда есть возможность покаяться, изменить жизнь - таков смысл слова «покаяние». Недостаточно просто сказать: «я согрешил» или «я неправильно что-то сделал», нужно стремиться к исправлению. Важно задуматься над тем, что же мы по-настоящему ценим в жизни - не заблудился ли человек в поисках подлинного смысла и счастья.

Совсем недавно мы жили в богоборческое время, когда уничтожались храмы и преследовались верующие. Но наши предки были бодры духом, преодолевали страхи верой и надеждой. Мы должны следовать их примеру. Какие бы испытания ни были, они закончатся, потому что все меняется: сегодня у нас погода хорошая, завтра будет дождь; сегодня какие-то проблемы, завтра приходит их разрешение. Все с Божией помощью меняется. Мы должны знать: если есть радость, значит, скоро придет и скорбь, постигла скорбь - знаем, что тоже ненадолго, будет и радость. Такая череда постоянна. Укрепляться должно верой в Господа.

Думаю, это испытание дано нам для осознания истинных жизненных ценностей, мотивов, которые движут нами. Чтобы мы научились ценить действительно важные вещи - такие, как семья, общение с близкими. И еще задумались о том, как легко всего этого можно лишиться.

- Верующим в условиях пандемии было рекомендовано молиться дома, не посещать храмы. Насколько это тяжело для людей и для вас как пастыря?

- Эпидемия представляет опасность не для Церкви, а для нас, верующих - членов Церкви. В храмах Петербурга в апреле и мае были приняты беспрецедентные меры по профилактике инфекции, вплоть до закрытия церквей для верующих. Это вынужденная мера, и по-другому, как я говорил в своем обращении, мы поступить не могли. Это тяжелое испытание для людей, которые не представляют свою жизнь без церковной молитвы и причащения. Для многих это не привычка, а потребность души.

Особенно трагично это для тех, кто находится в больнице. Мы в епархии создали отдельный «спецотряд» из священников социального отдела, которые прошли инструктаж у врачей, получили защитные костюмы и могут навещать заболевших коронавирусом как дома, так и в больницах. Эти батюшки имеют опыт, поскольку и раньше работали с тяжелыми больными и знают, как и что нужно делать.

В трудный час людям необходимо утешение. «Литургия» переводится как «общее делание», когда в богослужении участвуют не только священники, но и прихожане, без них нет обратной связи. Говоришь: «Мир всем!», а никого нет. Выглядит странно. Духовенство епархии продолжает служение ежедневно, правда, за закрытыми дверями, в абсолютно пустых храмах. Звенящая пустота ощущается особенно в больших соборах, часто сейчас сам служу в Казанском, и это чувствуется. Литургия не должна прерываться, священнослужители совершают молитву ежедневно за весь мир. Можно не быть на богослужении телом, но присутствовать душой.

Долгое время мы имели возможность свободно ходить в храмы и никогда не думали, что в одночасье можем этого лишиться. Посещение богослужений для некоторых стало делом пусть благочестивой, но привычки. Захотел - пришел в храм, захотел - не пришел. Захотел - подготовился к причащению, захотел - не подготовился. Теперь, когда многие оказались вдали от любимого прихода и церковных таинств, уверен, люди начнут больше ценить возможность личного участия в религиозной жизни. Разлуку с храмом нужно воспринять как испытание в терпении и уповании на милость Божию. Со смирением. И Господь потом сподобит причаститься достойно, когда придет час и можно будет вернуться в храмы.

- Как вы относитесь к современным форматам, которые вынуждена была воспринять Церковь в нынешних реалиях? Насколько востребованы онлайн-трансляции богослужений и останутся ли они после того, как снимется запрет на посещение храмов?

- Просмотр трансляции, конечно, не может заменить личного участия в богослужении, оно создает молитвенную атмосферу дома. Интернет-формат дает человеку возможность почувствовать себя сопричастным церковной жизни, укрепляет его в домашней молитве, позволяет не чувствовать себя одиноким и оторванным от своего прихода.

Многие храмы епархии с разной степенью регулярности ведут онлайн-трансляции своих служб. Чаще всего через группы приходов в социальной сети «ВКонтакте», некоторые используют YouTube и Instagram. Среди них наши центральные соборы - Казанский, Спасо-Преображенский, Владимирский, Феодоровский, некоторые храмы в микрорайонах.

Онлайн-богослужения - мера временная и вынужденная. Люди вернутся в храмы, когда будет такая возможность. Кто-то прекратит трансляции, а кто-то, наоборот, будет использовать их дальше в миссионерских целях. Трансляции из некоторых храмов в праздники привлекали до 26 - 30 тысяч человек. Для кого-то это способ присоединиться к общей молитве. Для кого-то - прекрасная возможность приобщиться к красоте веры, получить радость праздника. Кроме того, нельзя забывать, что есть больные и маломобильные люди, которые не могут передвигаться без посторонней помощи.

- Можно ли использовать эти современные форматы для привлечения молодежи? Или все-таки традиции сильнее и евангельская проповедь должна идти с амвона, а не с экрана смартфона?

- Евангельская проповедь и свидетельство о Христе должны звучать везде, где есть люди и где это уместно. Сейчас невозможно представить жизнь без Интернета, и Церковь должна быть там широко представлена. Не присутствовать в Сети - значит неправильно понимать смысл миссии Церкви. Известно, какой подчас нездоровый интерес проявляется к жизни Церкви в СМИ и особенно в социальных медиа. Случается, что мы сами виноваты в том, за что нас критикуют. Враждебно настроенные люди активно используют социальные сети для создания негативного образа Церкви, дискредитируют ее в глазах тех, кто, возможно, мог бы прийти ко Христу. Люди с глубокими взглядами все понимают и относятся к этому спокойно. Не обращают внимания.

Конечно, Церковь живет не в виртуальном, а в реальном мире, в котором творятся добрые дела, проявляется пастырское участие и любовь, в котором совершается Божественная литургия. Священник, общаясь с паствой, не должен уходить с головой в Сеть. Социальные медиа только инструмент для вовлечения людей в реальные дела. Например, для набора волонтеров в епархиальные добровольческие службы, для созидания на приходах общин помощи нуждающимся, для просвещения и катехизации. Примеров множество.

Что касается молодежи - у нее много соблазнов в эпоху информационного бума, который влияет на неокрепшие умы, уводя молодого человека в сторону от действительно важных вещей. Нужно показывать верное направление. Чтобы потом, как говорил классик, «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Поэтому так важно духовно воспитывать человека с детства, занимать его ум. Нет ничего плохого в современных технологиях, как я говорил, Церковь их тоже использует. Но это лишь инструмент, они не должны замещать жизненные и духовные ценности и идеалы. Все хорошо в меру.

Если родители не будут оставлять ребенка наедине с компьютером или телевизором, чтобы он не мешал им, а будут общаться с ним, проводить вместе время, гулять, ходить в храм, то ребенок не будет иметь такой зависимости от гаджетов. У него будут другие интересы. И вырастет молодой человек, который, как вы говорите, не пропустит ничего важного - просто потому, что его научили это важное понимать. Родители, священник в храме, старшие родственники или друзья должны подавать пример.

- Как сегодня живут храмы, лишенные поддержки своих общин? Ведь Церковь - это еще и здание, которое нужно отапливать, освещать, обслуживать. Насколько тяжело в нынешних условиях приходам?

- Ситуация, в которой оказались наши приходы в экономическом плане, тяжелая. Да, храм - это здание, которое нужно содержать, оплачивать коммунальные услуги и работу охраны. Нужно оплачивать и труды священнослужителей, церковных работников, а кроме того, перечислять налоги в Пенсионный и другие фонды. Средства складываются из пожертвований прихожан и тех немногочисленных благодетелей, которые каким-то приходам помогают. У всех непростая ситуация.

И сейчас, как никогда, видно, что в материальном плане храм зависит от поддержки людей. Есть такая пословица: «Бог не в бревнах, а в ребрах». Приходская община, верующие - это те «ребра», на которых держится Церковь.

Пожертвования - неважно маленькие или большие, которые люди оставляют в храме, это та основа, которая помогает приходу творить дела милосердия, поддерживать нуждающихся, осуществлять благотворительные, миссионерские, просветительские проекты. К сожалению, многие из них пришлось свернуть на неопределенное время. Призываю прихожан по возможности не оставлять сейчас свои храмы без поддержки.

- В трудные времена жизненно важными для людей оказываются взаимная поддержка, помощь ближнему. В условиях сложной экономической ситуации продолжит ли епархия социальные проекты?

- Как мы знаем из Священного Писания, вера без дел мертва. Дела милосердия и благотворительности в любое время должны стоять на первом месте. Господь заповедал нам: «Возлюби ближнего своего», и мы должны эту заповедь исполнять, как бы трудно нам ни было.

Да, наверное, непросто будет продолжить в том же формате, что и раньше, социальную деятельность епархии через координационные центры, которых у нас шесть. Это работа с зависимыми от алкоголя и наркотиков, с многодетными семьями, помощь инвалидам, сиротам, людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Будем находить возможности и в стесненных условиях помогать людям.

Консультирование по программе помощи зависимым «Фавор» продолжил через Интернет протоиерей Максим Плетнев. Благотворительный фонд «Диакония» под руководством Елены Рыдалевской в этом году при поддержке Фонда президентских грантов запустил программу «Социальный патруль». Его сотрудники курируют многодетные семьи, одиноких пенсионеров, инвалидов, ветеранов, малоимущих. И это помощь не только продуктами, но и консультативная - как, например, бездомному человеку получить медицинскую и социальную помощь, восстановить документы.

Благотворительному фонду «Детская миссия» исполняется в этом году 10 лет. Это помощь детским домам, духовно-просветительская работа, поддержка опекунства, материальная помощь сиротам. Самый знаменитый проект - центр приемных семей «Умиление» в поселке Вырица. Там находят поддержку семьи, взявшие под опеку сирот. В прошлом году миссия организовала епархиальную школу приемных родителей. Ее особенность - содействие устройству в приемные семьи детей с ограниченными возможностями здоровья.

При храме Святого Андрея Критского в поселке Сергиево действует Покровская богадельня. Даже в условиях вынужденной изоляции ее насельницы живут с налаженным бытом, получают профессиональный сестринский уход, но главное - имеют домовый храм и возможность участвовать в богослужениях и Таинствах Церкви.

Молодежный клуб «Кинония» при храме Рождества Христова на Пискаревском проспекте в этом году организовал уникальный проект - «Автобус милосердия». В этом автобусе бездомные и нуждающиеся получают горячую пищу, одежду, доврачебную медицинскую помощь. Автобус специально для этого оборудован.

Не все, к сожалению, знают, что Церковь ведет большую социальную работу. Время испытаний делало наш народ и веру только крепче. Участие в делах милосердия, помощь ближнему дают человеку возможность ощутить подлинную радость, которая несовместима с паникой и тревогой.

- Наш век приносит много изменений в жизнь человека. В чем, по-вашему, задача Церкви в современном мире? Меняется ли она с течением времени?

- Главная задача Церкви во все времена - это приведение человека к спасению, к совершенству. И она никогда не изменится. Огромное препятствие на этом пути - отсутствие любви друг к другу. Если есть любовь к ближнему, то есть любовь к Богу. Если любви к ближнему нет, то и Бога мы не любим. Христиан в нас должны узнавать по любви. При отсутствии любви в нас не увидят учеников Христа.

Главное дело Церкви - молитва, но вокруг нее мы должны создавать активное поле деятельности: воспитывать людей, давать образование, являть примеры доброго отношения к людям. Каждый священник хорошо знает призыв апостола Павла, он нанесен на обороте иерейского креста: быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.

Христиане должны нести в мир горячую веру и утешение. Церковь всегда утешает людей. Какие бы ни были скорби, мы всегда утешаем: помогаем, разделяем скорби, берем на себя. Задача христиан - быть светом для мира.

Подготовил Олег РОГОЗИН

Источник: Санкт-Петербургские ведомости

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков)
«Господь нас никогда не оставит. Он даёт все возможности»
10 лет с тех пор, как решением Священного Синода митрополит Варсонофий назначен главой Санкт-Петербургской митрополии
22.03.2024
«Залог единства – признание важности традиций, уз семьи»
По словам митрополита Варсонофия, мир без смысла, идеалов и традиционных ценностей – всепоядающий огонь, когда все воюют со всеми и человек воюет сам с собой
20.02.2023
«Мы должны думать о своей смерти, как думал старец Симеон»
По словам митрополита Варсонофия, когда мы делаем добрые дела, оказываем помощь ближним, мы идём на встречу со Христом
16.02.2023
Все статьи Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков)
Олег Рогозин
Херувимы вернулись
Реставраторы Троицкого собора не согласились с мнением императора Николая I
29.05.2015
Ангелам не жарко
Жарко людям, которые продолжают реставрационные работы на крыше Исаакия
12.08.2014
Все статьи Олег Рогозин
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.11.2024 00:46