Забытые, но живые

Интервью с Евгением Маняшкиным

0
756
Время на чтение 11 минут

В Подмосковье и прилегающих к нему районах есть множество заброшенных храмов. Мы могли бы никогда не узнать об их судьбе. Но в последнее время в православной молодежной среде появились следопыты, которые занимаются поисками заброшенных и малоизвестных объектов храмового зодчества, а потом пытаются их восстанавливать. Ребят интересуют мало изученные аспекты истории русского православия. Старший алтарник храма Всемилостивого Спаса в Митино и студент Полиграфического колледжа № 56 Евгений Маняшкин рассказал нашему порталу о таких поездках и поделился своими чувствами и размышлениями.

- Женя, как родилась идея совершать поездки по заброшенным храмам?

-

Летом я наткнулся в Сети на несколько публикаций о Храме Казанской иконы Божией Матери в селе Ярополец - это Волоколамский район Московской области. И решил сам посмотреть, в каком состоянии он находится.

 

- Реставрировать ее силами РПЦ реально?

- К сожалению, это невозможно. РПЦ не может восстановить эту замечательную церковь в принципе, потому что полуразрушенное здание и прилегающие территории не принадлежит ни самой Церкви, ни государству.

- Кому же все это принадлежит?

- Принадлежит МАИ. Это часть территории спортивной базы МАИ.

- Все как в лучшие советские времена...

- Территория обнесена трехметровым забором, но в нем есть отверстия. Там многие до меня уже бывали. Я не утерпел и после одной из воскресных литургий, взяв благословение, поехал. Увиденное меня празило. Это памятник архитектуры XVIII века, он охраняется государством...

- Охраняется государством, но используется как спортбаза. Странная ситуация.

- К тому же состояние храма плачевное. Тем не менее, на полуразрушенном здании висит табличка, свидетельствующая о том, что памятник находится под охраной государства. Я сфотографировал табличку. В чем заключается эта "охрана", не понятно. Храм был закрыт в 1930-е годы, около него сохранились могилы первых настоятелей. Данная территория давно не используется не только по прямому назначению, но и для спортивных мероприятий. Она просто заброшена. Если бы ректор МАИ хотя бы поддерживал храм и прилегающую территорию в порядке, если бы там убирали мусор и создали бы, скажем, музей, это еще можно было бы понять. Но памятнику архитектуры предоставили возможность благополучно разрушаться, не проводя никаких работ. И в то же время, похоже, не собираются передавать Церкви.

 

 

 

 Храм Рождества Богородицы

- Хотя этого требует закон о реституции и сама ситуация. Насколько я понимаю, памятник гибнет?

- Да, кроме того, происходящее там - явное кощунство. Когда-то это место облюбовали бомжи. Я спускался в подвал - там валяются пустые пивные банки. На стенах надписи политического содержания. Я даже обнаружил пару скелетов.

- Да уж...

- То есть в подклете храма попросту лежат непохороненные люди. Все входы-выходы, конечно, забиты досками, но одно окно можно открыть. Может быть, из-за этой закупоренности, внутри многое сохранилось. Конечно, иконы вынесли, а росписи в советское время были замазаны. Но алтарная часть в хорошем состоянии. Как я уже говорил, рядом сохранились могилы первых настоятелей, перед ними лежат свежие цветы. Значит, кто-то приходит сюда. Хорошо выглядит алтарный интерьер. Словом, храм можно быстро восстановить, если взяться за это сейчас. Главное - не упустить время.

- А что говорят местные жители?

- В селе Ярополец живет много людей, я кое с кем пообщался. Говорят, что им негде молиться. Километрах в шести от этого места есть еще один храм, но это далеко и службы там проводятся крайне редко. Насколько я понял, священник туда приезжает лишь время от времени, его пускают два раза в год на Казанскую - служить молебны.

- Что вы почувствовали при виде всего этого?

- Ужас и горечь. Брошенный храм - это как брошенный ребенок. Большевики видели в Церкви слишком серьезного конкурента, потому и творили такое.

- Есть мнение, что заброшенные храмы нередко используют для своих нужд сатанисты.

- Да, есть у них такая традиция - проводить в заброшенных церквях свои ритуалы, призывать дьявола и совершать жертвоприношения собак и кошек. А еще в 90-е годы у нашей новой русской мафии появилась такая традиция - убивать и хоронить своих жертв в храмах. Видимо, у части этих людей, скорее всего атеистической, это считается особым шиком. Например, в селе Мышинском Серпуховского района храм Покрова Пресвятой Богородицы осквернялся подобным образом многократно.

 

 

 

Храм Покрова в Мышенском

- А там что за ситуация?

- Еще более страннная, чем в Яропольце. Там все окутано тайной. Местные жители обычно легко и с радостью идут на контакт с нами. Им хочется пообщаться с людьми из Москвы, рассказать все свои новости. Но в селе Мышинском и старожилы, и молодые молчат как будто воды в рот набрали и отводят глаза при упоминании храма. Или говорят: "Ничего не знаем".

- Но вам удалось проникнуть в мышинский храм?

- Да. Он стоит полуразрушенный. В алтарной части есть надпись: "Здесь в 1987-м году убили Дениса Кравцова". Кто такой Денис Кравцов, мне выяснить не удалось. В подвале разрыта земля, и такое ощущение, что там что-то или кого-то хоронят до сих пор. Люди в селе явно запуганы. Они говорят только о том, что храм был закрыт в 30-е годы, а священик расстрелян на Бутовском полигоне.

- Как тебе удалось выяснить хотя бы эти крохи?

- Один местный немного разговорился, выпив несколько рюмок - по-другому он говорить отказывался. Выпил и расказал, что на восстановление этого храма, - и об этом, оказывается, предупредили местных жителей! - перечисляются деньги.

- Ничего себе...

- Есть расчетный счет. Но где эти деньги оседают, - большой вопрос. Кто-то пытался делать вид, что приступал к реставрации в 2000-е годы. Крышу начинали чинить, привезли материалы, но эти материалы осели на близлежащих участках. Их растащили. Кто себе дом подновил, кто баню, кто забор. Только крышу укрепили немного. Электричество проведено воровским способом.

- Как?

- Железка накинута на провода снаружи и тянется внутрь храма. Рано или поздно все это неминуемо взорвется, и храм может просто сгореть. Разрыта земля на месте престола в алтаре. Вероятно, искали капсулу, заложеную при строительстве, но непонятно, нашли или нет. Колокольня полуразрушенная, деревянная лестница - новодел, она прогнила насквозь и наверх по ней не залезть.

- Зачем копают в подвале? Что-то хранят?

 

 

 

 Храм Покрова в Денисове

- Скорее наоборот. Здесь в стенах неоднократно искали клады. До сих пор есть любители искать якобы замурованые в стены церквей сокровища. Для этого стены тщательно простукиваются в поисках тайников. Но обычно искателей поджидает разочарование: находят только технологические пустоши, которые всегда бывают при строительстве каменых храмов бывают. Они требуются рабочим - например, для закрепления лестницы, чтобы забраться на крышу. Или для того, чтобы сэкономить кирпичи. Я знаю лишь один случай, когда добровольцы из организации "Общее дело" нашли в архангельской области настоящий клад - полный евхаристический набор. Но не в стене, а под слоем мусорав алтаре.

- Есть практика временного "консервирования" храмов, которые нельзя сразу восстановить.

- В Подмосковье, наверное, нет смысла консервировать храмы: их мало, и они чаще всего каменные. И крыша, как правило есть. Вчера, например, мы приехали в Тульскую область, в село Голощапово. Там стоит храм, с которого в советское время не смогли сорвать крест, хотя пытались много раз.

- А что мешало?

- Это местное предание. Не знаю, правда или нет, но жители рассказывает: все, кто пытался сорвать крест, падали с крыши по необъяснимым причинам. Человек десять разбилось. Потом в этом храме обосновались сатанисты и тоже пытались сорвать крест. Но с ужасом и воплями сбежали, бросив лестницы.

Вообще таких историй у жителей Подмосковья много. Одна бабушка из деревни Дуброво Коломенского района поведала мне о храме, который стоит в поле на берегу Москвы-реки. Раньше там был монастырь во имя Федора Тирона, построеный на месте языческого капища. Но монахов этого монастыря убили литовцы, и на этом месте выстроили деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. А 1890-х г начали строить каменную церковь. Она освящена, но не расписана: 1917-й год помешал. В храме две усыпальницы, сейчас они разорены.

- Кто там был похоронен?

- Трудно сказать. Мы видели в самом храме человеческие кости. Бабушка рассказала, что даже в советское время, хотя служб не было, под хозяйственые нужды храм не использовался.

- Почему?

- Колхозники чего-то боялись. Там многим были какие-то видения, люди сходили с ума. Считалось, что здесь водится нечистая сила. Благодаря этому невмешательству храм хорошо сохранился, сейчас он почти не поврежден. Восстановить его несложно, было бы желание.

- Таких случаев навеняка хватает?

- Конечено. В Подмосковье очень много стоящих на отшибе церквей, которые находятся в приличном состояни. Но их не реставрируют! Например, в Дмитровском районе. Я как-то раз просто ехал по трассе и увидел маковки церкви в лесу, километрах в двух от дороги. "Спешился" и пошел посмотреть. Оказалось, в лесу стоит храм Пресвятой Богородицы. Недалеко есть село, поэтому храм, как говорят, "функционирует бабушками".

- Это как?

- Это значит, что бабушки приходят туда по воскресеньям и в праздники, молятся, читают акафисты.

- Два-три километра по лесу?

- Да, и как только сил хватает... Храм этот пока в приличном состоянии, но медленно разваливается. Кирпичи выпадают из стен. Бабушки подбирают их и кладут в алтарную часть: весь алтарь завален кирпичем. Они надеются на восстановление храма. А что будет лет через десять? Вот так в интернете иногда находишь фотографию заброшенного храма, приезжаешь - и понимаешь, что фото было давнее, потому что кроме развалин ничего нет.

- Где, например?

- В Ярославской области. Там вообще очень плохое финансирование. Моя знакомая пожертвовала священнику большую суму денег на восстановление храма, а священник потратил ее себе на новую машину и прочие нужды. Бывает и так. А храм до сих пор не отреставрирован Опасно собирать деньги и не контролировать, куда они уходят. В Ярославской области много заброшенных деревень и храмы в кошмарном состоянии. Приезжаешь - висят таблички: "Продам дом. Цена - 10 тысяч рублей". Кто будет восстанавливать церкви там, где никто не живет? А храмов очень много. Например, один бизнесмен вызвался восстанавливать там сразу 4 церкви. Раздал деньги, а потом забыл о своем начинании. И осталось все на стадии начала реставрации. Но эти деревни не заброшенные. Местные жители возмущаются. Летом там живет много людей - они мучаются без храма. Причем это не только пожилые люди, среди моих сверстников становится все больше тех, кто интересуется православием и русской историей.

- А как насчет храмов, оказавшихся на отшибе, в какой-нибудь глухомани?

- В в Талдомском районе Троицкая церковь стоит прямо посреди озера на острове, в лесу. Там есть мост из осин, по которому я пробирался на остров. До ближайшей деревни далеко, но я беседовал с местными жителями, и они мне расказали множество легенд об это храме. Например, в XV веке на острове якобы жила ведьма, наводившая ужас на округу. Потом она погибла в страшных мука, а ее прах развеяли по острову. И место с тех пор имело дурную славу. Поэтому там церковь в XVII веке и построили.

 

 

 

Кладбище при Троицком Храме

- Ее пытались восстанавливать?

- Да. Меценаты наняли бригаду таджиков, и они начали было работать, но почему-то через несколько дней сбежали в ужасе, со страшными криками. Им было какое-то видение. На острове вокруг этого храма кладбище, к храму даже приписан священник, но он лишь изредка служит молебны. Больше пока ничего нельзя сделать. Этот случай далеко не единственный.

Я знаю пару храмов, при посещении которых охватывает неприятное ощущение - словно поблизости присутствуют злые силы. Вот, например, в селе Яковлево Домодедовского района церковь полностью сровняли с землей, на ее месте стоит школа. Меня часто просят послужить там мирянским чином все, что возможно, я уже решил взять на это благословение.

- Кто просит?

- Бабушки просят, со слезами. Их что-то очень беспокоит. Часто просят литию по усопшим. Но им по 90 лет, и у них нет возможности ехать в город даже за церковным календарем.

- Вы что-нибудь привезли им?

- Да, и могу сказать совершенно определенно: тому, кто собирается путешествовать по подобным местам, надо обязательно брать с собой книги и иконы в подарок бабушкам, чтобы оставить в заброшенном храме. В глубинке это великая ценность. Будет видно, что место обжито. Это метка для тех же сатанистов: христиане здесь бывают. Вчера в Тульской области видел, что на месте престола стоит Евангелие и икона "Моление о Чаше". Я привез туда еще одну икону и свечи.

- А их не осквернят те же сатанисты?

- Вы знаете, обычно хорошо видно, в каих местах стоит что-то оставлять, а в каких нет. Я один раз застал в полуразрушенном храме сатанистов. Поскольку мы были с дядей-офицером, то поговорили с ними как следует, и они бежали до самой станции.

- Дяда ваш церковный человек?

- Не церковный, но верующий, и ему эти поездки интересны с точки зрения наглядного изучения нашей истории. Одному в такие места вообще ездить не стоит. Это опасно: никогда не знаешь, на кого нарвешься и в какую ситуацию попадешь.

- Какие еще советы можно дать тому, кто готов совершать подобные поездки?

- Форму одежды надо выбирать очень тщательно, в сответствии с сезоном. Лучше ездить в камуфляже. Это психологически настраивает тех, кто с тобой встречается, на серьезный лад. К тому же эта форма практична, она защищает от насекомых и змей. В любом случае нужна плотная одежда. Из обуви лучше всего подходят резиновые сапоги с высоким голенищем. А вообще если сомневаетесь, лучше не ездить в незнакомое место. Но если решились, необходимо изучить все обстоятельства и карту. Рдельский монастырь, например, лучше не посещать: он стоит в кошмарных болотах в Шатурском районе. К тому же у заброшенных храмов можно встретить странных людей. Мы приехали недавно в один храм в Ярославской области, а там внутри кости-черепа в пакет сложены. Свежие. Люди там клад ищут.

- Зачем? Кто?

- Неадекватных людей много на самом деле. К тому же у местных жителей иногда возникает искушение ограбить приехавших из Москвы. На нас же иногда смотрят как на богатых, которые развлекаются.

В таких удаленных местах, как, например, Сулинский район, надо соблюдать правила безопасности. Ездить не одному. Если чувствуешь что-то не то - это чувство у каждого свое - лучше сразу уходить. Прочитал "Господи, спаси и сохрани!" - и ушел.

- А деньги?

- Желательно их иметь, хотя бы на проезд. Иной раз автобусы ходят раз в два-три дня - и то по обещанию. Сломался - и все. Надо иметь какую-то сумму в запасе. Местные жители, конечно, накормят, напоят, расскажут о храме, но деньгами помочь вряд ли смогут. Если идешь в храм, ты должен хорошо знать дорогу. Оптимально это делать летом. В темное время суток лучше не путешествовать. Ночью там могут быть сатанисты или просто мужики, которые не станут разбирать, куда ты идешь, откуда ты и зачем приехал. Или сторож, который просто скажет: "Ты чужой" и бабахнет солью. Мне прокалывали колеса. В общем, на Бога надейся, а сам не плошай. Но желательно иметь при себе иконки - то, что можно оставить местным жителям. Я знаю одного 90-летнего дедушку под Тверью, у него старый "Служебник" 1917 года издания. Он очень честно относится к своим обязанностям, раз в неделю приходит, вычитывает все тайные молитвы - утреннюю, вечрнюю, пятичасовую. А ведь кое-где служат молебен раз в год. Пошлют запрос - и только через месяц приходит ответ: разрешаю или не разрешаю. Но главное: потребность людей в заброшенных храмах очень велика, желание помолиться в народе осталось.

http://www.religare.ru/2_103024.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Галанинская
Театр как братство
Интервью с Михаилом Щепенко
22.03.2014
Уроки Ивана Великого
Интервью со скульптором Виктором Воробьевым
17.03.2014
Память места
Интервью с активистом общины преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле Павлом Митрофановым
13.02.2014
Все статьи Светлана Галанинская
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41