Предвестие спасения

Наталья Горенок 
0
03.12.2013 114

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы таинственный - и в то же время простой и теплый; многоплановый, многозначный - и оттого близкий каждому верующему сердцу. Что рассказывает нам Святая Церковь о его внутреннем содержании языком богослужения?

Праздник Введения известен буквально с первых веков христианства: упоминания о нем встречаются уже в IV веке от Рождества Христова. Его основой послужило древнее христианское предание - «святоотечески выверенное и принятое всей Православной Церковью», подчеркивает епископ Вениамин (Милов), глубокий богослов и исповедник, который в своих трудах уделял особое внимание почитанию Божией Матери.

Мы помним, что родители Богоотроковицы - праведные Иоаким и Анна - до глубокой старости были бездетны. Когда Бог даровал им Чадо, праведники дали обет посвятить Ее на служение Богу, и вот, когда Марии исполнилось три года, пришло время исполнить это обещание. Праведная Анна пригласила в свой дом родных и близких, а также множество юных девушек. Вместе с Иоакимом, радуясь и торжествуя, она повела свою святую Дочь из Назарета в Иерусалим. Впереди многолюдной процессии с пением шли девицы в белых одеждах, с зажженными свечами в руках. Они пели 44-й псалом, в котором Псалмопевец пророчески говорит о приведении Богоматери в Чертог Царя. Стихи этого псалма мы и сегодня многократно слышим за богослужением Введения и всех Богородичных праздников: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего... Приведутся Царю девы в след Ея, искрения Ея приведутся Тебе. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев... Помяну имя Твое во всяком роде и роде» (Пс. 44, 11, 12, 15, 16, 18).

Мы знаем, что богослужение в храме стирает временные границы: событие, которое мы празднуем, происходит здесь и сейчас, и служба делает нас его свидетелями и участниками. И это особенно верно в отношении Введения: богослужебные тексты всенощного бдения в канун праздника буквально ведут нас вместе с Пресвятой Богородицей и Ее святыми родителями в Иерусалимский храм.

«Днесь собори верных, сошедшеся, духовне да торжествуим и Богоoтроковицу Деву и Богородицу, в храм Господень приводиму, благочестно восхвалим, предъизбранну от всех родов, во обиталище всех Царя Христа и Бога: девы, свещи носяще, предъидите, Приснодевы чтуще честное происхождение, матeри, печаль всю отложивше, радостно споследствуйте Матери Бога бывающей и радости мира Ходатаице. Вси убо радостно, eже радуйся, со Ангелом возопиим Обрадованней, присно молящейся о душах наших.

В сей день собравшись, верные, да торжествем духовно; Богоотроковицу, Деву и Богородицу, во храм Господень вводимую, восхвалим благоговейно, предъизбранную из всех родов в жилище Христа, всех Царя и Бога. Девы, со светильниками предшествуйте, почитая священный выход Приснодевы; матери, оставив всякую печаль, радостно сопровождайте, воспевая, Ставшую Матерью Бога и Подательницу радости миру. Воскликнем радостно со Ангелом: "Радуйся!" - Благодатной, всегда ходатайствующей о душах наших» (на стиховне стихиры; слава, и ныне, глас 6).

На ступенях храма Богоотроковицу встретил первосвященник Захария - отец Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Он назван здесь первосвященником не в прямом смысле, не потому, что носил архиерейский сан, а потому, что на тот момент был начальником иереев в своей чреде. Произошло невиданное событие, которому удивились не только люди, но и Ангелы: Захария ввел Отроковицу во Святая святых! Это было место особого присутствия Божия, куда мог войти только иудейский первосвященник, и то лишь раз в году, с жертвенной кровью, приносимой им за грехи народа. Как, почему Захария осмелился ввести туда маленькую Девочку? Церковные песнописцы - авторы канонов праздника Введения - глубоко переживали события этого дня, духовно проникая в их суть. Автор первого канона святитель Георгий Никомидийский вводит в 8‑ю песнь удивительно трогательный и высокий диалог праведной Анны и пророка Захарии, где объясняется: Захария Духом Святым уразумел, Кто эта Юница. Диалог настолько живой, что мы буквально слышим голоса святых, чувствуем их трепетную радость.

«Пречистый храм в дом Божий приводящи Анна иногда, вопиющи, с верою рече священнику: Чадо, от Бога данное мне, прими ныне, введи во храм Зиждителя твоего...

Анна, приведя Пречистый Храм в дом Божий, взывая с верою, сказала священнику: Дитя, данное мне от Бога, прими ныне и введи во храм Создателя твоего...

Рече, видев, Анне иногда Духом Захария: Жизни Матерь вводиши истинную, Юже светло пророцы Божии Богородицу проповедаша, и како храм вместит Ю? Тем чудяся, вопию: благословите, вся дела Господня, Господа.

Сказал Анне Захария, созерцая Духом Святым: вводишь ты истинную Матерь Жизни, Богородицу, Которую проповедовали пророки Божии; как же храм вместит Ее? И оттого я с удивлением взываю: благословляйте, все творения Господни, Господа!» (первый канон Введению, песнь 8, тропари 1, 2).

Этот момент встречи на ступенях храма обычно занимает центральное место на иконе праздника. В облике праведных родителей - и безмерная любовь, и смирение, и преклонение перед великой тайной. Верующее сердце знает: эта совсем крохотная Отроковица - селение славы Божией, Превысшая небес.

«Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.

Пречистый храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, в сей день вводится в дом Господень, вводя с Собою благодать Божественного Духа. Воспевают Ее Ангелы Божии: Она - скиния Небесная» (кондак праздника, глас 4).

Интересно, что на иконе Введения Пресвятая Дева изображается в традиционной одежде взрослых замужних женщин: на Ней мафорий, головное покрывало, укрывающее почти всю Ее фигуру. Она меньше всех на иконе, но в то же время Ее облик - не детский. Объяснение этому мы также находим в службе праздника, где так говорится о совершенстве Ее души:

«Трилетствующая телом и многолетствующая духом, ширшая Небес и Горних сил превышшая, да восхвалится песньми Богоневестная.

Трехлетняя телом и многолетняя по духу, пространнейшая небес и превысшая Горних сил, да прославляется в песнях Божия Невеста» (второй канон Введению, песнь 3, тропарь 5).

В богослужебных текстах много раз повторяется, что Пресвятая Мария, Которая по возрасту была еще младенцем, приняла Свое переселение в храм без страха, а, наоборот, с радостью и любовью. Разъясняя службу этого праздника, епископ Вениамин (Милов) так говорит о возрастании души Богоматери в храме: «Пребывание в церковной обстановке, слушание Священного Писания, богослужебного пения, чтения молитв и слышание ангельской беседы чрезвычайно радовало Пречистую. Душа Ее непрерывно обогащалась мудростью, сердце услаждалось благодатию... Вскормленная небесным хлебом и воспитанная Святым Духом, Она промыслительно уготовилась к рождению миру Хлеба жизни - воплощенного Отчего Слова».

Праздник Введения иногда называют «православным родительским днем». Действительно, в нем столько добрых примеров и для родителей, и для детей: примеры доверия, верности и любви к Богу, которые показывают нам и праведные Иоаким и Анна, и Сама Пресвятая Богородица; подтверждение тому, как важны пребывание и молитва в храме для человеческой души - и для взрослого, и для ребенка. Но все-таки духовный центр этого праздника - ожидание Христа. С благодарностью прославляя Матерь Божию, мы радуемся тому, что приближается наше спасение:

«Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Сей день - предзнаменование Божия благоволения и предвестие спасения людей: в храме Божием является Дева и предвозвещает всем Христа. К Ней и мы воззовем: "Радуйся, исполнение предначертанного Создателем!"» (тропарь праздника, глас 4).

Праздник Введения отмечается во время Рождественского поста, которым мы готовим себя к Рождеству Христову. И, казалось бы, пост только начался. Но уже во время всенощного бдения на Введение в храме звучит предвестие Рождества: с этого дня на праздничных службах в конце каждой песни канона поется Рождественская катавасия (ее первый ирмос начинается словами: «Христос раждается, славите, Христос с Небес, срящите...»). Так в церковной службе проявляется глубокая связь между событиями Священной истории. Так они становятся и событиями нашей собственной жизни, если мы стараемся осознанно участвовать в богослужении Святой Церкви.

Газета «Православная вера» № 22 (498)

Наталья Горенок

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-12-03-16-38-36-predvestie-spaseniya
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Наталья Горенок
Все статьи Наталья Горенок
Последние комментарии
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.05.2021 14:30
Историки, обратите внимание!
Новый комментарий от Наблюдатель
18.05.2021 14:23
Расстрел в Казани: плоды болонского просвещения
Новый комментарий от Константин В.
18.05.2021 13:20
Женская свобода ведёт к уничтожению нации
Новый комментарий от В.Р.
18.05.2021 12:39
Возвращение Татьяны Дорониной
Новый комментарий от Советский недобиток
18.05.2021 12:29
«Манипуляции с человеческими эмбрионами недопустимы»
Новый комментарий от Игорь Федоров
18.05.2021 12:22
«Благословение на ЭКО отменяет принципы защиты жизни до рождения»
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.05.2021 11:59