Епископ в шахте

Молебен под землей

0
608
Время на чтение 5 минут
27 мая 2013 года в жизни Церкви произошло уникальное событие - молебен на глубине 770 метров, в недрах угольной шахты Алмазная в городе Гуково Ростовской области. Необычное богослужение совершил епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий (Депутатов). Как отнеслись к этому событию шахтеры? Что было самым трудным при спуске в шахту? Почему для архиерея оказалось важным совершить подобный молебен? Об этом и многом другом владыка Игнатий рассказал «Фоме».

Несколько месяцев  назад мне довелось побывать в шахте и совер­шить молебен глубоко под землей - там, куда до этого я никогда не спускался. Но мысль о таком молебне родилась у меня еще в тот день, когда я впервые прибыл в Шахтинскую епархию - это случилось как раз на День шахтера. Горняки были первыми, с кем я здесь встретился, и именно тогда я решил, что мне нужно, просто необходимо побывать в шахте. Осуществить это удалось не сразу: в городе Шахты все горнодобывающие предприятия закрыты, а в Гукове, где еще остались работающие шахты, я не так часто бывал. Но после того как сменился собствен­ник шахт, новый руководитель пригласил меня спуститься в забой, и я с большой радостью согласился.

Реакция на подземный молебен была разная. Знаю, что в Интернете какие-то люди, представлявшиеся шахтерами, меня за это критиковали. Были и вопросы: а зачем вообще нужен подобный молебен? Почему не как обычно - в храме? Зачем все это нужно мне, епископу, зачем это нужно шахте­рам? Отвечать на эти вопросы в Интернете мне не хотелось. Во-первых, потому что большинство критиков анонимные. Во-вторых, из-за необычайной степени агрессии, которую иногда вызывает даже нейтральная новость на епархиальном сайте. Доходит до того, что необычайно злые комментарии появляются под... расписанием богослужений! Возникает ощущение, что это не личные переживания и вопросы сомне­вающихся людей, а какая-то информационная атака, и в этих условиях непонятно, с кем вступать в разговор.

Однако сам вопрос «зачем?» понятный, хотя реже всего он возникает непосредственно в среде шахтеров, тех, кто каж­дый день спускается на глубину. Итак, зачем же все-таки епи­скопу спускаться в шахту и совершать там молебен? Зачем вообще, скажем, священник погружается с моряками на дно океана в подводной лодке, прыгает с парашютом вместе с десантниками? Не показуха ли это, не реклама ли? Твердо отвечаю: нет, и для таких поступков есть как минимум три причины.

Первая - это внимание к людям, которое для слу­жителя Церкви совершенно необходимо. Если священник на приходе начинает отгораживаться от прихожан, считать себя выше них, между ними не будет взаимопонимания... А что говорить о служении епископа! Многие считают архиерея совершенно недосягаемым для общения, и это восприятие надо преодолеть. То, что епископ вместе с руководителями шахт спускается на сотни метров вниз, - это знак для шах­теров, что их труд вызывает внимание и уважение. В шахте люди с молотками, чумазые, и вместе с ними владыка, в такой же одежде и тоже чумазый! Я, наверное, всегда с большой радостью буду помнить глаза одного из шахтеров, подо­шедших под благословение. Лицо человека было почти чер­ным, в угле, но глаза - светлые-светлые, сияющие. И тогда я почувствовал, что этот молебен действительно нужен.

Во-вторых, каждый пастырь обязан понимать и знать, чем живут люди, которые приходят к нему. Единственный способ понять, что такое труд шахтера, - спуститься глубоко под землю. Можно сколько угодно смотреть фотосъемки и видеосъемки, но они, конечно, не передают той реальности, с которой там сталкиваются люди.

Я всякое представлял перед спуском, но только когда спустился, понял, насколько там жарко, пыльно, душно...

Спускались мы не совсем просто: сперва до 770 м на лифте, а дальше - на приспособлениях, которые в шахтерской среде называются «баба-яга».

И вот в темноте ты никого не видишь, только где-то что- то капает, темно, и ты снизу за камни цепляешься. Далее пешком вниз. И - жуткая жара. Обратно идти уже нет сил , а ведь мы только спустились, посмотрели, как люди работа­ют. А они же там всю смену проводят в таких условиях!

В этой атмосфере действительно тяжело трудиться. Хоть там и работают какие-то воздушные каналы, которые подают воздух, но это все равно не такуж просто. Человек неподго­товленный не сможет там работать. Конечно, со временем он привыкает немного, но вообще это очень тяжелый труд.

Не прочувствовать всего этого - значит, многого не понять в душах и в переживаниях людей, которые потом приходят к нам. Это было важно для шахтеров, но это было важно и для меня, и для других, кто там был. Именно потому, что нужно знать и понимать людей, с которыми будешь общаться и молиться перед Богом.

 

 И третья причина. Это, собственно, и причина, которая разъясняет, почему так часты просьбы построить храмы непосредственно рядом с шахтами. Это напоминание о том, что Бог вездесущ. Все же людям нужно постоянно напоми­нать о том, что Бог находится рядом с нами, что Бог сопри­сутствует нам везде, в том числе и в самой глубине самой удаленной шахты. Ему можно и нужно молиться, но требу­ется пример, об этом необходимо напоминать, к этому приходится людей звать раз за разом. И мы это делаем разными способами - и через молебен на глубине, и через строительство храмов, и через молитву к святым, в том числе к святой Варваре, которая уже давно считается покровитель­ницей шахтеров. Кстати, вопрос о том, почему именно святая Варвара, тоже задают, это порой вызывает недоумение, хотя, с моей точки зрения, вопрос простой. Ни для кого не секрет, что работа шахтера связана с тяжелым трудом и опасностью. Человек всегда должен быть готов к каким-то непредвиден­ным обстоятельствам, спускаясь на такую большую глубину.

А святой великомученице Варваре в церковной традиции уже давно молятся об избавлении от внезапной смерти.

 У христиан такая смерть - без покаяния, без принятия Причастия - считается нежелательной. И поскольку для христианства общение не ограничивается миром живых, а включает в себя и самого Бога, и Его святых, то возникает молитвенное общение, в котором святые приходят людям на помощь перед Богом. Так складывалась многовековая тради­ция молитв святителю Николаю. Ему совершенно неслучайно молятся верующие моряки и путешественники. Так же скла­дывалась и традиция молиться святой Варваре. Это живая практика, это опыт христиан, а не выдумка.

Покровительницей и защитницей трудящихся под зем­лей, шахтеров, святая Варвара считается не только в право­славном мире, но и среди католиков и даже некоторых про­тестантов. Варвару чтут шахтеры Польши, Чехии, Румынии.

 А у нас в Русской Церкви благословение обращаться к свя­той великомученице Варваре как к своей покровительнице связано с именем ныне покойного приснопамятного святей­шего патриарха Алексия Второго.

На обратном пути, поднимаясь на-гора, я преподал архи­пастырское благословение шахтерам и пожелал им помощи Божией в тяжелом и опасном труде. Я убедился, что труд этот - за гранью человеческого понимания сложности, само­отверженности и самоотречения. И подумалось, что именно о нем сказано в Книге Бытия: В поте лица своего будешь добы­вать хлеб свой.

Фото предоставлены информагентством Шахтинской епархии "Покров"

http://www.foma.ru/episkop-v-shaxte.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дарья Прохорова
Евангельский маршрут
Что стоит увидеть на Святой Земле
24.04.2014
О вере с «грузинским акцентом»
Что радует сердца грузин в России и на Родине?
25.02.2014
«Православный фильтр» для американцев
Священник Григорий Джойс о вере и верующих в США
11.02.2014
Как Шон стал православным
"The smells and the bells" для американцев
12.12.2013
Читать Евангелие и «жить здорово»
Интервью с протоиереем Димитрием Смирновым
04.12.2013
Все статьи Дарья Прохорова
Митрополит Саратовский и Вольский Игнатий (Депутатов)
Все статьи Митрополит Саратовский и Вольский Игнатий (Депутатов)
Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от ОСт
22.12.2024 20:22
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.12.2024 19:50
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Vladislav
22.12.2024 19:20
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.12.2024 19:16
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Русский танкист
22.12.2024 19:03
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Русский Иван
22.12.2024 18:32