«Господь давал нам силы»

Рассказ о сёстрах милосердия наших дней

Евгений Суворов 
0
17.11.2013 111

«Хорошо бы на клирос...»


Храм Святителя Николая Чудотворца

- Правильно говорят, что храм Божий - это корабль в пучине житейского моря, - говорит Елена Беликова, певчая храма Николая Чудотворца посёлка Водного, что в Ухтинском районе Республики Коми. - Кормчий - Сам Господь, батюшка впереди, а мы все, кто ему помогает в алтаре, на клиросе и по храму, - за ним. И с нами все наши прихожане. Конечно, работать при храме - это настоящая битва духовная, война. Мирские законы здесь не действуют, их надо оставлять на пороге храма и поступать согласно заповедям Божьим. Уповать только на Господа, потому что бесы постоянно искушают, изгоняют отсюда, а как только отойдёшь чуть-чуть от храма, сразу же начинаешь погибать в пучине мирских страстей...

Елена, кроме клиросного послушания, трудится ещё в церковной лавке. Наблюдаю, с какой любовью она встречает каждого человека, как вежливо объясняет, какие требы необходимо заказать, куда свечи поставить. Советует, какие молитвы и духовную литературу читать. А ведь от того, как тут встретят человека, впервые переступившего порог храма, во многом зависит, придёт ли он сюда ещё раз. Вижу, как от общения с Еленой у многих загораются глаза и как люди, утешенные, ходят по храму, ставят свечи перед иконами, молятся в полной тишине наедине с Богом.

- Сами-то вы как в Церковь пришли? - улучив момент, спрашиваю Елену.


Елена Беликова за прилавком в церковной лавке

- Я из города Коряжмы Архангельской области. У нас там храм преподобного Лонгина Коряжемского. После школы я поступила в Сыктывкарский университет на физмат. Когда училась, этот храм начали восстанавливать. Я приезжала к маме и тоже принимала участие в его восстановлении. Уже когда была беременна дочкой, приняла святое крещение в храме Лонгина. А муж мой и его мама - верующие. Всё советское время у них в доме был молитвенный уголок, стояли иконы, рядом молитвословы лежали. Мама мужа молилась постоянно, но так, чтобы никто этого не видел. Благодаря им я обратилась к Богу и покрестилась. А когда стояла на крещении, то промелькнула мысль: «Хорошо бы на клиросе петь».

Подумала об этом и забыла. Выйдя замуж, перешла жить в дом мужа. А он из посёлка Водного. И когда здесь образовался приход, я каким-то чудом оказалась на клиросе. И, слава Богу, до сих пор при храме. А в лавке только третий год работаю. У меня тогда очень тяжёлое положение было в семье. Мама умерла, папа серьёзно заболел, за ним требовался уход как за малым ребёнком, ни на минуту одного его не оставишь, так что на постоянную работу не устроишься. И матушка предложила мне работать в лавке. Я согласилась.

- Мне рассказывали, что вы ещё организовали сестричество имени святой великомученицы Елизаветы Фёдоровны, ухаживали за больными?

- Не я одна, все наши сёстры-прихожанки вместе с батюшкой и матушкой принимали участие в этом. В Водном раньше была социальная больница, куда больных свозили со всего района - из Ухты, Сангородка, других посёлков. В основном бездомных. Мы там оборудовали молитвенный уголок, образовали сестричество, взяв для него устав Марфо-Мариинской обители. Каждый день приходили в больницу, читали акафист определённому святому, а по вторникам - Елизавете Фёдоровне. Ухаживали за больными: обмывали их, готовили пищу, рассказывали о Боге, о святых, читали духовную литературу. Также предлагали самим почитать разные популярные православные книги, делали всё необходимое, чтобы облегчить их участь и привести к Богу. Главное для нас было, чтобы они хотя бы перед смертью узнали о Господе нашем Иисусе Христе, чтобы примирились со всеми, покрестились, кто не крещён, исповедовались, причастились и чтобы с Богом ушли в мир иной. И многие наши больные успели это сделать. Батюшка нас окормлял: советовал, как нужно в той или иной ситуации поступить, соборовал, исповедовал и причащал больных, отпевал умерших.

Присутствие Божие ощущалось там настолько близко, что только позови - Господь сразу же откликался на молитву. С тех пор у наших сестёр Елизавета Фёдоровна - любимая святая, потому что в больнице мы очень часто видели её заступничество.

Сёстры милосердия

- ...У нас дома была книга про Елизавету Фёдоровну. Она постоянно попадалась мне на глаза, а я всё её убирала куда-нибудь подальше на полку. В конце концов всё-таки её прочитала и... удивилась, насколько это великая святая.

Вскоре я повезла папу в больницу в Сыктывкар, и когда мы там находились на лечении, в Стефановский собор как раз привезли мощи Елизаветы Фёдоровны и мученицы Варвары. Мы пришли на поклонение, народу приехало со всей республики очень много, очередь к мощам была огромная. Из нашего воднинского храма батюшка привёз прихожан целый автобус. Кто-то даже плакал от счастья. У меня тогда было полное ощущение присутствия святых вместе с нами. Все только прикладывались к деснице Елизаветы Фёдоровны, к частицам мощей мученицы Варвары и сразу же отходили. А я пришла в Стефановский собор ещё на вечернюю службу, наутро исповедовалась, причастилась около мощей, а когда их перевезли в Казанский храм в Кочпон, приехала и туда, находилась рядом с мощами всю ночь. И всю ночь по очереди мы с сёстрами читали акафист Елизавете Фёдоровне. Мощи увезли из Сыктывкара, но у меня такое ощущение, что святые остались со мной, в моём сердце, навсегда.

Интересуюсь о том, как помогала св. Елизавета больным. Елена ведёт меня в трапезную к улыбающейся прихожанке:

- Познакомьтесь: Валентина Григорьевна. Она вам об этом лучше расскажет.


Валентина Чеботарёва

- Я-то позже всех пришла в сестричество, - рассказывает Валентина Чеботарёва. - И Леночка, и Тамара Николаевна, молитвенница наша, и Ира, и другие наши прихожанки уже помогали больным. А я всё переживала, получится ли у меня. До этого Лена рассказывала мне, какие там больные лежат: бомжи, в основном неходячие, за которыми некому ухаживать. Помню, когда мы все вместе вечером собрались, главврач Олег Александрович сказал нам напутственные слова: «Я очень вас прошу, отнеситесь к ним как к своим родным, потому что они тоже люди... И постарайтесь, чтобы с ними не было никаких инцидентов».

И вот каждый день в шесть вечера мы приходили в больницу. Вначале помолимся, акафист прочитаем, попросим помощи у Господа, Елизаветы Фёдоровны, у всех святых и только после этого идём по палатам.


Тамара Николаевна Иванова

Помню, в первый раз пришла в шестую палату: Леночка и Лида Суслонова мыли неходячую больную, а Тамара Николаевна стояла в сторонке и молилась. Так это меня поразило... Лежала там больная раком, 65-летняя Мария из Ухты. Когда с её тела откинули простыню, открылась ужасная картина: больная гнила заживо, аж кости были видны. У неё уже не получалось даже стонать. Дочка к ней приезжала только пенсию забрать, и потом опять её никто целый месяц не навещал до следующей пенсии. Забытая всеми, Мария постоянно нам говорила: «Как мне хорошо с вами!» Каждый раз, после того как её обрабатывали и кормили, она на прощание с таким жалостным видом спрашивала: «Вы завтра к нам придёте?» «Конечно, придём», - утешали мы её.

А тогда не то что памперсов, даже простыней не хватало. Больные под себя ходили. И Лида мне говорит: «Смотри, Валентина, ничего тут мудрёного нет. Вот в тазике одна вода с марганцовкой, вторая тёплая. Берёшь марлечку, мочишь в воде с марганцовкой и обмываешь все раны. Вот тебе таз, вот марля, помогай нам!»

Я стала её мыть, и сразу же от всех этих чувств - брезгливости, отвращения - Господь меня освободил. У меня с самого начала всё пошло хорошо, и я так полюбила этот труд, что иногда весь день на работе ждала вечера, чтобы побыстрей пойти к больным. Все мы очень сильно переживали за каждого больного, молились за них. И многих нам удалось привести к Богу, окрестить.

Был у нас Валерий из Ухты, молодой ещё парень. Его жена умерла, детей не было, и дальние родственники отправили его из больницы Сангородка к нам на Водный. У него одна нога была отнята давно, а вторая - почернела от гангрены. Когда к нам его привезли, он бился в агонии, кушать ничего не мог. В очередной свой приход мы его обработали, помолились около него. Стали уходить домой, а мне как-то не по себе. «Девочки, - говорю, - давайте вернёмся, что-то у меня сердце прямо давит». И все тоже почувствовали, что нужно вернуться к Валерию. Пришли в палату и видим: он уже умирать начал. Позвонили батюшке, объяснили ситуацию, спрашиваем, что нам делать. Он говорит, мол, читайте такие и такие

молитвы, а когда прочитаете, мне позвоните. Мы прочитали над ним отходные молитвы, канон на исход души. Позвонили батюшке. У него тогда была машина сломана, и он из Ухты в Водный приехал ночью на такси. Пособоровал Валерия и всех, кто лежал с ним в палате, исповедовал и причастил. Сразу же после этого Валера умер, и батюшка отпел его. Утром родные приехали за ним, забрали тело и увезли хоронить. Не милость ли это Божия, что в самом конце своей жизни Валерий успел прийти к Богу и сумел заслужить себе христианскую кончину!

Больничное сретение

- У каждого нашего подопечного была за плечами своя очень нелёгкая судьба, - продолжает Валентина Григорьевна. - От тюрьмы, сумы и болезни, говорят, не зарекайся. С каждым такое может случиться.

На Пасху и Рождество, да и в другие большие праздники, мы больным старались приготовить праздничную трапезу и уделить побольше внимания. Помню, в Сретение на литургии в храме за всех помолились, поставили свечи во здравие каждого болящего. А до этого приготовили покушать. Один больной, Алексей, попросил у меня картошки с солёной килькой, и я ему приготовила. И вот в радостном расположении духа после храма пошла в больницу. Медсестра нам сразу же сообщила, что сегодня в 4-й палате опять пьяные, один из ходячих буянит, а в 6-й палате Григорий напился, глаза у него налились кровью, стал похож на сатану, кричит. Что делать? Не справиться нам с мужиками. Стали молиться в молитвенной комнате. Тут к нам влетает мужчина из 4-й палаты - тот, который буянил, - и встаёт на колени перед иконами, начинает креститься. Слава Тебе, Господи! Но бес его не отпускает: мужчина вдруг снимает носки, ложится на пол и начинает кричать, материться. Нам всем стало жутко от этой картины. Я продолжаю молиться Елизавете Фёдоровне, прошу её помощи. И этот больной стал успокаиваться.

В это время к нам приходит ещё один больной и говорит, что нас зовёт к себе второй буян, Григорий из 6-й палаты. А этот Григорий до этого с нами был неприветлив, вообще не общался и не принимал никакой помощи, высказывался против наших визитов к нему. Он прежде сидел в тюрьме, там обучился сапожному ремеслу. В больнице подшивал сапоги, даже медсёстры к нему обращались за помощью. И вот он сам зовёт нас к себе, да ещё срочно. Думаем: «Что ему от нас нужно?» Помолились опять, пошли к нему. А медсестра нам уже рассказала, что в палату к Григорию привезли нового больного без обеих ступней. И тот весь день стонал, кричал, ругался, закатывал истерики. Григорий пробовал его как-то утихомирить, но у него ничего не вышло. Мы остановились перед их палатой, через дверь слышим, как Григорий говорит новичку:

- Вот сейчас придут богомольцы, они тебя успокоят.

А тот ему в ответ:

- Не надо меня успокаивать! Да где был этот Бог, когда я в один день потерял всю свою семью и обе стопы! И кто я теперь такой? Почему же Бог допустил такое?

И начал материться. Тут Григорий ему:

- Хватит тебе орать. Как ты можешь говорить такое про Бога! Думаешь, мне лучше? Я тоже в таком же положении, как и ты. Тоже всего лишился, озверел совсем, не принимал раньше их помощи. А они люди добрые, они тебе помогут!

Мы вошли, мужчина закричал на нас. Мы его перекрестили, Тамара Николаевна начала читать над ним молитвы, он потихонечку начал утихать, утихать и вдруг совсем затих. И даже лицо изменилось, вместо злобы на нём появилось спокойствие. Так Господь утихомирил бурю в его ожесточившемся сердце и в один день двух наших недоброжелателей превратил в союзников и единомышленников.

Потом Леночка дала Григорию какую-то духовную книгу почитать. Наверное, про оптинских монахов - «Пасха Красная». Он прочитал её и говорит: «Теперь я понял, почему вы такие». После этого стал меняться на глазах, стал ждать нас, даже попросил Лену остричь ему ногти на ногах. Сам этого он сделать не мог, ноги у него не действовали, ходил на костылях.

Крёстная мама

- В том, что сквернословие является большим грехом и приманкой для нечистой силы, нам приходилось убеждаться не раз, - вспоминает Валентина Григорьевна ещё одну историю.

Один наш больной, Сан Саныч, ещё в тюрьме приобрёл целый букет болезней, а к тому времени, когда поступил к нам в больницу, совсем ослеп и обезножел. Он попросил нас разыскать его сына. Мы разыскали, сын оказался очень хорошим человеком. Купил Сан Санычу квартиру в Водном, и мы стали ходить к нему уже в эту квартиру, вместе с его сыном ухаживали за ним, пока он не умер.

И вот этот человек страшно матерился. У него были ужасные боли. Он мог позвонить среди ночи Леночке, и она в два часа ночи мчалась к нему делать уколы. На обезболивающих он до утра дотягивал, потом я приходила, тоже уколы ему делала. И вот как-то прихожу к нему, а у него перед постелью огромная лужа на полу. Спрашиваю:

- Чего это вы, Сан Саныч, налили на пол воду?

- Валя, это не я, - удивляется он. - Это ко мне уже третью ночь куча народу приходит, они кричат, орут, смеются, матерятся. Воду по квартире разливают. Я третью ночь из-за них не сплю. Вчера ко мне сын приезжал, тоже меня отругал, думал, что это я наделал. А у меня ведро рядом с кроватью, я в ведро хожу.

Я позвонила Леночке, она говорит: «Это бесы. Надо батюшку звать, освящать квартиру». Батюшка тут же приехал, освятил, после чего наш Сан Саныч уснул и сутки напролёт проспал. Потом он говорил нам: «Знаете, как хорошо стало у меня в квартире! Тихо, спокойно, никого нет». А сын ему: «Папа, так ты не матерись больше, чтобы бесы к тебе снова не вернулись!»

И вот оказалось, что наш Сан Саныч не крещён. Тамара Николаевна, молитвенница наша, всё ему наставления давала, говорила, что надо покреститься. Он согласился и попросил её стать его крёстной. Мы привезли Сан Саныча в храм, батюшка совершил Таинство. И он, сам уже старик, до конца жизни звал Тамару Николаевну крёстной мамой. И если она чего-нибудь ему говорила, какое-то духовное наставление, он прислушивался: «О, это мне крёстная моя сказала, надо обязательно выполнять». И старался исполнить.

Так вот, ему Господь тоже даровал христианскую кончину - батюшка его отпел, а мы, сёстры, проводили его в последний путь.

В доме Божьем

- Валентина Григорьевна, а вы давно в Церкви?

- Ещё до образования православного прихода в Водном я семь лет ходила к баптистам. В посёлке тогда очень много баптистов было. У них большая любовь в общине, и они, если с кем-то случается какая беда, даже если это посторонние и неверующие люди, сразу же все спешат на помощь. И вот тогда я ухаживала за тяжелобольной Тамарой, мамой у одноклассника моей дочери. Она сломала ногу, плюс у неё ещё целый букет болезней был. Лежала в больнице в очень безнадёжном состоянии и умирала.

Помню, была осень, я ухаживала за Тамарой, а мне подруга моя православная говорит: «Что ты её кормишь этими кашками, творожками? Не видишь, она помирает, они ей уже не помогут. Она же православная. Ты давай иди к батюшке, попроси пособоровать её, чтобы она на тот свет ушла честь по чести, как полагается христианке».

Я думаю: «Как же мне батюшку найти?» И вот первым автобусом еду в Ухту, смотрю: стоит священник вместе с тремя певчими из Стефановского храма и читает молитвы по молитвослову. Это был отец Павел. Как только у нас приход открылся, он первое время к нам приезжал с ухтинскими певчими. Я через весь автобус к нему пробираюсь, а народу в нём битком. Говорю:

- Батюшка, можно вас спросить?

Он от молитвослова оторвался:

- Спрашивай.

- В нашей больнице лежит одна женщина, она уже при смерти. Надо бы её пособоровать перед смертью.

- А она крещёная?

- Я не знаю, наверное, крещёная.

- Нет, мне надо точно знать, крещёная она или нет. Ты сегодня же об этом узнай и сразу мне позвони, - и даёт мне свой номер телефона.

После этого в посёлке я всех бабушек из её вологодской деревни обошла, и только одна бабуля мне сообщила, что Тамара точно крещена в детстве, потому что тогда в их деревне всех крестили сразу после рождения. Я позвонила батюшке. Он говорит: «Завтра приходи в восемь утра в церковь». Отец Павел подъехал на автобусе, я его встретила, спрашиваю: «Можно мне в храм зайти?» - «Зайди помолись».

Сам стал собирать всё необходимое для соборования. Я почему-то сразу же подошла к иконе Николая Чудотворца, стала молиться ему об этой Тамаре, и у меня потекли слёзы ручьём. Про себя думаю: «Надо же, какая благодать!» Батюшка выходит из алтаря, говорит: «Ну, пошли».

Всю дорогу шли молча. Сейчас-то я понимаю, что батюшка молился про себя, чтобы всё хорошо прошло. Подходим к больнице. «Ты, - говорит он, - обойди все палаты и всех больных позови к умирающей, я их вместе пособорую».

Я подошла к медсестре, она разрешила мне всё это сделать. Кто на коляске, кто на костылях - все собрались в палате Тамары. В последней палате увидела своего знакомого Володю Малежко, который тоже умирал. Раньше был ярый коммунист, Бога не признавал и всегда надо мной насмехался, что я молюсь и езжу в молитвенный дом. Подошла к нему и спрашиваю: «Володя, ты сможешь подойти к батюшке, чтобы он тебя пособоровал? Если не сможешь, я тебе помогу». «Нет, я сам смогу», - отвечает. Взяла его за руку и привела в палату к Тамаре, посадила на стул напротив её кровати. Володечка уже не мог сидеть, но во время соборования, когда батюшка к нему подходил, он устремлялся к нему всем телом, чтобы принять помазание святым миром, и очень внимательно слушал молитвы. Там же и все больные с благоговением принимали Таинство соборования. От них запахи идут ужасные, а батюшка к ним с такой любовью обращается и так благодатно проводит Таинство, что у меня просто дух перехватило. Видно, что всем он искренне желает спасения и вечной жизни во Христе.

Тамара уже в коме лежала, до этого десять дней была без сознания. Но когда батюшка к ней подходил, она вся напрягалась и приподнималась на кровати, тянула к батюшке свои руки и лоб для помазания. У неё даже глаза открывались в это время. Всё это потрясло меня.

После соборования Тамара вся просветлела лицом, на третий день умерла. Такая красивая в гробу лежала - даже при жизни она такой никогда не была.

А сразу после соборования я подошла к её врачу и спрашиваю:

- Олег Александрович, Тамара скоро умрёт, как вы думаете, вызывать дочь?

- А что, у неё дочь есть?

- Она очень далеко живёт, в Екатеринбурге.

- Что же это дочь не забрала её к себе? В таком тяжёлом состоянии она тут лежит.

- Да вы знаете, - говорю ему, - дочь живёт там в общежитии, в комнате десятиметровой у неё муж и ребёнок, куда им ещё маму-то забирать?

- Для меня это не имело бы никакого значения. Я бы квартиру снял, но умирающую мать из больницы забрал. Вызывай, пусть приезжает.

И вот Эричка приехала, поухаживала за ней полтора дня.

А у меня после этого Таинства, силу которого я увидела, глаза открылись, что православная вера правильная, ведёт ко спасению, если даже в таких ситуациях перед самой смертью примиряет людей с Богом.

Пришла к священнику и говорю: «Батюшка, я хочу перейти в православие». - «А где ты до этого была?» - «У баптистов». - «Не знаю таких. Давай в следующее воскресенье приходи в храм». Он меня сразу же окрестил, и с тех пор я хожу в наш православный храм.

- Трудно ухаживать за больными?

- Вы знаете, нетрудно. Иногда и у самой сил нет, и саму болезни одолевают, но придёшь в больницу, помолишься в молитвенной комнате, попросишь помощи у Господа - и неизвестно откуда силы берутся. Как на крыльях летаешь по палатам, помогаешь больным. Даже те наши сёстры, которые по своей немощи и старости не могли уже убирать за больными и обмывать их, они всё равно приходили и помогали нам своими молитвами. Вот Лидия Анатольевна, старенькая-старенькая тогда уже была, еле ходила, и Валентина Николаевна, такая же немощная, бывало, скажут нам: «Сёстры, мы вам сегодня не можем помочь помыть больных, но подбодрить молитвой, сказать доброе слово можем».

Каждый вечер спешат с нами в больницу, и эта их молитва творила чудеса и окрыляла нас. И когда закончишь убирать больных - все умыты, накормлены, утешены, - так радостно становится на душе! Господь давал нам силы, избавил от чувства брезгливости к человеческим нечистотам. Это никак не наше достижение, это помощь Божия такая нам всем была дана: чтобы мы не только ухаживали за больными, но чтобы душа с душой говорила, чтобы мы приводили их к Богу.

Когда перед глазами такие примеры, как Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, которая ухаживала за больными и ранеными, и сама императрица Александра Фёдоровна, которая вместе со своими детьми не гнушалась этого служения, то нам-то чего бояться...

Евгений СУВОРОВ
Фото автора

http://www.rusvera.mrezha.ru/694/12.htm

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Евгений Суворов
Все статьи Евгений Суворов
Последние комментарии
«Белая лихорадка»
Новый комментарий от Олег В.
12.04.2021 23:16
Улыбка Гагарина
Новый комментарий от Игорь Бондарев
12.04.2021 22:04
Единственный гарант суверенности Родины
Новый комментарий от Наталия 2016
12.04.2021 21:31
Фотографии и время
Новый комментарий от Наталия 2016
12.04.2021 20:52
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Андрей Карпов
12.04.2021 20:35
Кто использует духовника Патриарха в грязных политиграх?
Новый комментарий от учитель
12.04.2021 19:25
«Я бесконечно счастлив…»
Новый комментарий от Русский Сталинист
12.04.2021 19:00