Почему я записалась в воскресную школу

Мне 23 года, двенадцать из них я - прихожанка православного храма. Но только недавно я случайно узнала, что десять заповедей были даны Богом ветхозаветному пророку Моисею, а не изречены Иисусом Христом во время Нагорной проповеди. Оказалось, что я не совсем верно понимаю смысл слов из утренних и вечерних молитв - точнее, и вовсе их не понимаю... Двенадцать лет я - прихожанка храма. Исповедуюсь, приобщаюсь Святых Христовых Таин, езжу в паломнические поездки и гордо называю себя православной - но, оказывается, очень мало знаю о своей вере.

Думаю, со стороны это мое невежество мало проявляется, ведь мы, православные, обычно не спешим разговаривать о социальной концепции Русской Православной Церкви или обсуждать, к примеру, жития святых. Куда интереснее не обсуждать, а осуждать... «Вот Катька совсем фарисейкой стала, как лицемерно всем улыбается, а как за ворота церковные - так злюка злюкой. А Ванёк вообще никогда в жизни не молился на службе! Отоспится, придет к 9, так еще и болтает со всеми подряд даже во время Херувимской! А бабки церковные то завоют истошно что-нибудь в ухо, то нелепыми замечаниями начнут одаривать!». Примерно такие или похожие мысли часто крутятся у меня в голове... Но после того, как мне поручили написать статью о воскресных школах для взрослых и ради эксперимента я записалась в одну из них, мне стало не до Катьки и церковных бабушек - ведь чем больше узнаешь о богослужении, тем легче за ним молиться.

Но каково же было мое удивление, когда от сотрудников епархиального отдела религиозного образования и катехизации я узнала, что воскресные школы для взрослых - направление в Церкви на данный момент вовсе не приоритетное. Это понятно, нет спроса - нет и предложения. Кажется: куда взрослым за парты ученические садиться - у них и так забот полон рот. Слава Богу, с детками занимаются в приходской школе: Закон Божий, церковнославянский язык, православная иконография, духовное пение. Хотя... Может, на приходах-то все по-другому? Может, все-таки воскресные школы для взрослых необходимы?

Первым человеком, с кем мы обсудили эту тему, стала директор детской воскресной школы храма во имя святых царственных страстотерпцев при СГУ Оксана Гаркавенко, где существует и воскресная школа для взрослых.

- Оксана Владимировна, кто преподает у вас в воскресной школе?

- Настоятель храма - священник Кирилл Краснощеков. Занятия проходят еженедельно, после богослужения. Наша воскресная школа для взрослых находится в библиотеке VI корпуса СГУ, в здании, где некогда был университетский храм. После переезда в строящуюся церковь народа на занятиях стало меньше - очевидно, это связано с тем, что храм сейчас в одном месте, а воскресная школа - в другом.

Как правило, во время лекций отца Кирилла некуда яблоку было упасть: в ход шли не только стулья библиотеки, но и храмовые скамеечки, и даже - стулья из детской воскресной школы. Контингент приходящих в воскресную школу взрослых людей самый разнообразный: преподаватели и студенты СГУ, педагоги школ. Вот, например, есть у нас на приходе супружеская пара - директор школы и учительница. Супруг сравнительно недавно начал воцерковляться, но несмотря ни на что, каждое воскресенье приезжает с 3-го жилучастка на занятия в школу.

Вообще, воскресная школа для взрослых нужна в наше время. Часто сталкиваешься с такой ситуацией: видишь на занятиях молодые лица, которые в храм заходят редко. А через какое-то время они становятся прихожанами нашей общины. Так для многих воскресная школа становится дорогой в храм.

- В скором времени будет выпущен единый учебно-методический комплекс для детских воскресных школ. Как Вы считаете, нужен ли подобный стандарт для взрослых воскресных школ?

- Мне недавно довелось побывать в глубинке и посетить занятие во взрослой воскресной школе сельского храма. Там собираются бабушки за чашкой чая, которые задают священнику самые наивные вопросы, к примеру: разве Евангелие написано не на церковнославянском языке? В нашей же воскресной школе, где все люди в основном с высшим образованием, вопросы - совершенно иные. Поэтому стандарты здесь вряд ли уместны.

Получается, воскресные школы для взрослых все же востребованы. Но какими они должны быть - в идеале? Прихожанка отдаленного храма Покровской епархии Ксения поделилась своими мыслями:

- Хотелось бы, чтобы воскресную школу вел человек грамотный, интересно рассказывающий. Хотелось бы получать четкие ответы на свои вопросы. В нашей же воскресной школе такого нет. Там собираются бабушки: поговорить, почаевничать. Жалко тратить время, у нас и так его мало. Думаю, если бы занятия вел у нас священник, то они были бы очень востребованы. Ведь, по сути, наше поколение, поколение рожденных в 60-70 годах, - потерянное. Мы - дети атеистов. Наверное, если бы я училась, то намного больше могла бы дать своим детям - ведь впервые за долгое время Православие в нашей стране переживает свой расцвет...

А вот что сказал мне священник Алексий Петровский, который по совместительству является еще и преподавателем храма во имя святого равноапостольного князя Владимира:

- Занятия в нашей школе проходят по субботам, так как в воскресенье помещение занято детской воскресной школой. Честно скажу, посещают занятия немногие. Во-первых, субботний день, а во-вторых, люди просто не хотят... трудиться. К примеру, мы прошли какую-то тему, а на следующее занятие я прошу всех повторить пройденное: это не нравится. А вообще, ситуации разные бывают, на каком-то приходе надо лет пять поработать, чтобы общину образовать, а на другом и десяти не хватит.

Кстати, в притворе Владимирского храма спросила молодую девушку о воскресной школе для взрослых. «Здесь не знаю, есть или нет, а вот в Покровском храме точно есть. Вы туда сходите», - ответила мне она. Ну что ж, туда и пойдем. Кстати, уже во второй раз. Около полутора лет назад я недолго посещала занятия под руководством диакона Кирилла Петровича (ныне иерея, директора воскресной школы). Встречи эти я вспоминаю до сих пор и очень благодарна батюшке за его самоотверженность в деле просвещения... А передо мной - миловидная девушка Светлана, прихожанка храма и социальный работник, ученица воскресной школы для взрослых:

- Светлана, почему Вы решили посещать воскресную школу?

- Решение посещать воскресную школу пришло внезапно, наверное, даже не вполне осознанным было. Однажды мы с моей знакомой увидели в притворе Покровского храма объявление о приеме в воскресную школу для взрослых. Возникло желание записаться, но оно было таким глубоким, что если бы не настойчивость моей знакомой, то я вряд ли бы решилась. Мы пошли вместе. Поначалу было тяжело - поток новой информации захлестывал, но вместе с этим приходила радость. Радость от того, что ты больше узнаешь о Боге. При этом ты это делаешь не с кашей в голове, самостоятельно изучая духовную литературу, а учась с помощью батюшек-преподавателей. К тому же, воскресная школа - это еще и близкие тебе люди, братья и сестры во Христе. И не важно, какая между вами разница в возрасте. Это как одна большая семья, с которой я учусь уже четвертый год.

...Мне 23 года, двенадцать из них я - прихожанка православного храма. И за все эти годы я очень мало трудилась для того, чтобы больше узнать о своей вере. Я даже не смогу ответить на те самые примитивные вопросы бабушек из деревни, о которых рассказала мне Оксана Гаркавенко... Бытует мнение, что у людей, живущих в селах, - именно у тех, кто и книжек ученых в глаза не видел, и Писания Священного не читал - вера крепче. Однако кто из нас, ничего не знающих о Православии, может о себе так сказать? Перед горожанами и уже даже многими сельчанами открыты двери храмовой библиотеки и воскресной школы. Может, уже пора потрудиться и открыть эти двери?

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» №20 (496)

Ксения Георгиева

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-11-11-23-46-03-pochemu
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Оксана Гаркавенко:
Все статьи автора
Ксения Георгиева:
Все статьи автора
Последние комментарии
О. Алексий Денисов: Ковид-диссиденты сильно заблуждаются
Новый комментарий от Константин В.
2020-11-26 00:47
Нынешнее испытание — повод для покаяния и сугубой молитвы
Новый комментарий от Константин В.
2020-11-25 23:40
«Цветная революция» под сенью хоругвей
Новый комментарий от Сергей иванович
2020-11-25 19:12
Проклятие католической доктрины и «однополые браки»
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-11-25 18:28
Чистота – залог здоровья
Новый комментарий от электрик
2020-11-25 18:22
Давайте помолимся!
Новый комментарий от Алина
2020-11-25 17:46