Главная аудитория - храм

Почему православные батюшки не занимаются спортом?

0
636
Время на чтение 6 минут
Иногда, в дни особо крупных церковных праздников, в храмы, как известно, стекается большое число в том числе и невоцерковленного народа: налить святой водички или запастись иными дарами. В такие дни собираются очереди, в которых люди любят нелицеприятно посудачить о священниках и вообще о Церкви, предъявляя различные претензии. Именно в один из таких праздников я услышал, как две бабушки, видимо, решив вспомнить все «грехи» православной Церкви, шушукались между собою и остановились на том, что батюшки, «конечно, зажрались», причем в самом прямом смысле.

Почему, дескать, многие из них такие полные? Вроде им аскеза предписана, а они вон в каких телесах.

А я стою и думаю: «А что они скажут, когда увидят нашего нового священника - стройного, подтянутого, бывшего офицера морфлота? Будут ли батюшки реабилитированы?

Естественно, нет. Все равно «все попы толстые» - и точка.

Скажу откровенно, что наличие располневших батюшек в нашей Церкви меня совершенно не радует. Все-таки мне очень близка фраза: «В здоровом теле - здоровый дух», да и к тому же в нашем приходе, Свято-Никольском храме Таллинна, в 1950-х годах служил многим известный священник Валерий Поведский, который не только был выдающимся духовным пастырем, но и мог переплыть озеро в несколько километров. Чем не пример для подражания для сегодняшних священников?

Нынешний настоятель нашего храма, священник Олег Стеняев объясняет тучность наших батюшек тем, что службы у нас ранние, кушать до службы нельзя, а после службы поел - и спать. К этому стоит еще добавить, что во время поста употребляется в большей степени мучное, а оно, как скажет вам любая женщина, полнит. Да и к тому же когда заниматься спортом при такой занятости?

Но ведь сельский священник с Украины Виктор Кочмарь, который профессионально занимается пауэрлифтингом, время находит. И не просто, чтобы держать себя в форме. Он, между прочим, участвует в соревнованиях, берет призовые места и является действующим мировым рекордсменом по жиму штанги из положения лежа, по версии WDFPF, без допинга и специальной экипировки.

Конечно, здесь идет речь о профессиональном спортсмене, которому с Божией помощью удается совмещать это увлечение с богослужением. Но что плохого, если мы чаще будем видеть батюшек на спортивных площадках?

Вместо формальных разговоров в трапезной - взять, да и покататься на велосипедах или побегать. И неформальное общение, и для здоровья полезно. И это гораздо симпатичнее так называемых русских пробежек, участники которых почему-то собираются возле нашего собора и при этом не малейшего отношения к православию не имеют.

Уверен, что примеров можно найти немало. Знаю нескольких батюшек из нашей епархии, которые ведут активный образ жизни.

Но вспоминается совершенно уникальный священник. Его нетленные мощи покоятся в эстонском городе Раквере.

Как известно, священнослужителям нельзя воевать на поле брани, и тем не менее он в годы Первой мировой войны в прямом смысле выбегал вместе с солдатами под пули с крестом в руке. Имел множество наград и носил крест на Георгиевской ленте, которой вместе с «Золотым перстом» награждают лишь тех, кто отличился на поле боя.

Естественно, такой человек был не нужен большевикам, и его расстреляли. И теперь мы возносим свои молитвы священномученику Сергию Ракверскому.

Рассказал не для того, чтобы пристыдить всех православных, у кого есть лишний вес, и тем более священников. Просто хочется, чтобы моя любимая православная Церковь ассоциировалась в том числе и со здоровым, сильным телом.

Могу понять, почему монахи не посещают спортивные залы и не закидывают ногу за голову, как это делают индийские монахи, но уж белое духовенство могло бы заниматься собой вполне. Почему же так повелось, что посещение спортивных залов или бассейнов считается для наших православных батюшек чем-то постыдным или неприличным?

Николай Куприков, г. Таллинн

Не спешите с диагнозом

А почему автор считает, что батюшки не занимаются спортом? Только потому, что не видит на беговой дорожке стадиона или на тренажере в фитнес-клубе спортсмена в рясе? Полагаю, священнослужители, как, впрочем, и другие люди, занимаются физкультурой по мере желания и сил, но не афишируют этого, не делают напоказ.

Я, например, стараюсь посещать бассейн в поздние вечерние часы, когда посетителей совсем мало. Знаю священнослужителей, которые ходят в фитнес-клубы, но об этом известно далеко не широкому кругу наблюдателей.

Да и почему эта информация должна быть достоянием общественности? Это личное дело каждого.

Что до утверждения: «Все попы толстые», тоже не согласился бы. Не все.

А если человек полный, это еще не означает автоматически, что он священник. Достаточно посмотреть на любую профессиональную группу. Там обязательно найдутся и стройные, и в меру упитанные, и с избыточным весом.

Так же и у священнослужителей. Сомневаюсь, что лишний вес напрямую связан с видом деятельности.

Есть же объективные причины: проблемы с обменом веществ, болезни сердца, наследственная предрасположенность к полноте. Как есть люди от природы худые. И, какой бы образ жизни они ни вели, их комплекция остается стабильной.

В моем случае набор веса спровоцировал уход из большого спорта. Многие спортсмены с этим сталкиваются, потому что рацион остается прежним, а расход калорий резко сокращается.

Хотя нельзя отрицать, что порой болячки и тучность мы сами себе зарабатываем невоздержанностью в еде, пусть она даже и постная. Но поставить правильный диагноз на глазок вряд ли кто-то из сторонних наблюдателей сможет.

В чем можно было бы согласиться с автором, так это с тем, что наша деятельность не предполагает серьезных физических нагрузок, сжигающих калории, разве что, если я каждый вечер буду класть по 500 поклонов, наверное, лишние килограммы уйдут. Но это шутка. Все-таки поклоны в православии не способ похудения, а вещь гораздо более серьезная и важная.

Что до поговорки «В здоровом теле - здоровый дух», то она пропагандирует здоровый образ жизни, но к православию отношения не имеет. Порой только серьезная болезнь способна заставить человека задуматься о состоянии души и начать спасаться.

Наслаждаясь здоровьем и жизнью, человек обычно забывает о Творце - Подателе всех благ. Цветущие здоровьем люди редко имеют «память смертную».

А если вспомнить жития святых и подвижников, которые не отличались физическим здоровьем, то приходишь к мысли, что их жизнь опровергает это утверждение. Но они не сетовали на хвори, а принимали болезни со смирением.

Например, святой Пимен Многоболящий говорил исцеленному им иноку: «Бог, Который исцелил тебя от болезни, может и мне даровать здоровье, но я не желал бы того». Иоанн Златоуст два года подвизался в одиночестве в пустыне, и за эти два года суровыми аскетическими подвигами и лишениями страшно подорвал здоровье, так что потом всю жизнь болел.

Здоровье для верующего, как и хорошая фигура, и идеальный вес, не высшая ценность, хотя это не значит, что не надо лечиться, если заболел, или пытаться похудеть, если располнел. Не значит, что вообще не надо заботиться о состоянии тела. Заботиться можно и нужно.

В частности, забота о здоровье должна заключаться и в том, чтобы не копировать слепо древние монашеские уставы касательно пищи и сна, но соразмеряться с условиями современной жизни, семейного положения, профессиональных обязанностей. Самое главное, чтобы здоровый образ жизни не превратился в какой-то момент в страсть, чтобы стремление хорошо выглядеть не стало самым главным.

Все в меру хорошо: и спорт, и следование принципам здорового питания. А критерий для определения золотой середины простой: если совесть не обличает, не говорит, что мы что-то делаем не так, значит, все слава Богу. В основе жизни христианина должно быть рассуждение, согласованное с голосом совести.

Ну а православным, которые порой ловят себя на мыслях вроде: «Батюшки зажрались», можно было бы посоветовать во спасение души поступать так, как рекомендовал старец Паисий Святогорец: если увидел что-то, и ум твой дал отрицательную оценку, просто найди этому человеку оправдание. Отрицательная оценка - еще не грех, но если она порождает осуждение, то за него придется на Страшном суде отвечать. Чтобы избежать осуждения, нужно постараться найти оправдание. Это правильный путь благочестия.

Никон (Поляков), игумен, настоятель Свято-Никольского мужского монастыря Саратова

Газета «Саратовская панорама» №38 (915)

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-10-08-23-43-59-aktivno

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Никон (Поляков)
Все статьи Игумен Никон (Поляков)
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06