Почему, дескать, многие из них такие полные? Вроде им аскеза предписана, а они вон в каких телесах.
А я стою и думаю: «А что они скажут, когда увидят нашего нового священника - стройного, подтянутого, бывшего офицера морфлота? Будут ли батюшки реабилитированы?
Естественно, нет. Все равно «все попы толстые» - и точка.
Скажу откровенно, что наличие располневших батюшек в нашей Церкви меня совершенно не радует. Все-таки мне очень близка фраза: «В здоровом теле - здоровый дух», да и к тому же в нашем приходе, Свято-Никольском храме Таллинна, в 1950-х годах служил многим известный священник Валерий Поведский, который не только был выдающимся духовным пастырем, но и мог переплыть озеро в несколько километров. Чем не пример для подражания для сегодняшних священников?
Нынешний настоятель нашего храма, священник Олег Стеняев объясняет тучность наших батюшек тем, что службы у нас ранние, кушать до службы нельзя, а после службы поел - и спать. К этому стоит еще добавить, что во время поста употребляется в большей степени мучное, а оно, как скажет вам любая женщина, полнит. Да и к тому же когда заниматься спортом при такой занятости?
Но ведь сельский священник с Украины Виктор Кочмарь, который профессионально занимается пауэрлифтингом, время находит. И не просто, чтобы держать себя в форме. Он, между прочим, участвует в соревнованиях, берет призовые места и является действующим мировым рекордсменом по жиму штанги из положения лежа, по версии WDFPF, без допинга и специальной экипировки.
Конечно, здесь идет речь о профессиональном спортсмене, которому с Божией помощью удается совмещать это увлечение с богослужением. Но что плохого, если мы чаще будем видеть батюшек на спортивных площадках?
Вместо формальных разговоров в трапезной - взять, да и покататься на велосипедах или побегать. И неформальное общение, и для здоровья полезно. И это гораздо симпатичнее так называемых русских пробежек, участники которых почему-то собираются возле нашего собора и при этом не малейшего отношения к православию не имеют.
Уверен, что примеров можно найти немало. Знаю нескольких батюшек из нашей епархии, которые ведут активный образ жизни.
Но вспоминается совершенно уникальный священник. Его нетленные мощи покоятся в эстонском городе Раквере.
Как известно, священнослужителям нельзя воевать на поле брани, и тем не менее он в годы Первой мировой войны в прямом смысле выбегал вместе с солдатами под пули с крестом в руке. Имел множество наград и носил крест на Георгиевской ленте, которой вместе с «Золотым перстом» награждают лишь тех, кто отличился на поле боя.
Естественно, такой человек был не нужен большевикам, и его расстреляли. И теперь мы возносим свои молитвы священномученику Сергию Ракверскому.
Рассказал не для того, чтобы пристыдить всех православных, у кого есть лишний вес, и тем более священников. Просто хочется, чтобы моя любимая православная Церковь ассоциировалась в том числе и со здоровым, сильным телом.
Могу понять, почему монахи не посещают спортивные залы и не закидывают ногу за голову, как это делают индийские монахи, но уж белое духовенство могло бы заниматься собой вполне. Почему же так повелось, что посещение спортивных залов или бассейнов считается для наших православных батюшек чем-то постыдным или неприличным?
Николай Куприков, г. Таллинн
Не спешите с диагнозом
А почему автор считает, что батюшки не занимаются спортом? Только потому, что не видит на беговой дорожке стадиона или на тренажере в фитнес-клубе спортсмена в рясе? Полагаю, священнослужители, как, впрочем, и другие люди, занимаются физкультурой по мере желания и сил, но не афишируют этого, не делают напоказ.
Я, например, стараюсь посещать бассейн в поздние вечерние часы, когда посетителей совсем мало. Знаю священнослужителей, которые ходят в фитнес-клубы, но об этом известно далеко не широкому кругу наблюдателей.
Да и почему эта информация должна быть достоянием общественности? Это личное дело каждого.
Что до утверждения: «Все попы толстые», тоже не согласился бы. Не все.
А если человек полный, это еще не означает автоматически, что он священник. Достаточно посмотреть на любую профессиональную группу. Там обязательно найдутся и стройные, и в меру упитанные, и с избыточным весом.
Так же и у священнослужителей. Сомневаюсь, что лишний вес напрямую связан с видом деятельности.
Есть же объективные причины: проблемы с обменом веществ, болезни сердца, наследственная предрасположенность к полноте. Как есть люди от природы худые. И, какой бы образ жизни они ни вели, их комплекция остается стабильной.
В моем случае набор веса спровоцировал уход из большого спорта. Многие спортсмены с этим сталкиваются, потому что рацион остается прежним, а расход калорий резко сокращается.
Хотя нельзя отрицать, что порой болячки и тучность мы сами себе зарабатываем невоздержанностью в еде, пусть она даже и постная. Но поставить правильный диагноз на глазок вряд ли кто-то из сторонних наблюдателей сможет.
В чем можно было бы согласиться с автором, так это с тем, что наша деятельность не предполагает серьезных физических нагрузок, сжигающих калории, разве что, если я каждый вечер буду класть по 500 поклонов, наверное, лишние килограммы уйдут. Но это шутка. Все-таки поклоны в православии не способ похудения, а вещь гораздо более серьезная и важная.
Что до поговорки «В здоровом теле - здоровый дух», то она пропагандирует здоровый образ жизни, но к православию отношения не имеет. Порой только серьезная болезнь способна заставить человека задуматься о состоянии души и начать спасаться.
Наслаждаясь здоровьем и жизнью, человек обычно забывает о Творце - Подателе всех благ. Цветущие здоровьем люди редко имеют «память смертную».
А если вспомнить жития святых и подвижников, которые не отличались физическим здоровьем, то приходишь к мысли, что их жизнь опровергает это утверждение. Но они не сетовали на хвори, а принимали болезни со смирением.
Например, святой Пимен Многоболящий говорил исцеленному им иноку: «Бог, Который исцелил тебя от болезни, может и мне даровать здоровье, но я не желал бы того». Иоанн Златоуст два года подвизался в одиночестве в пустыне, и за эти два года суровыми аскетическими подвигами и лишениями страшно подорвал здоровье, так что потом всю жизнь болел.
Здоровье для верующего, как и хорошая фигура, и идеальный вес, не высшая ценность, хотя это не значит, что не надо лечиться, если заболел, или пытаться похудеть, если располнел. Не значит, что вообще не надо заботиться о состоянии тела. Заботиться можно и нужно.
В частности, забота о здоровье должна заключаться и в том, чтобы не копировать слепо древние монашеские уставы касательно пищи и сна, но соразмеряться с условиями современной жизни, семейного положения, профессиональных обязанностей. Самое главное, чтобы здоровый образ жизни не превратился в какой-то момент в страсть, чтобы стремление хорошо выглядеть не стало самым главным.
Все в меру хорошо: и спорт, и следование принципам здорового питания. А критерий для определения золотой середины простой: если совесть не обличает, не говорит, что мы что-то делаем не так, значит, все слава Богу. В основе жизни христианина должно быть рассуждение, согласованное с голосом совести.
Ну а православным, которые порой ловят себя на мыслях вроде: «Батюшки зажрались», можно было бы посоветовать во спасение души поступать так, как рекомендовал старец Паисий Святогорец: если увидел что-то, и ум твой дал отрицательную оценку, просто найди этому человеку оправдание. Отрицательная оценка - еще не грех, но если она порождает осуждение, то за него придется на Страшном суде отвечать. Чтобы избежать осуждения, нужно постараться найти оправдание. Это правильный путь благочестия.
Никон (Поляков), игумен, настоятель Свято-Никольского мужского монастыря Саратова
Газета «Саратовская панорама» №38 (915)
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-10-08-23-43-59-aktivno