Островок русского Севера

Новости Москвы 
0
240
Время на чтение 9 минут

По разным данным (историки называют различные цифры), в Санкт-Петербурге до революции действовало около полусотни монастырских подворий. Появились они здесь почти одновременно с основанием города - император Пётр I выпустил даже специальный указ, чтобы монашеские обители, в том числе самые дальние, северные, открывали в столице свои представительства. А что же в нынешнее время? Северные подворья в Санкт-Петербурге можно пересчитать по пальцам: Валаамского, Соловецкого, Коневского, Зеленецкого, Череменецкого, Свирского и Сийского монастырей. Есть ещё Леушинское подворье, но оно, скорее, историческое, поскольку сама обитель уничтожена в советское время. Насколько же полно эти подворья представляют православный Русский Север в нашей Северной столице?

Что касается Валаамского и Соловецкого подворий, то они принадлежат ставропигиальным монастырям, которые подчиняются непосредственно Московской Патриархии. К тому же Соловецкое подворье находится не в самом Петербурге, а во Всеволожском районе Ленинградской области, в посёлке Красная Горка. Обустройство его только началось, в феврале нынешнего года там было совершено первое богослужение. Если же говорить о Коневском, Зеленецком, Череменецком и Свирском подворьях, то все они принадлежат Санкт-Петербургской митрополии, поскольку их монастыри находятся в Ленобласти. И только одно-единственное напрямую связано с северными землями - подворье Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря.

Непростую его судьбу мы отслеживали с самого начала. Ещё в октябре 2000 года в № 372 газеты вышла заметка «Сийский монастырь обоснуется в Северной столице». Затем на протяжении многих лет рассказывали о всех перипетиях (Чиновники против храма в № 515, Где твоя одежда белая в № 566 газеты и др.). Можно только удивляться выдержке строителя подворья о. Анатолия Першина, преодолевшего множество бюрократических препон. Два года назад отца Анатолия перевели на другой приход, и подворье возглавил новый настоятель, протоиерей Михаил Ходунов. Что изменилось за эти два года? Нынче в августе отправился туда наш корреспондент.

Антониево-Сийское подворье

Каждый раз, бывая здесь, дивлюсь: это же каким чудом в урбанистический ландшафт мегаполиса перенёсся кусочек Антониево-Сийской обители? Сам монастырь стоит над озером. И здешняя церковка преподобного Антония Сийского тоже близ озерца, и точно так же шатровое навершие храма словно бы плывёт по волнам. Впрочем, стоит отвести взгляд - и в глаза уже лезут городские многоэтажки, обступившие со всех сторон и храм, и озеро. Туда, в одно из зданий по улице Ольги Форш, где на первом этаже располагается воскресная школа подворья, и лежал мой путь.

Вечерняя служба только что закончилась, и настоятеля с несколькими прихожанами застал я за чаем. Конечно, сразу усадили за стол. Отец Михаил поинтересовался, давно ли я «с северов». Рассказал ему, что совсем недавно был в Коряжме, в последнем месте его служения в Архангельской епархии. Сразу обнаружились общие знакомые, даже в Мезени - на краю света, где батюшка также служил. Север-то наш, несмотря на его бескрайние просторы, маленький.

- И как вам на новом месте? - интересуюсь.

- В Мезени да в Коряжме поспокойней было... Новый приход, новые проблемы.

- Главная была связана с землёй, на котором стоит подворье. Она уже решена?

- Городские власти вроде бы пошли навстречу. Сошлись на том, что через суд они забирают у нас храм и тут же возвращают обратно, с оформлением всех необходимых документов. В данный момент как раз идёт процесс передачи. Продлится это от трёх до шести месяцев.

- И на этом будет поставлена точка?

- Не совсем. Законодательное собрание Санкт-Петербурга наконец-то одобрило заявку на расширение земельного участка под новое строительство. И как только оформят нынешнюю нашу землю, наступит черёд оформления дополнительного участка.

- А большой участок выделили? Православно-духовный центр, который был в планах, на нём поместится?

- Земли дали немного. Поэтому с архитектором Геннадием Павловичем Фомичёвым подготовили новый проект центра, по которому это будет не несколько зданий, а один храм со множеством помещений. Только что закончен его эскиз, и он уже одобрен игуменом Варлаамом, настоятелем Антониево-Сийского монастыря. В октябре представим эскиз на благословение митрополиту Даниилу. Храм видится таким... По росту - 24 метра, почти с восьмиэтажный дом, выше власти не разрешают. По площади - на 900-1000 человек. На первом этаже расположатся большая трапезная и зал для встреч, там же будут воскресная школа с несколькими классами, лавка, кухня, библиотека, кабинет настоятеля и сторожка. Предполагаем сделать подъёмник для инвалидов, чтобы они могли подниматься на второй этаж. Там будет сам храм, а сбоку в двухэтажной пристройке - кельи. В том числе покои для владыки Архангельского, для настоятеля монастыря, помещение для секретаря. Храм получится очень компактный.

- А престол один?

- Да, один, во имя Архангела Михаила, как изначально задумывалось, ну или как владыка благословит.

- И сколько такой храм будет стоить?

- Геннадий Павлович - опытный архитектор, постарается не удорожать проект. Но всё равно средств потребуется немало.

- Так Петербург - это же не село Мезень, - перевожу я в шутку, - должны деньги найтись.

- Со стороны кажется, что Петербург - богатый город, вон сколько народа по улицам ходит, - вздохнул настоятель. - Только храм-то наш не на Невском проспекте стоит, а на окраине, в глубине лесопарковой зоны. Откуда ж будет доход? Есть у нас церковная лавка, в вагончике устроена. Открыта она каждый день, как и храм: с восьми до восьми. Но туда заходят только наши прихожане, кто целенаправленно приходит на службу, другого народа здесь не бывает.

- Но у вас же есть помещения в самом центре города, на Литейном и на Лиговке, - вспоминаю я.

- Да, была задумка устроить там паломнический центр, чтобы жители Петербурга могли посещать Антониево-Сийский монастырь и другие наши северные святыни. Но льготная аренда закончилась, цены резко подскочили, в том числе на коммуналку. Только по Литейному счёт за электричество выставили на 180 тысяч за девять месяцев. Были и другие причины отказаться. Но, думаю, средства для строительства храма мы всё же найдём. Сейчас появились жертвователи, в том числе среди жителей микрорайона. Иногда помощь приходит с самой неожиданной стороны. Например, утеплить нынешний храм мы смогли после того, как финансово помог кинорежиссёр Александр Николаевич Сокуров. Так что Господь не оставляет...

_______


Протоиерей Михаил Ходунов и его первый помощник Иван Дольников

За трапезой в разговор включились и прихожане, в том числе молодая чета Иван и Валерия Дольниковы. Иван - старший алтарник, директор воскресной школы, а Валерия - библиотекарь и преподаватель той же школы.

- Мы оба местные, из этого микро­района, - рассказал Иван. - Как только храм появился, вместе с Лерой стали ходить на службы, трудиться по благословению отца Анатолия. Здесь же и венчались. При нас и воскресная школа начала действовать.

- А раньше местные тут пикеты против храма устраивали, - напоминаю ему.

- Так ведь не понимали, что к чему, - ответил алтарник. - Кто-то слух распускал, будто церковники собираются озеро забором от отдыхающих отгородить и строят подворье, чтобы свиней разводить. Монастырское подворье представляли как сельхозподворье.

- Эта антицерковная кампания до сих пор продолжается, - подтвердил отец Михаил. - Нынешней весной опять весь Интернет непристойными картинками заполонили, и здесь собирались, митинговали против строительства храма в парковой зоне. К нам, впрочем, не подходили.

- А я слышал, что в Москве антиклерикалы специальную организацию создали, - делюсь сведениями. - Ездят по тем районам, где храмы собираются строить, и устраивают «массовые протесты». Выдают себя за местных, а на всех митингах одни и те же лица.

- В Петербурге, наверное, то же самое, - согласился настоятель. - Об этом, кстати, говорил и Александр Щипков, директор правозащитного центра «Территория Церкви», и в интервью агентству «Интерфакс» он приводил в пример как раз пикеты против нашего храма. Точно такие же пикеты можно увидеть в Весёлом посёлке, на Комендантском аэродроме и в других местах. На Комендантском отец Александр вроде убедил протестующих сесть за круглый стол и выслушать друг друга в спокойной обстановке. Если нормально с людьми говорить, без митинговости, то многие проблемы сразу отпадают.

- Людям надо объяснять, какая польза от храмов, - поделился мыслью Иван Дольников. - Вот мы, например, помогаем реабилитационному центру для наркозависимых, который здесь по соседству, а они помогают нам. Им, нам и всем окружающим польза. И так может быть в разных областях.

- А вы же до принятия сана врачом работали? - обращаюсь к отцу Михаилу.

- Да, 14 лет медицинского стажа. И работал как раз здесь, в Ленинграде, в наркологическом диспансере, на «Скорой помощи».

- И опять к этому вернулись! - удивляюсь. - А как вы из Ленинграда уехали и на Север попали?

_______

- В церковь я пришёл поздно, сорокалетним, - стал рассказывать отец Михаил. - Начинал чтецом в посёлке Морозово, это во Всеволожском районе Ленобласти. Там появилось желание монашеской жизни. Поехал в Юрьев монастырь в Новгород, послушничал, был скитоначальником Перынского скита. Прошло время, и отец настоятель говорит: «Ну, давай определяйся: или постриг принимай, или что». Честно сказать, испугался я такой серьёзный выбор делать. Настоятель посоветовал: «Поезжай на остров Залит к отцу Николаю, поговори с ним, что он скажет». Поехал я. Отец Николай сказал: «Вот что: иди из монастыря и поезжай в глубинку, помогай приходы восстанавливать». Ну, значит, в глубинку. Обратился я к владыке Архангельскому Тихону, Царствие ему Небесное, чтобы он меня на Новую Землю определил. Это, как думал, самая-самая глубинка. Владыка ответил: «На полгода ты опоздал, там уже занято. Поедешь в Мезень?» - «Поеду. Чем дальше, тем лучше».

- Конечно, скучаю теперь по Мезени, там было очень хорошо, - закончил свой рассказ отец Михаил.

- Хорошо - в каком смысле? - не понимаю. - Из-за отдалённости от большой земли?

- Да не в этом дело. Люди там хорошие. Хотя первые полгода никто в храм не ходил. Представьте, 85 лет в селе не было настоятеля и вообще священника, только иногда миссионеры приезжали. Оглянешься округ: с одной стороны приверженцы старообрядчества, с другой - атеисты и какие-то колдуны, икоту грозятся напустить, а посередине - насторожённый такой народ, со стороны присматриваются. А когда присмотрелись и приняли, то легко стало, спокойно. Люди-то очень надёжные. В принципе, людей плохих нет - замечательные приходы у меня были и в Вельске, где служил после Мезени, и в Коряжме. Но там, у Белого моря, было как-то по-особенному. Связь с Мезенью и поныне не прерывается. Вот вчера посылочку оттуда получил, и люди приезжают. Как, впрочем, из других приходов тоже. Сейчас из Вельска приехали, венчаться будут и крестить детей.

- На тех приходах, наверное, и строительный опыт получили?

- Чему-то научился, там ведь был сплошной ремонт. Здесь до начала строительства тоже приходится ремонтом заниматься. Если хотите, могу показать...

_______

Помолившись после трапезы, отправились мы в храм. Спрашиваю на ходу:

- А что с деревянной церковью Антония Сийского будет, когда каменную построите?

- Возможно, будем в ней крестить. Вообще же второй храм никогда не помешает. Можно текущим ремонтом заниматься, не прерывая богослужения. Опять же с ранними литургиями людям будет удобней: в одном храме служба заканчивается, а в другом - уже начинается.

- Думаете, столько людей будет, что заполнят оба храма?

- Почему же нет? Вы приходите в воскресенье и посмотрите, сколько здесь народа - иногда даже на улице стоят. Так тесно, что руки не поднять, не перекреститься. Микрорайон-то большой, а храм маленький. Спасает то, что со среды и по воскресенье мы со вторым священником каждый день служим вечерни и литургии, так что люди как бы по времени распределяются, а не в один день приходят. Вот сейчас на вечерне в будний день было человек семнадцать, из них десять исповедников. Завтра, в субботу, будет человек 70-80, в воскресенье - за сто человек. Кроме того, люди приходят на акафисты: в понедельник молимся архистратигу Михаилу, в четверг - Николаю Чудотворцу, в воскресенье - преподобному Антонию Сийскому. Это помимо праздничных служб. С ними так всю неделю служба идёт, слава Богу.

- Для местных это просто приходской храм или статус подворья северного монастыря как-то сказывается?

- О духовности наших северных святых мы и с амвона говорим, и в воскресной школе, и на собеседованиях. Каждую пятницу принимаем тех, кто желает покреститься, и на огласительных беседах в том числе рассказываем о монастыре, о преподобном Антонии Сийском. Ещё проводим как бы общеприходские собрания - в летнюю пору после воскресных служб ставим столы на лужайке перед храмом, кипятим самовар и общаемся, в том числе люди спрашивают про Север. Ну и литература, конечно, в нашем киоске есть, и книги, и монастырская газета «Духовный сеятель».

...Заходим в церковь. Прикладываюсь к иконе преподобного Антония. Затем настоятель показывает, как приход готовится к зиме: установлен отопительный котёл, утепляются полы.

- Здесь островок Русского Севера, и хотелось бы, чтобы приезжали к нам паломники с Архангельской земли нашей, - говорит настоятель. - А когда новый храм возводить начнём, то и рабочие руки могут понадобиться. Всегда будем рады - разместим, накормим.

- А где жить?

- Можно расположиться на подворье, у нас есть раскладушки. Также приезжих мы размещаем на постой у наших прихожан, с этим проблем нет. Только нужно заранее созвониться: 8 (921) 873-98-06 (сотовый), 8 (812) 557-34-76 (городской).

Михаил СИЗОВ
Фото автора

http://www.rusvera.mrezha.ru/691/3.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Сизов
Все статьи Михаил Сизов
Новости Москвы
«Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо»
В общемосковском крестном ходе приняли участие не менее четырёхсот тысяч человек
12.09.2025
Любовью и единением спасёмся…
Заметки крестоходца о московском крестном ходе
12.09.2025
Очередное убийство русского парня
Когда же наступит конец миграционному беспределу?!
27.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.09.2025 09:57
Когда Конституционный Суд не указ…
Новый комментарий от Калужанин
18.09.2025 09:42
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
18.09.2025 08:30
Двойные стандарты Бориса Корчевникова
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
18.09.2025 08:16
Россия на распутье
Новый комментарий от С. Югов
18.09.2025 07:20
Мощи Киево-Печерских святых переправят в Британию?
Новый комментарий от Апографъ
18.09.2025 04:08
Какие сионисты, какой Хабад?
Новый комментарий от Vladislav
17.09.2025 22:20