Еще 21 июля 2009 г. Президент Российской Федерации принял решение о создании в Вооруженных Силах России института военного духовенства. Это решение было инициировано коллективным обращением членов Межрелигиозного совета России, которое подписали Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и главы всех традиционных конфессий России. С тех пор мы уже привыкли к присутствию штатных священнослужителей в армии. Начальник Управления по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации Борис Михайлович Лукичев рассказал "Религаре" о том, какова специфика священнического служения в войсковой части и почему потребность армии в священнослужителях продолжает возрастать.
Пока готовилось это интервью, пришло известие о том, что Борис Михайлович покинул пост начальника Управления по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации. Так что это его "крайнее" (как говорят военные) интервью в этой должности. Но не последнее, поскольку Борис Михайлович несомненно продолжит своё служение Родине и Церкви, где бы он не находился.
- Борис Михайлович, почему потребность армии в духовенстве сейчас столь высока?
- Я бы сказал так: даже выше, чем в светской части общества.
Дело в том, что в армии абсолютно все - верующие и неверующие, православные и неправославные - попадают в особую ситуацию, которая не сравнима с жизнью на гражданке. Занятия боевой подготовкой, боевые дежурства, выполнение специфических задач в дальних походах кораблей и полетах - все это создает особый климат, далеко не для всех комфортный. При этом более остро встают перед человеком насущные мировоззренческие проблемы. Люди по-новому задумываются о смысле жизни, о своих убеждениях, о вере. В сложных условиях военной службы и тем более в минуты опасности военнослужащие часто ищут духовную опору, защиту, утешение и, естественно, "вспоминают" о Боге. Поэтому военнослужащие часто более религиозны, чем гражданские лица.
Наверное, для многих важно решить внутреннюю проблему: можно, ли защищая кого-то, поднять руку на противника?
- Да, конечно. Вопрос предназначения один из главных. В обязанности военного входят защита Родины, принуждение противника к прекращению военных действий, нанесение ему физического ущерба, включая убийство. Эти вопросы остры, бескомпромиссны. А для молодого солдата могут быть неразрешимы. И кто как не священник ответит на них? Так что не только опасность и стресс требуют присутствия священника, но и морально-нравственные моменты.
- Что делает военный священник в первую очередь?
- Например, он может дать возможность и помочь военнослужащим помолиться перед боем. Это особенно важно для тех, чья служба связана с повышенной опасностью, например, для летчиков, моряков, ракетчиков, военнослужащих специальных войск . С другой стороны, духовно опытный пастырь может помочь решить какие-то житейские вопросы. А еще священник помогает адаптироваться в коллективе новым солдатам, может подсказать, как правильно себя вести. Он во многом позитивно влияет на формирование здоровой нравственной да и психологической атмосферы в армейском коллективе.
- А как насчет офицеров?
- Разумеется, религиозные потребности, нравственные и психологические проблемы встречаются у военнослужащих всех категорий от рядового до генерала. На командирах, например, лежит большая ответственность, они постоянно испытывают стрессовые нагрузки. Естественно возникает необходимость в духовной поддержке. Священник нужен и для гражданских служащих, которых в воинских частях тоже немало.
- Священник в армии является нравственным ориентиром? Для солдата важна возможность не только исповедоваться, но и просто поговорить?
- Формально мы действительно делим обязанности военного священника на две части. Попутно замечу, речь идет не о капелланах, то есть военнообязанных, которые имеют воинское звание. В Вооруженных Силах России священник просто прикомандирован к воинской части и трудится как гражданский персонал. В воскресения (а у мусульман в пятницу) и в дни церковных праздников он открывает храм, часовню или молитвенную комнату и совершает богослужение, исповедует и причащает желающих. Все на добровольной основе, ибо сказано: невольник не богомольник. Это одна сторона дела. Другая связана с тем, что он занимается духовным просвещением и нравственным воспитанием личного состава воинской части, чем способствует поддержанию морально-психологического состояния личного состава на уровне обеспечивающем выполнение задач по предназначению.
- Что подразумевается под духовным просвещением?
- Это рассказ о традиционных для России религиях, об истории взаимодействия религии и армии в интересах защиты Отечества. Бывает возникают вопросы о новых деструктивных псевдорелигиозных образованиях, которые отрицательно относятся к военной службе.
В силу своего пастырского и житейского опыта священник, как правило, хорошо понимает солдат, может помочь в разрешении возникающих проблем. Порой батюшке достаточно одного взгляда на человека, чтобы понять, в какой именно помощи он нуждается. Сколько случаев суицидального настроения удается блокировать нашим батюшкам! Молодым в армии вообще нужны поддержка и внимание, поскольку у командиров порой не хватает времени дойти до каждого подчиненного. Священник - тот, кто готов уделить внимание каждому и определить, кто особенно нуждается в помощи и поддержке.
- Могли бы вы привести примеры?
- Большая часть военнослужащих нашей армии - православные, поэтому в войсковой части обычно присутствует именно православный священник. Однако среди военнослужащих 10 - 12 процентов мусульмане. Как известно в армии нередко проводятся обряды крещения, что неудивительно. И вот однажды, когда православный священник после крещения раздавал солдатам крестики, ребята-мусульмане стали просить : "А нам, батюшка, пожалуйста, тоже дай на цепочке полумесяцы, и обязательно серебряные". Другой пример: бывает, что молодой солдат, называющий себя мусульманином, отказывается, например, мыть пол, или выполнять иную подобную работу. Говорят: "Это женская работа, мне Коран запрещает это делать". Но грамотный священник ему в ответ: "Коран велит тебе жить в чистоте и уважать тех, кто рядом". И приводит соответствующие аяты из Корана. Очевидно, что такие случаи - просто попытки таким уклониться от обязательной для всех военнослужащих работы. На поверку оказывается, что такой "правоверный" и Коран-то в руки никогда не брал.
В то же время мы имеем много примеров, когда именно православные священники организовывали для военнослужащих-мусульман посещение мечети в дни значимых исламских праздников. Так было на авиационной базе в Канте, в Екатеринбурге. Накануне Парада Победы 7 мая было организовано посещение православными солдатами из числа участников парада Храма Христа Спасителя, а мусульмане в этот день молились и в мечети на Поклонной горе. Кстати говоря, это мемориальная мечеть, которая была построена в память о погибших в годы Великой Отечественной войны солдатах. После молитвы была совместная с имамом беседа и чаепитие. Это очень сближает.
В Забакайлье другой пример. Здесь в войсках служит значительное количество военнослужащих, исповедующих буддизм. В связи с этим решением Министра обороны в войсковом соединении на границе с Монголией назначен помощником командира по работе с верующими военнослужащими штатный буддистский священнослужитель - лама Батымункуев. Это молодой грамотный, определенно современный человек, он помогает и военнослужащим другого вероисповедания.
- Каковы критерии отбора военных священников?
- Мы стараемся брать тех, кто имеет армейский и пастырский опыт. Важно также, чтобы священник был готов и мог работать со всеми - от солдата до генерала - и стать для них духовным авторитетом. Необходима готовность помогать людям других вероисповеданий, доброжелательный настрой по отношению к ним. На базе Военного университета мы учим вновь назначенных штатных армейских священников. А еще каждый год проводятся военные сборы в разных городах - Москве, Ростове, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Когда священники собираются из разных мест и разных родов войск - с Черноморского и Тихоокеанского флотов, из ракетных войск, из десантных, - они обмениваются бесценным опытом. Конечно, их сближают совместные богослужения, которые традиционно служатся на этих сборах. Разъезжаясь потом по местам постоянного служения, батюшки поддерживают связь друг с другом по телефону и интернету.
- Кто из священнослужителей стал первым штатным помощником командира по работе с верующими военнослужащими?
- Начало традиции было положено на Черноморском флоте. Первым назначенцем был протоиерей Александр Бондаренко, бывшим подполковник, а ныне - помощник командующего флота по работе с верующими военнослужащими.
Как идет формирование института войскового и флотского священства?
Идет плановое комплектование соединений, заграничных баз и ВУЗов в соответствии с поручением Президента РФ. В настоящее время в восках и на флотах работают 93 штатных священнослужителя, в том числе два мусульманина и один - буддист, о котором говорилось, остальные - православные. Но это только 40 процентов штат, то есть впереди еще много работы.
Что еще характерно для деятельности священнослужителей?
Священники работают не только на "зимних квартирах", но и выходят с воинскими частями на учения, участвуют в дальних походах кораблей. В частности на учениях "Запад - 2013", которые прошли 20 - 26 сентября в полевых условиях на учебных точках были развернуты мобильные пункты работы с верующими, по сути - соответственно оборудованные передвижные храмы. Причем, не только православные, но и походная мечеть.
Армия идет в ногу со временем, роль религиозного фактора возрастает. В связи с этим кроме личной религиозности личного состава, мы занимаемся анализом религиозной ситуации в местах дислокации войск и влияния этих факторов на выполнение задач по предназначению.
- Есть тревожные моменты?
- Да. Они связаны с проявлениями в некоторых регионах идеологии ваххабизма и религиозного экстремизма. Они могут в определенных условиях оказывать отрицательное влияние на обстановку в местах дислокации войск и на выполнение поставленных задач, мы обязаны это учитывать. Это новые задачи для органов по работе с верующими военнослужащими да и для Вооруженных Сил в целом. Такого не было ни в царское, ни в советское время.
- Моральный климат с приходом священников в части улучшается? Я о дедовщине прежде всего.
- Невозможно с приходом священнослужителя в воинское соединение одномоментно получить положительный эффект, особенно в вопросах поддержания воинской дисциплины. Но мы видим на примерах бригады управления объединения в Западном военном округе, авиационной базы в Челябинске, бригады химической защиты Центрального военного округа и некоторых других, что постепенно, обстановка меняется к лучшему. Особенно заметно влияние священнослужителя на нравственный климат в воинском коллективе. Например, я знаю случай, когда утреннем разводе священник встал рядом с командиром, и в его присутствии обычно острый на язык военачальник уже не смог использовать ненормативную лексику. Он потом говорил: " У меня язык не поворачивался ругаться, я же видел перед глазами крест..." Само присутствие священника в облачении удерживало от оскорбления подчиненных!
А высокая нравственность, основанная на традиции и на вере, может быть, наиболее важное качество, которое всегда отличало российского защитника Отечества.
1. в этом все