Причины и возможные пути преодоления непонимания некоторыми богословами трезвенного движения в Русской Православной Церкви

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
240
Время на чтение 3 минуты

 Протоиерей Евгений Пейков. Причины и возможные пути преодоления непонимания некоторыми богословами трезвенного движения в Русской Православной Церкви Алкоголизация в странах, народы которых составляют паству Русской Православной Церкви, в последние годы достигла небывалого размаха. 

 

   Эта катастрофическая ситуация не может оставить в стороне пастырей и верных чад Церкви, активно начавших возрождение православных обществ трезвения. Их деятельность приносит безусловную пользу и дает многим людям возможность стать на путь трезвой жизни.

 

    Казалось бы, такое начинание в то время, когда государство пустило алкогольный вопрос на самотек, нужно только лелеять и приветствовать, но все же довольно громко звучат внутри Церкви голоса, настороженно указывающие на якобы несоответствие целей и задач обществ трезвения учению Православной Церкви. 

 

   Яркий пример тому развернувшаяся на страницах Интернета полемика между проф. А.Л. Дворкиным, справедливо заметившим неправославные моменты в творчестве проф. В.Г. Жданова, и некоторыми православными трезвенниками, обвинившими первого профессора в пропаганде алкоголизма.

 

   Возможно оба ученых перегнули палку, но все же их полемика, как и они сами, к деятельности нашего общества не имеет никого отношения.) Часто непонимание вызвано, прежде всего, нежеланием ознакомиться с объективной информацией о трезвении, но, отчасти и нашими ошибками, поспешными и недоказанными утверждениями, вроде того, что абсолютная трезвость, как полное воздержание от вина, было присуще древним христианам, что «вино» -это сок.

 

    Многих смущает сближение с некоторыми активистами светского трезвенного движения, деятельность которых действительно в некоторых моментах противоречит учению Церкви.

 

   Противники трезвения правы в том, что в Библии нет учения об абсолютной трезвости, и попытки вывести из нее это только вызывают шквал справедливой критики и дискредитируют саму идею православного трезвенного движения.

   На мой взгляд, идея современного трезвенного движения может быть построена на принципах, некоторые тезисы которых я попытаюсь высказать:

 

- Необходимо различать богословское учение Церкви, незыблемое и неизменяемое во все времена, и формы ее внешнего существования в различных социальных средах, которые могут меняться. Например, формы церковно- государственных взаимоотношений. Они менялись от гонений до симфонии, и наоборот. К изменяемым формам жизни Церкви относятся и миссионерские методы. Апостол Павел, обращаясь к древним грекам, использовал цитаты древнегреческих философов, сегодня диакон Андрей Кураев в беседах с молодежью цитирует не Аристотеля и Платона, а Кинчева и Шевчука.

- Позиция, занимаемая нами в отношении возможности или запрета на употребление спиртного, ни в коем случае не является вопросом догматическим, а является вопросом внешней формы духовной жизни православных христиан. Следовательно, решение этого вопроса лежит не в области Священного Писания, и даже не в сфере исторических исследований: «что и как пили древние христиане». Множество попыток изучить эти вопросы показали, что всегда было две точки зрения, одни святые писали, что изредка можно употреблять немного вина, не до опьянения, другие не рекомендовали это вовсе. Все зависело от обстановки и самого человека. Занять твердую антиалкогольную позицию вынуждает нас не догматика и вероучение, а обстановка в сегодняшнем обществе, состояние современных людей, а также множество соблазнов, исходящих от нетрезвых членов Церкви.

- В то же время у каждого христианина сохраняется свобода выбора в вопросе о возможности умеренного употребления вина, и никто не вправе входящего в Церковь человека принуждать еще и к этому подвигу, если он не готов его принять по своей воле. Люди, чувствующие свою ответственность за миссию Церкви в обществе, не должны оставаться в стороне от вопроса трезвения, особенно священники, так как на нас направлены пристальные взгляды многих людей.

- Не следует смешивать проповедь трезвения с любыми спорными политическими, медицинскими и другими теориями, популярными в среде светских трезвеннических обществ, не копировать их методы, а заняться изучением и возрождением положительного опыта работы православных обществ трезвения, имевших огромное влияние на общество в начале XX века.

 

 

Протоиерей Евгений Пейков, член Донбасского православного общества "Трезвение"

http://trezvenie.org/literature/author/full/&id=9637

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
Убого, двусмысленно и лицемерно
Новый комментарий от Константин В.
15.07.2025 20:36
Кому доверить чистки?
Новый комментарий от Vladislav
15.07.2025 20:11
Фарисейство, а не честная дискуссия
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.07.2025 18:40
«Мумия» – отвратительный фильм!
Новый комментарий от sergsmirn
15.07.2025 18:31
«Шахматист»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.07.2025 18:30
Коммунизм и революция – вовсе не слова-синонимы
Новый комментарий от С. Югов
15.07.2025 17:53