Несколько лет назад в актовом зале 206-й школы, что находится на Фонтанке неподалеку от Щербакова переулка, произошел курьезный случай: во время праздника не в меру активный первоклассник буквально влетел головой в стоявший с незапамятных времен на сцене огромный портрет Ленина. Холст порвался. Даже не то что порвался: из портрета выпал целый кусок.
Ситуацию надо было срочно спасать. Пришлось задрапировать поврежденное место темной материей, а директор школы Татьяна Бачурина обратилась за помощью к знакомому реставратору из Русского музея. И вот тут начались настоящие чудеса. Реставратор заинтересовалась куском портрета, отнесла его в мастерскую, стала изучать...
Изумлению не было предела: на обратной стороне портрета вождя мировой революции под слоем краски оказалось изображение... сапога. И, как верно предположили, - кого-то из императоров. Сначала думали, что Александра II, при котором было основано Петровское коммерческое училище - предшественник 206-й школы. Но когда нашли дореволюционные фотографии, все встало на свои места: актовый зал, как и положено тому быть, украшал портрет «ныне благополучно царствующего» государя императора Николая II.
- Наше учебное заведение, основанное в 1880 году, находилось под покровительством дома Романовых, - говорит руководитель музея школы № 206 Светлана Пасынкова. - После революции в актовом зале решили поместить портрет нового главы государства. Эту работу в 1924 году поручили известному художнику Владиславу Измайловичу, который кроме всего прочего был преподавателем нашей школы и до революции, и после нее.
Что же делает Измайлович? Он не уничтожает портрет Николая II, а переворачивает холст и на обратной стороне изображает Ленина. Причем на фоне Петропавловского собора и великокняжеской усыпальницы, что было очень необычно: как правило, вождя изображали на фоне рабочих и крестьян. Кстати, потом, чтобы придать картине более пролетарский характер, пририсовали пятиконечную звезду над Иоанновскими воротами и красные флаги над городом. А образ Николая II на долгие годы оказался скрыт под слоем специальной краски. Долгие годы это было абсолютной тайной для всех.
- Догадка о «потайном» портрете подтвердилась, когда весной нынешнего года огромный холст размером три на четыре метра, в тяжеленной раме, с огромным трудом сняли со своего места, на котором он провисел многие десятки лет, - рассказала Светлана Пасынкова. - Полотно отвезли в реставрационные мастерские Академии имени Штиглица, бывшего Мухинского училища. И случилось чудо: на обратной стороне портрета сквозь слой потрескавшейся краски явственно стал проступать лик императора.
Исследования картины в ультрафиолетовых,
инфракрасных и рентгеновских лучах подтвердили, что на обороте портрета
Ленина - изображение Николая II.
- Это как две стороны одной медали - удивительный символ ХХ века, -
считает Пасынкова. - На одном холсте - две ключевые исторические
персоны, сотворившие время и изменившие его. Историческое пространство
Петербурга открыло одну из тайн давно ушедших событий и людей. По
стечению каких-то неведомых обстоятельств это произошло именно в год
400-летия дома Романовых...
В нижней части портрета императора в инфракрасных лучах прочитался автограф живописца и год создания работы. Художник Илья Савич Галкин создал картину в 1896 году, когда происходила коронация последнего царя (и, напомним, печально знаменитая Ходынка!). Нельзя сказать, что Галкин - художник неизвестный: его произведения хранятся ныне в собрании Русского музея и в других галереях России.
Галкин был старше царя на восемь лет. Судьба у художника удивительная: он был родом из бедной семьи Петербургской губернии. Мальчиком его отдали в учение сапожнику, у которого тот в свободное время начал рисовать. Один из заказчиков сапожника обратил внимание на способности талантливого ребенка и устроил его в рисовальную школу при Обществе поощрения художников.
Страстью Галкина были охотничьи сюжеты. А с 1894 года он стал вхож к царскому двору, где ему поручили делать портреты членов императорской фамилии. Он запечатлел Николая II, Александру Федоровну и великих князей. Эта работа принесла Галкину не только моральное удовлетворение, но и материальный достаток. Уже в 1899 году он купил имение в Тверской губернии, где устроил мастерскую. Вспоминают, что он был очень хлебосольным хозяином. Умер Галкин за два года до революции...
Как отмечает профессор кафедры живописи и реставрации Художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица Татьяна Поцелуева, которая руководит реставрацией картины Галкина, это произведение мастера было совершенно не известно. Работой будет также заниматься ее ассистент - недавняя выпускница академии Мария Игнатьева.
- История очень интересная и загадочная, - говорит Татьяна Поцелуева. - Мы изучили краски на полотне и пришли к выводу, что, хотя портрет Ленина датирован 1924 годом, изображение царя «спрятали» гораздо раньше - скорее всего, после Февральской революции. Причем замазали водорастворимой краской, а под ней - практически неповрежденный портрет царя. Толстый слой лака спас картину. Кстати, удивительный факт - на рентгеновском снимке изображения практически совпали: получилось так, что Ленин и Николай - голова к голове. Из-под кепки Ленина просвечивает лицо Николая.
Те, кто закрасил изображение царя (возможно, к этому приложил руку тот же художник Измайлович), на самом деле спасли картину. Кстати, на той стороне холста, где портрет царя, видны заплатки, все они - на уровне человеческого роста. Не исключено, что после революции картину могли колоть штыками.
По словам Татьяны Поцелуевой, для нее работа над образом последнего царя - как некий знак. Несколько лет назад она изготавливала копию портрета Николая II работы Липгарта для Президентской библиотеки.
- Новая работа с портретом Николая II - творческий подарок, - признается Татьяна Леонидовна. - Я вообще считаю, что все, что приходит к нам, - не случайно.
Реставрация полотна займет до двух лет. Работа проводится по решению реставрационного совета, в который входят реставраторы высшей категории из Эрмитажа и Русского музея.
- Мы ставим задачу не только восстановить портрет Николая II, но и отреставрировать портрет Ленина, - говорит Поцелуева. - Оба портрета останутся на одном холсте, чтобы картину можно было показывать одновременно с двух сторон. Будет отреставрирована и рама: мы хотим восстановить ее в первозданном виде. К этой работе будут привлечены студенты. Кстати, рама оказалась со следами настоящей позолоты, сохранившейся под слоем бронзовой краски.
После окончания реставрации портрет вернется на свое историческое место - в актовый зал 206-й школы. Правда, какой стороной его повернут к людям, пока еще не решили...
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА