Русские православные патриоты носятся с Александром Лукашенко как с писаной торбой. Очень уж они любят приводить его в пример как охранителя религиозных ценностей. На самом деле это глубочайшее заблуждение.
Накануне празднования 1025-летия Крещения Руси Лукашенко потребовал у Русской Православной Церкви "модернизировать" православие, заявив, что службы и проповеди у нас неприлично долгие и непонятные.
За последние пятнадцать лет я неоднократно бывал в Белоруссии. Много общался с православными, которые настроены пророссийски. Встречался с православными белорусами-националистами. Говорил с униатами и латинянами, выясняя, какие религиозные направления поддерживает оппозиция, а какие - действующий президент. И, к некоторому своему удивлению, особой разницы не обнаружил. Уже тогда мне стало абсолютно ясно, что Лукашенко - никакой не защитник православия. Чуть только заколеблется политический флюгер - и он открыто повернёт в сторону Рима.
![]() |
Активную прокатолическую политику Лукашенко начал вести лет 5-6 назад, вот только в России почему-то долго не обращали на это внимания. А напрасно.
Сегодня позиции Лукашенко в области религиозной политики неожиданно получили четкую артикуляцию. И одной иллюзией стало меньше.
Разумеется, настойчивые предложения перевести православную службу на современный русский язык, а время богослужения сокращать, довольно нелепы. Тем более что мотивирует Лукашенко свои горячие пожелания некими "требованиями времени", непонятно кем и с какой целью сформулированными, но которые сам Александр Григорьевич как бы медиумически нам транслирует. В тренде категорического императива секуляризма.
В сущности, "батька" говорит абсолютно то же самое, что в России говорят антицерковные либералы. Нет сомнений - и он, и они черпают из одного источника.
Не берусь сказать точно, почему заявление президента Лукашенко прозвучало именно сегодня, а не год назад. Но, по всей видимости, празднование 1025-летия Крещения Руси сыграло здесь не последнюю роль. Ведь это мероприятие только на первый взгляд предсказуемое и официально-триумфальное. На самом же деле "1025" - символическая дата. На её фоне многое, что было раньше не так очевидно, проявляется гораздо ярче.
![]() |
Вот только нет ли со стороны белорусского лидера стремления быть святее самого Папы Римского?
На месте Франциска I я бы очень внимательно посмотрел на действия Ватикана в Белоруссии. И трижды подумал бы о том, стоит ли продолжать здесь политику, которую начали его предшественники.
Дело в том, что Белоруссия - моноэтническое государство. Здесь нет Кавказа, Татарстана, Тувы. И разыграть в целях дестабилизации страны национальную карту, как это делается "партнёрами" в России, практически невозможно. Единственное, посредством чего можно попытаться расколоть белорусский народ - это именно межконфессиональная рознь.
То, что происходит в стране в последнее время - безусловные шаги в данном направлении. Очень опасные шаги. Безрадостный финал такой политики можно предсказать уже сейчас. Дело кончится серьезным противостоянием. В Витебске, Полоцке, Орше начнёт литься кровь.
Поэтому "батька Лукашенко", какие бы необоснованные надежды ни возлагали на него наши православные патриоты, вряд ли их оправдает. Его действия укладываются в отчетливый вектор католизации православной Белоруссии. Последним шагом в этой политике станет перенесение мощей (части мощей?) Иософата Кунцевича из Рима в Витебск. Не секрет, что такое прошение давно уже лежит на столах Понтифика и белорусского лидера. Положительная резолюция на этом прошении станет началом гражданской войны в Белоруссии, не менее кровавой, чем во времена униатского архиепископа Полоцкого и Витебского Иософата Кунцевича и патриарха Константинопольского Феофана.
А между тем, папа Франциск на днях заявил в Рио-де-Жанейро, что призывает молодежь выходить на улицы и сопротивляться глобализму, навязыванию обществу культа содомии, защищать традиционные ценности, прислушиваться к мнению старших.
Призыв сопротивляться греху, агрессивной секуляризации, призыв к бескровному бунту - все это хорошо. Папа Франциск хочет, чтобы молодежь встала на защиту Церкви. Надо, чтобы и в России молодежь защищала Церковь своих отцов, что, конечно, ведет к определённому политическому напряжению между народом и властью. Но тот конфликт, который может разгореться в Белоруссии - это, увы, конфликт совершенно другого характера. Это будет противостояние не христиан и их гонителей, а христиан между собой - православных и католиков. На самом деле нам с католиками сегодня необходимо солидаризироваться, чтобы совместно дать отпор происходящему в Европе. Например, всему тому, что творит Олланд во Франции. В этом важнейшем вопросе РПЦ оказывает католикам поддержку, о чём неоднократно говорил Патриарх Кирилл.
И в этот самый момент в Белоруссии стремятся стравить католиков и православных между собой. Иначе как предательством общего дела такие действия трудно назвать.