Пустыня цивилизационного отчуждения

Проект "Запад: и не друг, и не враг, а как?"

Новости Москвы 
0
224
Время на чтение 4 минуты

В 1993 г. я приехал в Бельгию, в город Брюгге, чтобы пройти курс обучения в расположенном там Европейском Колледже.

Мне исполнилось 24 года, по политическим убеждениям я был умеренным западником, а религиозных убеждений не имел вовсе.

Вернулся я из Европы убежденным патриотом-государственником и вскоре крестился в Храме Знамения иконы Божьей Матери в Кунцеве. Несколько лет, проведенных вдали от России, не сделали меня ненавистником Запада, но полностью избавили от иллюзий. Россия моим товарищам по Колледжу представлялась, цитируя одного из них, «огромным темным пространством на Востоке, непонятным, аморфным, чуждым». Не врагом, нет. Но некоей непостижимой инопланетной цивилизацией.

Разумеется, с годами эта «непостижимость» России (связанная, полагаю, с мифом о «загадочной русской душе» и окончательно зафиксированная в годы «железного занавеса») постепенно сдавала свои позиции. Terra Rusica уже не выглядела в глазах европейцев и американцев иной планетой: обычная периферийная цивилизация, каких много. Потом изменилась геополитическая ситуация, Россия усилилась как углеводородная держава; трубопроводы, по которым газ и нефть текли на Запад, накрепко привязали к ней Европу, вызывая в европейцах обидное ощущение зависимости. Тогда поднялась новая волна русофобии: Россию стало модно презирать, считать ошибкой исторического прогресса и даже «прорехой на человечестве». Лишь одно все время оставалось неизменным: ощущение чуждости.

Среди примет этой чуждости: другой алфавит, воспринимающийся едва ли не как иероглифика. Другая ментальность, в том числе политическая. И - что очень важно - другая религия.

Православие, с точки зрения среднего западного человека, религия крайне экзотичная. Не ересь, конечно (хотя некоторые католики, пожалуй, скажут, что ересь), но и не респектабельная деноминация, вроде баптизма. И при этом крайне значимый маркер, отделяющий православный мир от мира западного.

В одной из поездок, организованных Европейской Комиссией, мне пришлось вести важные переговоры с чиновниками разных национальностей. Среди них был некий грек, от которого зависело распределение довольно значительных грантов. И вот после моей беседы с этим греком кто-то из еврочиновников (кажется, француз) с некоторым оттенком зависти произнес: «ну, эти ортодоксы всегда между собой договорятся».

Брюгге, Бельгия.

Фундамент католицизма - Рим, престол Петра, суровое средневековье. Основа протестантизма - крепнущая буржуазия, усердные торговцы и ремесленники, тяжким трудом сколачивавшие первоначальный капитал и не желавшие делиться кровно заработанным с бездельниками в сутанах. Все это - Запад. А корни православия в представлении западного человека - Византия, Восток, азиатская развращающая роскошь. Совсем не случайно жрецы Илиона в голливудском блокбастере «Троя» подозрительно напоминают византийских священников в парадном облачении. Здесь проходит черта: Запад - это ахейцы, Микены, Афины, Рим, Лондон, Нью-Йорк; Восток - троянцы, персы, Византия, Русь, Москва.

Впрочем, черта эта проведена лишь в сознании западных интеллектуалов, имеющих некоторое представление об истории Старого Света. У массового сознания другие мифы. Для среднего американца, в принципе более терпимого к религиозному многообразию, Россия долгое время была страной воинствующих безбожников, страной, где рушили храмы и ссылали в Сибирь священников. Любое отклонение от этого шаблона воспринимается как шок.

Суммируя, получаем неутешительный результат: для Запада мы страна либо не слишком христианская, либо вообще не христианская. Более того: укрепление позиций Православия в России после 1991 г. не воспринимается на Западе как позитивная тенденция. С точки зрения западных политиков и медиа, речь идет не о церковном возрождении, а об усилении позиций авторитарного государства, одной из опор которого является РПЦ.

Складывается парадоксальная ситуация: в то время, как в русском православном сознании Запад часто выступает синонимом бездуховности и кризиса христианства, для Запада Россия и вовсе находится вне христианского цивилизационного контекста. Между Западом и Россией лежит пустыня цивилизационного отчуждения, делающего нашу страну менее понятной для Запада, нежели даже существующий в принципиально другой культурной парадигме Китай.

Тут уместен вопрос - а зачем нужен нам такой Запад, считающий Россию досадным недоразумением, отклонением магистральной линии истории? Не унизительно ли доказывать, что мы тоже христиане? С какой, собственно, стати?

На этот вопрос можно ответить по-разному. Можно сделать акцент на чисто прагматических аспектах: контакты между группами элит, разделяющих схожие религиозные взгляды, гораздо эффективнее и плодотворнее. Шире возможности для дипломатии, больше потенциал экономического взаимодействия... Но это лишь одна сторона дела.

В последние десятилетия и Россия, и Запад подвергаются яростным атакам одних и тех же противников. Это и фундаменталистский ислам в его крайних формах, и воинствующее анти-христианство, под пестрыми масками которого прячется все тот же старый сатанизм.

В логике этой войны террористы, уничтожившие башни-близнецы на Манхэттене, еврочиновники, по инициативе которых из Конституции ЕС было изъято упоминание о христианстве, как об основе культурной идентичности Европы, юные идиотки в «балаклавах», устроившие «панк-молебен» в Храме Христа-Спасителя, и певица Мадонна, топчущая на сцене православный крест - находятся по одну сторону баррикад.

А все христиане - если понимать под этим словом тех, кто искренне верует в Иисуса Христа, а не «людей, не соединенных с христианством никаким духовным интересом», пользуясь выражением В.С. Соловьева - находятся по другую сторону.

По правую.

Христиане, к какой бы конкретной церкви или деноминации они не относились - перед лицом общего врага должны научиться преодолевать разделяющую их пустыню отчуждения. Иначе в этой войне - а она идет, не стоит обманывать себя тем, что мы имеем дело с разрозненными и не связанными между собой эпизодами - не победить.

Я не призываю к экуменизму и слиянию церквей. В годы Второй Мировой войны тоже не шла речь о том, чтобы войска союзников подчинялись маршалу Жукову или генералу Эйзенхауэру. Но это не помешало русским, американцам и англичанам объединить свои усилия для разгрома общего врага.

Не должно помешать и сейчас.


http://www.foma.ru/pustyinya-czivilizaczionnogo-otchuzhdeniya.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Кирилл Бенедиктов
Все статьи Кирилл Бенедиктов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28