Обитель на двоих

Кому принадлежит авторство проекта первоначальных зданий Александро-Невского монастыря

0
241
Время на чтение 4 минуты

В связи с 300-летием Александро-Невского монастыря в прессе появляются публикации, посвященные истории и архитектуре обители. В последнее время особое внимание привлекает Благовещенская церковь-усыпальница. При каждом упоминании о храме повторяют известные любителям петербургского прошлого слова о том, что церковь возведена по проекту Доменико Трезини.Александро-Невский монастырь с высоты птичьего полета. Гравюра по проектному рисунку Теодора Швертфегера.

Архитектор действительно руководил поначалу строительством монастыря и был автором его первого проекта, известного по гравюре, - одного из «малых видов», приложенных к панораме Санкт-Петербурга А. Зубова. По этому проекту и было начато в 1717 году строительство. К 1720 году церковь и два из трех «уступов»-корпусов, примыкающих к собору, были доведены до карниза.

В том году произошло важное событие. Руководителем строительства монастыря был назначен архитектор Теодор Швертфегер. Считается, что главной его заботой стало сооружение Троицкого собора. Проект Швертфегера хорошо известен, ведь сохранилась проектная модель храма. Однако заботы архитектора простирались на весь комплекс построек, на всю территорию монастыря и на градостроительную организацию прилегающей к нему обширной территории. Швертфегер разработал собственный проект монастыря, в котором общим с первоначальным проектом Трезини осталось только положение и объемы построек, готовых к 1720 году.

Сохранился подробный план всего комплекса с садами, скопированный с чертежей Швертфегера в 1740-е годы. Из авторской же графики до нас дошло великолепное гравированное изображение монастыря с птичьего полета, сделанное по проектному рисунку самого архитектора, который был отличным рисовальщиком. Изображение дает возможность оценить размах замысла. Но особая ценность гравюры состоит в том, что на ней можно рассмотреть архитектуру зданий монастыря.

Почему это важно? Дело в том, что сравнение проектов Трезини и Швертфегера показывает существенное расхождение предложений нового руководителя строительства с замыслом его предшественника. Они меняют характер архитектуры. Причем, как оказывается, реализован был именно проект Швертфегера с небольшими поправками, внесенными, по-видимому, им самим несколько позднее.

Можно было бы сказать, что Швертфегер существенно переработал проект Трезини, сделав фасады интереснее, богаче. Но действительность оказывается сложнее и неопределеннее. Зондажи стен показывают, что кладка велась с учетом того вида фасадов, который запечатлен на гравюре по рисунку Швертфегера. Но мы твердо знаем, что здания были построены до 1720 года. Получается, что «фасады Швертфегера» были задуманы и возводились до его назначения?

Этому есть два возможных объяснения. Автором измененных фасадов мог быть сам Трезини - тогда Швертфегер явился лишь техническим исполнителем его замысла. С другой стороны, можно предположить, что Швертфегер начал работать в монастыре еще до назначения руководителем строительства и мог переделать проект до возведения стен зданий.

Мог ли сам Трезини (конечно, по указанию Петра) переработать свой же проект? Опираясь на достоверные постройки архитектора, мы можем, хоть и не без колебаний, ответить утвердительно. Но больше сходства архитектура монастыря находит с проектом Швертфегера - училищным домом «Сад Петров», которым архитектор обратил на себя внимание царя в 1717 году. Учебное заведение нового для России типа под этим названием было задумано сподвижником Петра епископом Феофаном Прокоповичем. Идея была поддержана царем. В результате на свет явилось два архитектурных проекта комплекса. Первый выполнил Швертфегер, второй - итальянец Никола Микетти. Строительство училища, правда, так и не осуществилось, хотя идея даром не пропала. Способные юноши обучались на подворье Феофана за его счет.

Вполне допустимо предположение о следующем порядке событий. Известно, что Петр в октябре 1717 года в первый же день по возвращении из-за границы инспектировал строительство монастыря, в котором на то время были еще только заложены фундаменты. Именно тогда царь, на вкусы которого продолжительное заграничное путешествие оказало сильное воздействие, решает переработать проект монастырских зданий и поручает это дело Швертфегеру, который произвел на него благоприятное впечатление своим монастырским по сути проектом «Сада Петрова». Петр поручил архитектору творческую работу - сочинение чертежей, оставив за Трезини техническую и распорядительную стороны дела. После двухлетнего «испытательного срока» Швертфегер стал полновластным руководителем строительства. Подобная практика в Петербурге действительно существовала.

При таком ходе событий получает объяснение и та безболезненность для хода дела, с которой произошло назначение Швертфегера. В иных обстоятельствах перемена руководителя строительства в самый разгар сезона была чревата всяческими неурядицами. Но Швертфегер уже два года был в курсе всех дел и по проекту, и по строительству.

Свидетельством в пользу авторства Швертфегера является история конкурса на проект здания Двенадцати коллегий 1723 года. По его результатам Петр I решил оставить нижний этаж таким, каким он был запроектирован Трезини, но приказал строительство здания вести Швертфегеру, с тем чтобы верхние этажи были оформлены на манер понравившихся императору фасадов монастыря. Из непрямых формулировок документов можно понять, что именно Швертфегер был автором этих фасадов. Трезини пересказывал обращенное к нему приказание Петра: «...Первой апартамент с арками и галереей строить по моему (то есть Трезини) чертежу, а верхние апартаменты убрать, как лучше, и таким образом, как строение палатное во Александро-Невском монастыре».

В научных публикациях и в статье «Шедевр Швертфегера», опубликованной в разделе «Наследие» в июле прошлого года, опираясь на новые материалы и факты, я пытался привлечь внимание читателей к фигуре Швертфегера и его наследию. Дело не только в желании рассказать о полюбившемся историческом персонаже, а в истине. Она же в данном случае свидетельствует об ином, нежели зафиксировано в штампах петербурговедения, соотношении ролей архитекторов, причастных к проектированию зданий монастыря. Именно Швертфегера, а не Трезини мы с большими основаниями можем назвать автором проекта первоначальных зданий Александро-Невского монастыря.

Андрей УХНАЛЕВ, кандидат искусствоведения

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10298997@SV_Articles
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Ухналев
Все статьи Андрей Ухналев
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40