«Господь пасет мя и ничтоже мя лишит»

О конкурсе-фестивале рисунка и эссе

Новости Москвы 
0
305
Время на чтение 9 минут

Принято решение и уже разработан эскизный проект нового очень интересно задуманного храма Новомучеников и Исповедников Российских на Крови в Сретенском монастыре. Храм должен быть построен и освящен в феврале 2017 года.

Воспитанники ФКОУ В(С)ОШ ГУФСИН России по Красноярскому краю с иконой священномученика Димитрия Неровецкого (Апанского)
Воспитанники ФКОУ В(С)ОШ ГУФСИН России по Красноярскому краю с иконой священномученика Димитрия Неровецкого (Апанского)
Осенью прошлого года, когда шло обсуждение этой идеи в СМИ, возникло желание помогать такому очень важному делу, значимому не только для нашего Сретенского прихода. Но как помогать? Подумалось: посильным делом могло бы стать проведение детского конкурса-фестиваля рисунка и эссе, который будет проходить в это же время - в 2012-2017 годах. Он станет духовным храмом Новомученикам и Исповедникам Российским, который совместно будут созидать взрослые и дети. Участвуя в конкурсе, дети, подростки, юноши и девушки осмысляли бы конкретные, сложившиеся у каждого из них образы исповедничества и новомученичества. Это дало бы новый толчок к развитию детской души. Святитель Феофан Затворник писал: «Чего не сохранила память, того не вообразишь, о том и думать не станешь. Бывает, что мысли прямо рождаются из души, но и они тотчас облекаются в образ. Так что мыслительная сторона души вся есть образная». Поэтому очень важно создание у детей собственных представлений и образов.

Название конкурса пришло очень естественно: «Господь пасет мя и ничтоже мя лишит» - слова псалма 22, который знает и чувствует каждый православный человек. А девизом конкурса-фестиваля рисунка и эссе стали слова патриарха Тихона, сказанные им в конце его земной жизни как напутствие нам: «Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»

С единомышленниками повезло: несколько образовательных учреждений, с которыми я сотрудничала как руководитель опытно-экспериментальной площадки, откликнулись на мое предложение в экспериментальном режиме опробовать этот проект. Кроме того, есть уже и в Москве, и в регионах организации, которые готовы поддержать наш проект. Очень творчески и деятельно включился в это дело В.Н. Гороховатский, председатель Калужского отделения Императорского Православного Палестинского общества. Выразили готовность принять участие в нашем конкурсе гжельцы, хабаровчане, дом творчества подмосковного Красноармейска и многие другие организации. Не раз убеждалась: интересное, нужное дело собирает и объединяет творческих людей.

И вот совсем недавно, за несколько дней до праздника Торжества Православия, из города Канска Красноярского края получены первые отрадные результаты уже проводимой непосредственно с ребятами работы. Приведу достаточно большой отрывок из отзыва директора школы ФКОУ В(С) ОШ ГУФСИН России по Красноярскому краю Валентины Анатольевны Карапчук для того, чтобы было понятно, какая глубокая и содержательная работа с детьми выстраивается благодаря теме нашего конкурса: «Участие в конкурсе-фестивале "Господь пасет мя и ничтоже мя лишит", посвященном памяти святых исповедников и новомучеников Российских, конечно, было не случайным. Как только мы получили приглашение к участию, началась, можно так сказать, исследовательская работа. Задействованы в подготовке педагогический и ученический коллективы. Откликнулись наши партнеры: МОУ Браженская школа (это сельская школа с богатыми традициями духовно-нравственного воспитания), Канский морской кадетский корпус, Канский политехнический колледж, воскресная школа при Свято-Троицком соборе г. Канска.

Алексей К. Расстрел царской семьи в доме Ипатьева
Алексей К. Расстрел царской семьи в доме Ипатьева
У нас, к сожалению, нет в школе специалиста изобразительного искусства. Поэтому помочь воспитанникам с рисунками согласилась преподаватель Кадетского корпуса Репина Елена Владимировна - специалист, окончившая иконописную школу при подворье Оптинского монастыря. Оказал помощь и заведующий канцелярией Канского епархиального управления Дионисий Кирса (имеет специальное образование, преподавал в художественной школе). Задействовали библиотеку, интернет, проводили встречи с людьми, которые посвящали ребят в эту тему... Знакомство с документами, очерками, пробуждает нас к осмыслению этих событий. Творческая работа будет продолжаться». Вот так выстраивается работа по подготовке и проведению конкурса.

А особенно отрадно то, что в ходе этой поисковой, краеведческой работы, которой сопровождается конкурс, ребята и их взрослые товарищи и руководители узнают о местночтимых исповедниках. У меня была надежда и уверенность, что серьезная работа приведет к таким результатам, так оно и получилось. Об этом красноречиво говорит еще один отрывок: «Особенно значимым открытием считаем для себя знакомство с местночтимыми исповедниками. До глубины души потрясла история мученической кончины отца Димитрия Неровецкого, который был рукоположен епископом Енисейским и Красноярским 17 апреля 1916 года во иереи Никольской церкви села Апан Абанского района. День почитания священномученика Димитрия Неровецкого (Апанского) определен 23 июня, в день собора Сибирских святых. Поиски места захоронения святого Димитрия продолжаются». Вот такие, казалось бы - «побочные», результаты этого конкурса. Но в том-то и дело, что основная задача конкурса именно эта.

Напитанные и эмоционально, и информационно, ребята сделали рисунки и написали эссе. Особенно близким для них оказался образ святителя Луки. Вот отрывок из эссе Евгения М.: «В современное время мы только и слышим о богатстве и деньгах. Многие их ставят на первое место в жизни. Я не раз задавал себе вопрос: это ли главное и для меня? Но оказывается, можно прожить иначе - как святитель Лука. Он не разбогател на своем поприще, а помог десяткам тысяч людей. С особой теплотой я писал портрет - памятник на красноярской земле - архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)».

А вот как пишет о святителе Луке Дмитрий К.: «Почему они не отказались от своей веры, до последнего вдоха продолжали исповедовать Христа? Стоило тем людям только отказаться от своих религиозных убеждений, как сразу бы они стали жить вполне нормальной жизнью, без всяких угнетений. Одним из таких людей был архиепископ Лука Войно-Ясенецкий (в миру Валентин Феликсович), ныне прославляемый святой. Куда только ни ссылали архиепископа, он везде с усердием продолжал делать людям жизненно важные операции. Его бывшие ученики рассказывали чудеса об его удивительной хирургической технике. На его амбулаторные приемы больные шли непрерывным потоком. Много скорбей выпало на его долю, но он остался верен Богу.

Когда я рисовал портрет этого человека, я думал о том, что никогда не смог бы выдержать столько страданий и унижений, сколько перенес он. Я прошу у него помочь мне научиться прощать людей, понимать их, не совершать больше преступлений».

Думается, святитель Лука стал для современных ребят таким близким и понятным, потому что его подвижничество кажется возможным и для них тоже в их гражданской обыденной жизни. Евгений М. так пишет об этом: «До сих пор я знал и не сомневался, что служение Богу - это особая миссия человека, совершенно отделенная от обыденной и профессиональной деятельности. Но когда услышал рассказ об удивительных духовных подвигах святителя Луки, мое мнение изменилось».

Еще одна тема, которая интересует и трогает ребят, - это тема прощения. Вот как об этом размышляет Дмитрий Д.: «Я восхищен подвигом новомучеников, пытаюсь проникнуть и понять: в чем сила их духа? Но точно знаю: она не в физической силе, не в грубости и не в богатстве. Она в любви! Любви к Христу, в любви к ближним, в умении прощать. Я сам хочу научиться произносить слово "прости". Это самое трудное слово, но в нем всё: и любовь, и желание перемириться, понять что-либо и посоветовать. Это слово неземное, его дал нам все прощающий Господь». Вот таким простым и в то же время важным и даже философским размышлениям способствует тема нашего конкурса.

И еще: все, кто принял участие в подготовке конкурсных работ, - и взрослые, и школьники, начинают думать и находить ответы на задаваемые себе вопросы о своей судьбе и соотнесении ее с судьбой и историей России. Вот как смог выразить это в своем эссе Алексей К.: «Шаг за шагом мы возвращаемся к своим православным истокам, культуре, истории. Мы являемся частью наших предков, продолжением их мыслей, поступков, веры...»

Особое место занимают работы, посвященные гибели царской семьи. Алексей К. пишет: «Узнав о судьбе царской семьи, я был поражен их стойкостью, мужеством и тем, с каким достоинством приняли они свою мученическую смерть, хотя была возможность спастись... До последних минут своей жизни мученики молились не только за себя, но и за нас, всех тех, кто жил и будет жить в многострадальной России».

Ребята об этих событиях узнали не на уроках истории, так как при минимальном количестве часов, отведенных на историю в рамках школьной программы, просто невозможно серьезно остановиться на этой и других важных темах. И конкурс-фестиваль дает возможность не формально, а самостоятельно и серьезно узнать об этих событиях и усвоить их смысл и значение. Семен И., размышляя над судьбой царственных мучеников, так пишет об императрице Александре Федоровне: «Терпеливо она переносила все лишения, молясь о спасении. Ей пришлось принять смерть вместе с мужем и детьми. Нам нужно искать своего спасения в том положении, в которое нас поместило провидение, а не строить воздушных замков, воображая, как добродеятельны мы были бы в каком-то другом положении... К спасению нужно стремиться каждый день и каждый час. Работая над ее портретом, я тихо в душе прошу ее направить мою жизнь на правильный путь».

На этом примере видно, как литературная форма эссе позволяет одновременно описать факт, событие, человека и выразить свое личное переживание, сформировать свое отношение к описанному.

Сергей Г. Расстрел царской семьи
Сергей Г. Расстрел царской семьи
Завершая этот небольшой обзор, приведу почти целиком эссе еще одного участника конкурса Андрея М.: «Очень символично, что я начал выполнять свой рисунок 7 февраля. Оказывается, что в этот день Православная Церковь отмечает Собор новомучеников Российских.

Письма новомучеников - старые пожелтевшие листочки. Если их собрать все вместе, то получится письменное наследие для потомков. Даже одно единственное письмо позволяет ощутить характер и черты личности, почувствовать его голос. Пройдя тюрьмы и лагеря, эти люди погибли за веру. Страшные испытания не сломили их. С достойной простотой несли они своей крест до конца, подавая пример многим и являясь немым укором тоже для многих...

Я выбрал эту тему потому, что меня поразило то, о чем писали монахи своим близким из тюрем и лагерей. Как они успокаивали родственников, умоляли не беспокоиться. А как мужественно они переносили все тяготы. Их били, а они молились за тех, кто их бил, молились днями и ночами. Они отдавали свой скудный паек незнакомым им людям, а сами питались молитвами. Это были светлые люди.

Письма новомучеников наполнены добротой, заботой о ближнем. Вот строки одного из писем: "Да будет всегда с Вами помощь Божия, ограждающая Вас от зла, укрепляющая в добре, утверждающая в мудрости первоиерарха, ободряющая в избрании пути истины". Эти строчки как будто для меня написаны.

Я буду молиться, чтобы Господь помог мне избрать путь истины».

Духовное окормление этого конкурса-фестиваля в Канске осуществляют епископ Канский и Богучанский Филарет и священник храма святых Петра и Павла отец Евгений Разумный. Отец Евгений проводит в школе еженедельно занятия; ребята уже традиционно встречаются с воспитанниками воскресной школы Свято-Троицкого храма.

Сейчас принято ругать молодежь, ее меркантильность, распущенность, но часто ли взрослые говорят с детьми о главном и важном? И часто ли ведется интересный и в то же время серьезный, честный и доверительный диалог с детьми о нашей истории, о судьбах наших соотечественников? Как часто наши дети видят примеры истинных и одновременно простых, но не примитивных чувств и поступков? Вопросы, несомненно, риторические.

Слово «воспитание» образовано от существительного «питание». Воспитание - это постоянное напитывание, насыщение полезным, нужным растущего человека. И если продукты питания родители выбирают, как правило, придирчиво, то в области душевной, а тем более духовной нам всем нужно становиться тем более еще разборчивее. И питать наших детей истинными ценностями отношений и переживаний.

Будем надеяться, что конкурс-фестиваль «Господь пасет мя и ничтоже мя лишит» хотя бы отчасти восполнит духовный голод, даст много новых поводов к тихим и доверительным беседам о человеке, его душе и Духе.


http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60651.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
25.04.2024 12:39
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41