«Прости»

Игумен Игнатий (Бакаев) 
0
03.04.2013 115

Игумен Игнатий (Бакаев)О чём я хочу сказать? О том, чем я сильно болел в последнее время, то есть переживал.

Недавно прочитал я прихожанам после всенощной житие мученика Никифора Сирийского. Он жил в городе Антиохии и был очень дружен со священником Саприкием. По какой-то причине рассорились, и хотя Никифор умолял Саприкия о примирении, тот был неумолим. Когда в 257 году началось очередное гонение на христиан, Саприкия схватили и мучили, а Никифор, посещая прежнего друга в узах, слёзно просил о прощении. Саприкий, однако, был неумолим, и тогда Господь отнял у него мужество. Он отрёкся от Христа, а Никифор сказал гонителям: «Я христианин, меня мучайте». Его схватили и казнили.

...Потрясённый этим событием, я в раздумьях пошёл домой, в скит. Тем же вечером в гости ко мне заехал один иеромонах, мой старый знакомый, встречи с которым у нас обычно заканчивались - не знаю, как точно сказать - ссорой или распрей. Мы с ним познакомились давно и питали друг к другу большую симпатию. Он много моложе меня, спокойный человек, и как-то так мы сдружились. Помню, как вместе трудились, укладывая фундаментные блоки на даче одного из моих близких. Очень приятно было работать с этим человеком.

Но однажды вечером я встретил его на улице города в каком-то необычном состоянии. На лице была мука, какое-то страдание, он о чём-то тяжело размышлял. Позвал его к себе домой. «Мне в монастырь надо», - ответил собрат. «Ничего, - отвечаю, - монастырь без тебя никуда не денется, а тебе нужно отдохнуть». Только отдохнуть не получилось. Иеромонах всю ночь не спал, ворочался. Под утро говорю ему: «Ты, брат, расскажи, что с тобой, может легче станет». Он рассказал. Вижу, заблудился человек, принял ложь за правду, ну, знаете, как обычно бывает сегодня, когда ругают Церковь: то не так, это не так. И вот человек наслушался, мучается.

Я попытался его разубедить. И хотя говорил от всего сердца, у собрата моего это вызвало горячее неприятие. Он вскочил и с криками «тебя подкупили, тебя наняли» набросил куртку на голое тело и, бросив вещи, убежал. Это было в четыре часа утра, в феврале, на улице была пурга сильная. Я боялся, как бы с ним чего не случилось, как бы не замёрз, но через какое-то время получил от иеромонаха записку: «Прости меня, я был не прав».

Потом, когда я обживал скит в Максаковке, очень хотел, чтобы этот брат перебрался к нам, чтобы были мы вместе. Наконец он приехал, но в первую же ночь в разговоре оказалось, что мы очень разные. Я сказал: «Если ты православный, то я не православный. Но если я православный, то ты не православный. А значит, нам надо как-то сближаться». Когда утром я пошёл на службу, он уже стоял на остановке с вещами. «Не опаздывай, - говорю, - вечером баня, возвращайся». Но он так и не вернулся.

Правда, приезжает к нам часто, несколько раз в год, и мы принимаем его всегда как дорогого и родного человека. Служим по очереди литургию. Думаю, может, навсегда останется. Но нет. Через два-три дня тихой жизни он, рассерженный и обиженный, опять уходит от нас.

Как-то раз возвращаюсь со службы, смотрю: брат с котомками и сумками в калитку не может пролезть, но всё-таки вырвался и убежал. Спрашиваю у своих, что случилось. Оказывается, брат сказал: «С вашими молениями совсем дураком станешь». Мы, правда, очень много тогда молились, а потом поняли, что нам это не по силам.

Так вот, в канун св. Никифора Сирийского он снова приехал к нам в скит. Смотрим по телевизору программу «Время», где показали одного политика большого ранга. Брат, указывая на него пальцем, восклицает: «Вор! Если бы он не крал, то и никто бы не воровал». Я попытался возразить, мол, не спешит ли брат с выводами. Вспомнил, как в бытность свою директором леспромхоза не украл ни гвоздя, ни копейки, а вот среди подчинённых воров было немало. И что? Всё равно говорили, что и я краду. Нельзя верить слухам, не имея надёжных сведений. И снова началась у нас с собратом какая-то непонятная перепалка. Непонятная, потому что я ни на чём не настаивал, просто просил не торопиться с обвинениями, ошибка может выйти. А иеромонах быстро перешёл с политиков на священников, возмущаясь: «Строите себе дома, машины покупаете, а я не могу храм достроить. Послали меня, а денег не дали. А на что мне жить? Даже куртку себе купить не могу».

Последние слова меня сильно зацепили и обидели, подумалось: это упрёк мне, мол, заелся. Ведь я действительно купил себе куртку, впервые с тех пор, как стал священником. В сердцах рассказал, как носил много лет куртку и другие вещи покойного Егора, нашего одноногого прихожанина, переданные мне его родными. Куртка была хорошая, мягонькая, а вот из двух ботинок один был стоптанный, никудышный, другой - как новенький. И со штанами та же история. Одна штанина истёрханная, другая - будто только из магазина. Другой одежды не было, но и эту я носил с радостью.

Слово за слово, и я воскликнул: «Убирайся вон!» Хотя душа внутри мучилась и говорила мне: «Заткнись!» Она молилась, душа, чтобы брат не послушался меня, остался. И он вдруг твёрдо сказал: «Не уйду!» И отправился в свою комнату. А я начал убирать посуду, мыть её, успокаиваться. Когда иеромонах вернулся, подошёл ко мне со словами: «Прости, отец Игнатий, я лишнего сказал». Я ответил, что прощаю, но в памяти горели его слова: «Ты меня люто ненавидишь!» Ночь была бессонной, я всё никак не мог успокоиться. Утром предстояло служить литургию. Думал, брат придёт в храм, я у него попрошу прощения. Но его всё не было, пришлось начинать литургию с тяжёлым сердцем.

Потом стало легче, а когда брат всё-таки появился и встал у северных диаконских дверей, - ещё легче. Он стоял не шелохнувшись, со смирением и кротостью. Улучив момент, он сказал мне: «Прости меня, отец Игнатий». «Бог простит, - отвечаю, - и я прощаю, и ты меня прости». Это была одна из самых благодатных служб в моей жизни. Служили мученику Никифору, житие которого напоминало: «Надо прощать, ты не простишь - тебе Бог не простит». После службы обнялись с братом, и он сказал: «Как хорошо, что мы поссорились. У меня на душе легко стало, словно гной вышел».

...Трудно монаху в современном мире. Если представить храм как всю Церковь, то купола - это патриархи, архиереи. Крыша - архимандриты, стены - иереи, народ Божий, а вот монахи - это фундамент. Делание их невидимо, они, как и камни, в сырости и темноте пребывают, но без них всё бы рухнуло. Монашество - это жертвенность, которая ничто без умения прощать, и ничего более. Но как трудно идёт мы к пониманию этого.

Игумен ИГНАТИЙ (Бакаев)

http://rusvera.mrezha.ru/679/7.htm

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Игумен Игнатий (Бакаев)
Все статьи Игумен Игнатий (Бакаев)
Последние комментарии
Женская свобода ведёт к уничтожению нации
Новый комментарий от В.Р.
17.05.2021 21:04
Расстрел в Казани: плоды болонского просвещения
Новый комментарий от Константин В.
17.05.2021 20:50
Синодик русского духовенства, скончавшегося в период коронавируса
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.05.2021 20:20
Навальный – это только начало
Новый комментарий от Русский Сталинист
17.05.2021 19:38
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Наталия 2016
17.05.2021 19:23
Протоиерей Стеняев vs Дворкин: кто прав?
Новый комментарий от Русский танкист
17.05.2021 18:54
Сколько ещё ждать Донбассу?
Новый комментарий от Наталия 2016
17.05.2021 17:05