Пришёл солдат из армии, служим благодарственный молебен на дому. Вместе с нами молятся его дедушка, бабушка. Мы видимся не в первый раз, знаем друг друга лет пятнадцать. Правда, вместе провели лишь несколько часов, но при этом - родные люди.
Пытаюсь понять почему. Приходит мысль: наверное, дело в том, что я за них молюсь. Ведь родство - это преданность друг другу. Потребность в ней огромна, человек - беспомощен, когда он один. Но какой шаткой она бывает, когда людей связывают лишь кровные узы! Попробуйте найти семью, где не было бы отчуждения, глубоких обид друг на друга или, что ещё чаще, самого заурядного равнодушия.
Я призадумался и вспомнил, что у меня было как бы две жизни. Первая - та, которую я прожил до Церкви. Тогда я тоже верил в Бога, старался соблюдать десять заповедей ветхого человека. И был знаком с тысячами людей. Потом воцерковился, но из прошлой жизни рядом остался один лишь кум - Валерий Мамонтов. Сейчас рядом со мной снова тысячи людей, но теперь нас объединяет литургия, устремлённость к тому, чтобы исполнить заповеди Христовы: возлюби Бога, возлюби ближних - заповеди любви.
Что стало бы, если бы весь народ это осознал, соединившись в Церкви? Не было бы поддельных продуктов, руководители бы заботились о народе, а не о наживе, банки бы не драли высоких процентов, не стало бы иудиного греха - предательства. Но нет, это я слишком высоко взял, слаб человек. Но даже если бы сохранялась, скажем, коррупция, то никто не думал бы: «Ничего страшного», - люди бы сознавали, что совершают грех. И так во всём: натворив что-либо, мечтали об исправлении и с Божьей помощью искупали свою вину.
Что же мешает нам стать такой державой, где родство сильнее отчуждения? Смотрю на маленьких детей, они - святые. Но потом за их воспитание берутся родители-гордецы, которые заняты работой, а всё свободное время сидят в Интернете, убивая драгоценное время жизни.
Дальше дети направляются в детские сады... Как-то захотела со мной побеседовать воспитательница детского сада. Потом к нам присоединился один из прихожан, ему шестьдесят, очень грамотный, опытный в жизни человек. Но даже вдвоём нам было очень трудно дискутировать с этой воспитательницей. Она - речистая, самоуверенная, взгляды совершенно нехристианские. И подумалось, что её воспитанники вряд ли станут христианами. Она направит их к другим целям.
Но, может быть, школа сможет поправить дело?.. Приходит со мной поговорить педагог. У неё проблемы в семье, нелады с мужем. Спрашиваю: «Вы знаете, как погиб Иоанн Креститель?» Нет, оказывается. Пытаюсь понять, знает ли хоть что-нибудь. Не знает. И подумалось опять: её ученики вряд ли будут интересоваться христианством, оно останется для них чем-то далёким, устаревшим, мешающим развитию. В советское время было немало учителей, воспитанных в христианском духе. Они не могли в школе даже слова сказать о Спасителе, но сосуд души был полон и питал детей. Сейчас, когда стало возможным говорить о Христе, слишком многим педагогам нечего сказать.
Ребёнок возвращается из школы, усаживается перед телевизором, откуда на него выплёскиваются все грехи человеческие, которые подаются притом как что-то положительное, его учат осуждать, суетиться, тратить жизнь впустую.
Вспомнилось, как в 2000 году в славном граде Воркуте проводился молодёжный съезд по инициативе владыки Питирима и мэра Воркуты Игоря Леонидовича Шпектора. Съезд пришёлся на день Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Накануне Игорь Леонидович предупредил своих подчинённых, что утром примет зачёт. Кто не будет знать, кто такие Вера, Надежда, Любовь, - уволит. Своё обещание он выполнил и поэтому опоздал, съезд начали без него. Потом он объяснил, чем занимался. Оказалось, что его работники успели подготовиться, справились с заданием. Можно вообразить, сколько шума способна вызвать такая история. А то, что люди, ответственные за народ, не имеют элементарных понятий о духовной культуре своего народа, мало кого беспокоит.
Если бы я был властителем России, то издал бы указ, чтобы все губернаторы закончили Духовную академию, мэры - семинарию, депутаты - Духовное училище. Чтобы все руководители прошли курсы катехизации. Конечно, это шутка, но лишь в небольшой степени. Тот, кто обходится без Бога, с ещё большей готовностью обойдётся без совести. Все наши проблемы - экономические, материальные, в здравоохранении, образовании - происходят оттого, что мы не живём... Пускай каждый человек спросит себя: кто я - богоносец или богоборец?
Пророк Малахия говорил: «Если Едом скажет: "мы разорены, но мы восстановим разрушенное", напрасны его ожидания, всё рухнет». И далее (3,10-12) даётся обетование тем, кто будет честен с Господом: «Не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих».
Нам, христианам, нужно встрепенуться, довести до всех своих близких, что с нами Бог. Недавно, общаясь с друзьями, произнёс: «Ты есть Царь мира и Спас душ наших». Один из собеседников решил меня поправить: мол, что ты, батюшка, ведь это диавол - князь мира сего. Да, князь, но только там, где нет христиан. А где христиане на высоте своего служения, там он не властен, там он побеждён. Там нет нужды в Законе, который держал в узде иудеев, там царствует любовь, можно не бояться ошибиться, потому что через покаяние грехи можно изгладить, там люди свободны, потому что знают цену свободе и не используют её во зло.
Это ещё не Царствие Небесное, но уже и не княжество тьмы. Вот идеал устроения мира, к которому мы должны стремиться. Но не стремимся, потому что ослаблены и всего боимся. Этот страх нужно преодолеть, найти в себе смелость противостоять князю тьмы, даже если придётся делать это кверху ногами, как апостол Пётр на кресте. Если страна твоя, твой мир порабощены - сражайся, а не празднуй труса. Или ты хочешь быть рабом диавола, хочешь, чтобы дети твои и внуки росли в области тьмы? Сражайся, чего ты ждёшь? Того, что придёт Господь и спросит: где таланты, что Я тебе дал, что с землёй, которую Я тебе доверил? Что ты ответишь Ему?
http://www.rusvera.mrezha.ru/677/13.htm