Предстоящий 20 марта в Брюсселе очередной раунд переговоров премьер-министра Сербии Ивицы Дачича и главы косовского правительства Хашима Тачи может стать решающим. По имеющейся информации, именно в этот день Европейский союз намерен предложить сторонам подписать документ о полномасштабной нормализации двухсторонних отношений.
По свидетельству дипломатических источников в Брюсселе, «параметры подобного соглашения» уже разработаны: осталось убедить делегации Белграда и Приштины поставить под ним свои подписи. Следующим шагом станет проведение церемониальной встречи президентов Сербии и Косовского края Томислава Николича и Атифете Яхъяги - чьи подписи должны придать документу необходимую международную легитимность.
Посетившая на минувшей неделе с блицвизитами Белград и Приштину Верховный комиссар Евросоюза по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон пытается избежать любой утечки информации о ходе согласования итогового документа. Она лишь всячески подчеркивает, что у участников диалога имеется «искреннее желание достичь видимого прогресса» на переговорах. Однако их итоги, по ее словам, зависят от того, «смогут ли стороны и выступающий посредником на переговорах ЕС найти решение ряда серьезных проблем, которые существуют в диалоге».
Тем не менее, утечки в средствах массовой информации позволяют судить о характере итогового соглашения - которое видится Брюсселю как признание Сербией самопровозглашенной независимости Косово если не де-юре, то де-факто.
По информации, в частности, белградского издания «Блиц», проект документа содержит 10 пунктов, относящихся к разным блокам.
Первый блок носит ультимативный характер и должен быть принят правительством Сербии безоговорочно. Он фиксирует согласие Белграда на роспуск органов местного самоуправления косовских сербов - в том числе Скупщины сербских общин Косово и Метохии, местных полицейских, таможенных и судебных структур. Данные институты именуются в документах Евросоюза «параллельными структурами», подлежащими скорейшей ликвидации. Албанские власти Приштины уже разработали собственный план, согласно которому ликвидация органов самоуправления косовских сербов произойдет при силовой поддержке подразделений сил НАТО и полицейских ЕС.
По версии приштинской албаноязычной газеты «Коха диторе», сербские структуры безопасности на севере Косово будут заменены подразделениями НАТО и EULEX, после чего эти районы перейдут под контроль активно создаваемой в настоящее время «косовской суперструктуры безопасности». Основу подобной «суперструктуры» составят подразделения косовской армии, в которую должны быть преобразованы нынешний «Косовский защитный корпус», сформированный из боевиков бывшей АОК. Политический координатор властей Косово на переговорах с Белградом Блерим Шаля отводит на все эти процессы «самое большее несколько месяцев».
Второй блок положений содержит пункты, которые Евросоюз рассматривает в качестве уступок Белграду. Речь идет, в частности, о создании в Северном Косово Ассоциации муниципалитетов. Данная идея предложена лично госпожой Эштон. В трактовке албанской стороны этот орган носит название «Ассоциация муниципалитетов с сербским большинством». Правительство Сербии настаивает на «Сообществе сербских муниципалитетов в Косово и Метохии». В Брюсселе предпочитают говорить о «европейском регионе». Руководство ЕС уже дало понять посетившему Брюссель президенту Сербии Томиславу Николичу, что полномочия новой структуры будут носить крайне ограниченный характер. Она «не сможет принимать свои законы, но сможет вырабатывать собственные правила в рамках законов». Брюссельские источники говорят о том, что ассоциация будет иметь «право предлагать центральным институтам кандидатуры судей, прокуроров, командующего региональной полицией Северного Косово». Однако право назначения будет принадлежать «центральным органам власти».
А «Коха диторе» со ссылкой на заявления Хашима Тачи указывает, что новые органы самоуправления косовских сербов будут иметь полномочия «неправительственной организации», лишенной каких-либо исполнительных или законодательных механизмов.
В качестве своеобразной компенсации Белграду предлагается согласиться на так называемый «Пакет Ахтисаари-Плюс», предусматривающий предоставление косовским сербам пяти дополнительных мест в Ассамблее Косово. При этом эффект от данного увеличения сербского представительства будет сведен на нет одновременным увеличением общей численности депутатов - с нынешних 120 до 130 человек.
И, наконец, третий блок положений готовящегося соглашения Белграда и Приштины касается внешнеполитических вопросов. Они, в частности, предусматривают согласие Сербии на прием Косово в ОБСЕ и даже ООН.
Данное положение - программа-максимум для Брюсселя и Приштины. Шансы на его включение в итоговый текст документа невелики. Однако сам факт подобного «повышения ставок» на переговорах позволяет Евросоюзу добиться от сербской стороны уступок по другим направлениям.
Каковы шансы на подписание вышеуказанного итогового документа? По версии приштинской газеты «Косова сот», Белград и Приштина уже «достигли соглашения по Северному Косово». Единственной проблемой остается процедура назначения местных судей. Косовский премьер Хашим Тачи не сомневается, что Белград согласится на все требования касательно, по его выражению, «параллельных структур» Северного Косово. Обращаясь к депутатам Ассамблеи Косово, он откровенно подчеркнул: «Мы вынуждены принимать тот факт, что Сербия все еще не признала государство Косово, но мы убеждены, что процесс нормализации межгосударственных отношений ведет к логическому заключению - признанию Косово».
Однако другие источники пока воздерживаются от подобных далеко идущих оценок. Заместитель Тачи в правительстве Косово Хайредин Кучи признает, что «соглашения по другим остающимся открытыми вопросам с Сербией, безусловно, потребуют больше времени. Однако соглашения, относящиеся к Северу, должны быть конкретно определены до июня. К июню мы должны продемонстрировать конкретные свидетельства на местах».
О том, что руководство Сербии все еще не приняло консолидированное решение по поводу дальнейших шагов в отношении Косово, свидетельствуют итоги предыдущего раунда брюссельских переговоров, состоявшегося 4 марта. В отличие от предыдущих встреч, никаких - даже чисто формальных - соглашений достигнуто не было. Как указывает газета «Коха диторе», «единственная вещь, которая объединяет три основные персоны диалога (Эштон, Дачич и Тачи - П.И.), заключается в их согласии с тем, что «прогресс» достигнут, но различия в их позициях сохраняются».
Глава делегации ЕС в Белграде Венсан Дежер не сомневается, что у сербского правительства попросту не остается выбора - если оно намерено следовать по пути евроинтеграции. По его словам, у Белграда «мало времени для достижения видимого и устойчивого прогресса» в реализации договоренностей, достигнутых на переговорах с Приштиной. Ведь именно от «прогресса» в этом вопросе будет зависеть, получит ли Сербия в июне этого года дату начала переговоров об ассоциации и интеграции в Евросоюз. «Время ограничено. Европейская комиссия предоставит свой доклад по Сербии 16 апреля, на основе которого 27 стран-членов ЕС примут соответствующее решение» - подчеркивает представитель Евросоюза. Кэтрин Эштон должна представить 16 апреля собственный доклад по итогам брюссельских переговоров и высказать свое мнение по поводу начала переговоров ЕС и Сербии о заключении Соглашения о стабилизации и ассоциации.
В сложившейся ситуации у Сербии объективно сужено пространство для маневра. Очевидно, что нынешняя правящая коалиция не намерена отказываться от курса на евроинтеграцию.
Как подтвердил на минувшей неделе президент Николич, «Сербия стремится к тому, чтобы стать членом Европейского союза, и мы выполняем каждое требование Совета ЕС».
Кроме того, за последнее десятилетие Белград лишился даже тех минимальных рычагов воздействия на ситуацию в Косово, которые существовали у него по линии краевой Миссии ООН. В этом отношении последние признания премьера Ивицы Дачича о том, что «президент Сербии не может попасть в Косово, как и премьер-министр, министры, полицейские или солдаты», - а следовательно, в крае не действуют «сербская конституция и законы» - весьма справедливо. Дачич полагает, что единственное, что может достичь Сербия на нынешних брюссельских переговорах - это спасти то, что «еще можно спасти в Косово» - в первую очередь, обеспечить безопасность для местных сербов. «Лишь таким образом Сербия сможет иметь будущее» - убежден Дачич, явно имея в виду прием Сербии в Евросоюз.
Однако за рамки брюссельских переговоров вынесены не только Конституция Сербии, но и позиция самих косовских сербов. А они не без оснований обвиняют Белград в нежелании отстаивать их интересы.
Сербские лидеры Северного Косово уже выступили с инициативой создать в самой Сербии параллельные парламентские и другие государственные структуры, способные более эффективно отстаивать национально-государственные интересы страны - в том числе при поддержке России. От Москвы косовские сербы ожидают соответствующего воздействия на президента Николича и премьера Дачича, отказа признать брюссельские соглашения, продолжения блокирования членства Косово в ООН и других международных организациях.
Кроме того, настоятельной необходимостью может стать изменение формата нынешнего международного миротворческого присутствия в Косово для того, чтобы воспрепятствовать планам Вашингтона, Брюсселя и Приштины осуществить силовую операцию против косовских сербов. Речь идет о постановке Россией вопроса о реальном возвращении к прежней структуре миротворческой операции под эгидой ООН, направлении в Косово вооруженных подразделений таких организаций, как ШОС и ОДБК, постановке вопроса о получении Сербией соответствующих национально-государственных и территориальных компенсаций за Косово в других районах Балкан (в том числе в формате боснийской Республики Сербской), - а также проведении в этих целях крупного международного форума по образцу Берлинского конгресса 1878 года. В противном случае у загнанной в евроугол Сербии не останется другого выбора, кроме как согласиться на все требования США и ЕС. А это чревато новым кровопролитием не только в Косово, но и в других районах Балкан.
Искендеров Петр Ахмедович, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук
http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/serbija_zagnana_v_jevrougol_391.htm