itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О посте, скрипке и отбойном молотке

0
220
Время на чтение 5 минут

Представьте, что с одной стороны от вас играет музыкант на скрипке, а с другой трудится рабочий с отбойным молотком. Разберете ли вы мелодию скрипки? Или увидите только движение смычка по струнам?

Мелодия скрипки - это то вдохновение, которое рождается в душе при мыслях о Боге, это те звуки духовного мира, которые пробуждают душу к чистой и целомудренной жизни, это те отблески райской красоты, наблюдаемые в природе, которые свидетельствуют о Небесном Отце. Отбойный молоток - шум внешнего мира и скрежет наших страстей, которые своим нестерпимым воем оглушают душу, на время лишают нас духовного слуха. Вся внешняя суета, спешка, впечатления, мирские удовольствия и собственная греховность не дают услышать в своей душе звуки духовной жизни, почувствовать райскую гармонию, вернуться к Небесному Отцу.

Чтобы остановить отбойный молоток страстей и освободиться от шума ежедневной суеты, Церковь предлагает христианину пост - особое время, когда мы имеем возможность отвлечься от внешнего шума, попытаться преодолеть свои страсти, и в общении с Богом обрести гармонию личной жизни.

Иногда от людей, еще не воспринявших церковную жизнь, можно услышать, что они не постятся потому, что если они будут поститься, то этак «совсем дойдут» - упадет уровень гемоглобина в крови, голова будет кружиться, в теле появится слабость. То есть, сам пост они рассматривают с точки зрения его физиологической пользы. Понятно, что при таком подходе легко отыскиваются оправдания для отмены поста. Есть, конечно, и другие примеры, которые приводят батюшки. Это вполне реальные случаи, когда, допустим, человек страдал болезнью, исключающей пост, но все равно брал благословение, постился и в итоге становился абсолютно здоровым (подобный подвиг, конечно же, не для всех). Однако мы хотим сказать о другом. Пост - не диета и не временное уподобление вегетарианству. Пост - это, прежде всего, духовное делание, которому мы стараемся подчинить нашу душу и нашу плоть. Именно пост учит нас управлять своим естеством, господствовать над возникающими пожеланиями и через это достигать самой трудной победы - победы над самим собой.

Вспомним пример казаков из «Тараса Бульбы» Гоголя. Сечь, хотя и молилась в церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, однако не хотела и слышать о посте и воздержании. В итоге, их внутренний дух оказался ослаблен, что выразилось в примере предательства и в конечном поражении казаков. А вот что говорил святитель Игнатий Брянчанинов: «Гордый человек! ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он - в совершенной и непрерывной зависимости от желудка». Действительно, о чем будет думать человек, привыкший ублажать свое чрево, в минуту голода или скудного пропитания? Не научившись господствовать над своим телом, мы оказываемся в жалкой, рабской зависимости от него. Это относится не только к желудку, но и к половой сфере человека, в которой могут проявляться самые беспорядочные желания, и к нашему слуху и зрению, когда уже трудно отвлечься от бесконечных прослушиваний популярной музыки, просмотров сериалов и участия в компьютерных играх. Ведь пресыщение может быть не только едой, но и видеопродукцией, играми, бестолковым общением с приятелями, самым отдыхом. Может ли такая душа в самой себе обрести гармонию?

Пост - это время, когда мы получаем возможность достичь победы над своим естеством, упорядочить свою внутреннюю жизнь. Пост - это особый, более трезвенный, покаянный настрой души, воздержание от участия в мирских увеселениях, внимательное приготовление к исповеди, увеличение своего молитвенного правила. Как весеннее солнце, согревая землю, растапливает снег, так и пост согревает душу духовным теплом, убирая с нее лед грехов и пороков. Известны случаи, когда именно в пост некоторые люди смогли преодолеть свои дурные привычки, такие как курение, сквернословие, злоупотребление алкоголем. В богослужениях, молитвах, личных усилиях христианина погашается привязанность к чувственным удовольствиям, а сам он восходит к приобщению духовным истинам. Поэтому после терпеливо пройденного поприща поста, после регулярного присутствия на продолжительных богослужениях, после чистосердечной исповеди и частого участия в Таинствах душа испытывает облегчение, освобождение и утешение.

Постясь, христианин ограничивает себя в употреблении пищи животного происхождения, а также хранит меру в самом количестве еды. Зачем это нужно? Душа каждого из нас находится в тесной связи с телом, поэтому состояние тела напрямую влияет на состояние души. И если в Раю у человека душа господствовала над плотью, то теперь у нас плоть господствует над душой. Значит, надо научиться покорять плоть душе. «Когда царь собирается взять неприятельский город, - пояснял преподобный Иоанн Колов, - он прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов. Тогда граждане, будучи утеснены голодом, покоряются царю. То же бывает и с плотскими вожделениями: если человек будет проводить жизнь в посте и голоде, то беспорядочные желания изнемогут». С древности известно, что каждый вид пития и пищи имеет свое воздействие на организм. Пища способна не только поддерживать нашу деятельность, но и препятствовать ей. Все мы знаем блюда и напитки, которые услаждают и разгорячают, расслабляют и утяжеляют организм. Когда желудок пресыщен, ум становится ленив, сердце грубеет, разве способен в таком состоянии человек чисто и искренно молиться Богу?

Пресыщение влечет за собой в душу ожесточение, напыщенность, разные страстные пожелания. А пост смиряет душу. Ведь доставляемое постом чувство голода избавляет человека от самодовольства и самомнения, открывает человеку его немощь, заставляет чаще вспоминать про Бога. Молитва постящегося делается особенно сильной, произносится не поверхностно, а из самой души, из глубины сердца, направляет, возносит его к Богу. Продукты растительные оказывают более легкое действие на организм и не провоцируют в естестве движение низких, грубых страстей. Если выразиться образно, легкое судно скоро переплывет море, а обремененное лишним грузом затонет в морской пучине.

Вместе с тем, пост - не только телесное воздержание. Святитель Иоанн Златоуст призывал: «Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные дела. Пусть постятся глаза - зрение есть пища очей. Всего нелепее было бы воздерживаться от пищи, а глазами пожирать то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не пожирай же глазами своими сладострастия. Пусть постится слух; а пост слуха в том, чтобы не внимать злословию и клевете. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства, ибо что пользы, если мы от птиц и рыб воздерживаемся, а братьев наших угрызаем и съедаем. Злословящий пожирает тело брата, угрызает плоть ближнего». И если говорить наиболее точно, пост есть воздержание от всего, что мешает нам быть с Богом и приземляет наши духовно-нравственные стремления. Именно такой пост возводит естество человека к райской гармонии, при которой все чувства и желания тела находятся в полном повиновении душе.

Тело человека можно сравнить с музыкальным инструментом, а душу с музыкантом, который должен умело обращаться со своим инструментом. Если музыкальный инструмент поврежден или его струны расстроены, музыкант не сможет достичь гармоничной мелодии. Но и если сам музыкант не достаточно обучен, успеха у него тем более не будет. Христианский пост есть воспитание души, обучение ее духовным навыкам, а также - врачевание тела от греховных страстей, дабы естество человека могло служить Богу гармоничной духовной жизнью.

Для того нам и дан пост, чтобы уподобить свою душу дивной скрипке, издающей прекрасную мелодию духовной жизни, а не превращаться в отбойный молоток, все время тупо грохочущий, вгрызаясь в пропитанный выхлопными газами асфальт. Дай Бог всем нам употребить время поста на преодоление в себе тех немощей, грехов и слабостей, которые более всего препятствуют нашей духовной жизни, и обрести ту райскую гармонию, при которой все чувства и желания тела находятся в полном повиновении душе.


http://www.pravoslavie.ru/put/45267.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Валерий Духанин
Все статьи Священник Валерий Духанин
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40