Польские легионеры, Гаити и Западная Русь

К 150-летней годовщине Январского восстания 1863 г.

0
280
Время на чтение 7 минут
В связи с шумными мероприятиями, посвящёнными 150-летней годовщине Январского восстания 1863 г., которые проводятся не только в Польше, но и в Белоруссии, Литве и на Украине, стоило бы осветить малоизвестный эпизод из истории польского легионерского движения.

«За нашу и вашу свободу!» - этот лозунг польских повстанцев впервые прозвучал в 1795 г., когда шляхта пыталась привлечь на свою сторону малороссийское и белорусское крестьянство. Затем он превратился в постоянный девиз польского повстанческого движения, и даже больше того, использовался как идеологема для расширения культурно-политического влияния Польши на сопредельные территории.

Поражение польского повстанческого движения, как в 1795, так и в 1830, 1863 г. привело к появлению такого политического движения, как польское легионерство. Не сумев победить Россию самостоятельно, патриоты Речи Посполитой вливались в польские национальные легионы в составе других армий в надежде совместно с ними очистить Малую и Белую Русь от русскости.

География деятельности польских легионов обширна - от Португалии, где они намеревались выступить на стороне претендента на португальский престол Педру I до Гаити, где с помощью польских союзников Наполеон пытался подавить восстание чернокожих рабов.

В 1801 г. часть польских войск из т.н. Наддунайской Лиги (сформирована на территории Голландии из пленных и дезертиров солдат-поляков австрийской армии) была командирована Бонапартом на Гаити в помощь французским войскам, сражавшимся с местными борцами за независимость острова от колониального ига.

Командовал поляками ген. Владислав Франтишек Яблоновский. Он умер от лихорадки почти сразу по прибытии на остров. Тропические болезни свели в могилу немалую часть польских легионеров. Общее число прибывших польских солдат составляло 5 200. Боготворя Бонапарта за обещание возродить Речь Посполитую, поляки были готовы, по его приказу, давить любое освободительное движение. Именно этим им и пришлось заниматься на Гаити в 1801-1805 гг., как затем и в Испании в 1808-1809 гг., когда всё население страны, от мала до велика, поднялось на борьбу с французскими захватчиками.

На Гаити легионеры столкнулись со сложным ландшафтом и хитрой тактикой беглых рабов. Те устраивали в джунглях засады и засеки, заманивали европейцев в горы и тропические болота, нанося им внушительные поражения. С пленными негры тоже не церемонились: отрезали им языки и уши, сдирали живьём кожу. То, что казалось увеселительной экскурсией, оказалось жестокой и беспощадной войной.

«Это наверняка моё последнее письмо. В 3-й полубригаде уцелело едва 300 чел...Не могу простить себе наивности и глупости, которые заставили меня искать счастья в Америке. Не пожелаю такой судьбы злейшему врагу. Лучше в Европе вымаливать кусок хлеба, чем здесь искать фортуны, среди тысяч болезней...и чёрных, которые подвергают пленных ужасным жестокостям», - писал Юзеф Задора своему приятелю, умоляя его не отпускать своего брата на Гаити (1). И таких писем было немало.

Победа, в конце концов, осталась за гаитянами. В решающем сражении при Вертье 18 ноября 1803 г. франко-польские войска были разбиты. Гаити стала независимой, а в Европу вернулось всего около 300 поляков. Считается, что около 200 легионеров, из сочувствия к гаитянам, перешли на сторону последних. Если учесть, что общая численность польских солдат достигала 5 200, навеки в гаитянской земле остались более 4 000 легионеров. Они дорого заплатили за своё соучастие в колониальной авантюре Бонапарта.

В редких публикациях польских авторов на эту тему почти никогда не затрагивается моральная составляющая участия польских легионеров в подавлении восстания невольников на Гаити. Обычно сразу переходят к факту перехода 200 поляков на сторону восставших. Вспоминая лозунг «За вашу и нашу свободу!», такие авторы живописуют жертвенность польских легионеров во имя гаитянской независимости (!), упирая на факт, что правитель независимого Гаити Жан-Жак Дессалин, памятуя о боевых заслугах тех поляков, кто перешёл на сторону гаитян, даровал им всем гаитянское гражданство. Они были единственные белые, получившие его.

Но, во-первых, не все из этих 200 были добровольными помощниками гаитян. Часть просто попала в плен, и вынуждена была остаться навсегда на острове. Их потомки и сегодня живут в горной деревушке Казаль недалеко от Порт-о-Пренса. Выглядят гаитянские поляки темнее, чем их европейские соплеменники, но имеют светлые глаза и кожу явно светлее, чем у местных.

Во-вторых, отдадим должное тем полякам, кто, всё-таки, действительно решил воевать не за французов, а за чернокожих. Но не забудем, что таковых оказалось максимум 200 чел. из более, чем 5-тысячного легиона! Т.е. явное меньшинство.

В-третьих, в государственном гимне Польши есть такие слова: «Перейдём Вислу и Варту, будем поляками! Дал нам Бонапарт пример, как надо побеждать». Напомню, что это - песня польских легионеров, сражавшихся в Италии, т.н. «Мазурка Домбровского», позже ставшая государственным гимном, поэтому припев польского гимна следующий: «Марш, марш Домбровский с земли итальянской в Польшу. Под твоим началом соединимся с народом».

Возникает недоумённый вопрос: если хвалить поляков, вставших в 1801 г. на сторону гаитян, зачем же тогда в государственном гимне воспевать Бонапарта, того самого, который давил огнём и мечом гаитянское восстание? Значит, всё-таки, полякам гораздо милее был Бонапарт, чем Жан-Жак Дессалин. Кстати, Ян Генрик Домбровский, который упоминается в гимне Польши, был дивизионным генералом армии Наполеона, и как раз из состава его легионов были выделены подразделения для отправки на Гаити. Участвуя в восстании Костюшко, Домбровский помнил о лозунге «За вашу и нашу свободу!», но с лёгкостью им пренебрёг, когда потребовалось задушить гаитянское восстание.

В-четвёртых, ещё один адепт «вашей и нашей свободы», классик польской литературы Адам Мицкевич в «Пане Тадеуше» посвятил ген. В. Яблоновскому следующие строки: «... с легионом Дуная там вождь негров громит и вздыхает об отчизне». («... z legiją Dunaju tam wódz Murzyny gromi, a wzdycha do kraju»). И писал, как видно, не особо терзаемый внутренними противоречиями.

В-пятых, «Мазурка Домбровского» была гимном польских повстанцев и в 1830 и в 1863 гг., и борцы за независимость Речи Посполитой чувствовали духовное родство с генералом-колониалистом.

Всё дело в том, что колониальное мышление западных европейцев гармонично уживалось с колониальными устремлениями польской шляхты. У Франции и Испании были заморские колонии, у Польши - Западная Русь, с которой обращались, как с колонией. Колониальное мышления польской политики ярко проявлялось даже в ХХ в., когда после поражения Германии в Первой мировой войне Варшава потребовала, нет-нет, не освобождения народов германских колоний, а передачу 1/10 их части себе! С 1938 г. в Польше с большим воодушевлением отмечались т.н. Дни колоний. В костёлах служили мессы, на городских стенах вывешивали пропагандистские плакаты с энергичным лозунгом: «Желаем колоний для Польши!».

Примечательно, что немецкий философ Вальтер Шубарт в своей русофильской работе «Европа и душа Востока» (1938 г.) обозначает западную культуру термином «прометеевская», а русскую - «готическая». Русский, по В. Шубарту, - человек «готический», чьи внутренние помыслы обращены не столько на земное, дольнее, сколько на горнее (отсюда и сравнение с готикой - архитектурным стилем, возносящимся к небесам). Взгляд «готического» человека на мир - это не взгляд хищного субъекта на пассивный объект. «Готический» человек считает целое и общее выше частного и индивидуального, он стремится жить с миром в гармонии.

Европеец обладает «прометеевской» нравственной конституцией, в основе которой - взгляд на мир как объект, который должен покорить, подчинить, перестроить. Отсюда извечная агрессия Запада против Востока, желание Запада «цивилизовать» Восток. В. Шубарт видел задатки «прометеевской» морали в протестантско-католической идеологии и в распространении римской культуры на всю Европу. «Недостаточное понимание европейскими народами России - римское наследие», - подчёркивал он. Не символично ли, что Польша, гордящаяся своим римско-католическим политическим наследием, независимо от слов В. Шубарта стала автором идеологии «прометеизма» и знакомого лозунга «За вашу и нашу свободу!»?

Если к этому подойти философски, то следует указать, что свобода не может родиться из несвободы. Как гнилое дерево не даёт спелых плодов, так и свобода не может быть порождением несвободы. Польские же легионеры под лозунг «За вашу и нашу свободу!» с лёгкостью лишали свободы другие народы, превращаясь в ландскнехтов на службе у европейских колонизаторов.

Как характерный пример - шляхтич Михал Чайковский. Трижды менял веру (католицизм - ислам - православие), легко присягал иностранным монархам. После поражения Ноябрьского восстания 1830 г. отправился в Турцию, взял имя Садык-паша и встал во главе т.н. Славянского легиона на службе у турецкого султана. Легион состоял из бывших польских повстанцев, перебежчиков из числа малороссийских и великороссийских казаков и отуреченных славян. Славянин по крови, Садык-паша сражался с русскими и болгарами в Болгарии, с русскими и румынами в Румынии. Затем предложил султану Абдул-Меджиду захватить православные Армению и Грузию, потом с саблей в руках отстаивал интересы Османской империи в Греции и сербском Косово (как символично!). В Крымскую войну, когда сербы и болгары, изнывая под турецким игом, массово записывались добровольцами в русскую армию (одних только болгар было более 3 000), Садык-паша воевал тоже на стороне Стамбула.

Сегодня белорусам и малороссам пытаются привить ложь о «вашей и нашей свободе», о будто бы, свойственном польской шляхте понимании нужд и чаяний западнорусского крестьянства. Исторические документы говорят об ином, а именно, что на Западную Русь шляхта смотрела, как на свою добычу, колонию. И правила соответствующими методами. Порабощая гаитян и испанцев, малороссов и белорусов, и провозглашая, при этом, девиз «За нашу и вашу свободу!», никакого морального диссонанса польские легионеры не ощущали.

http://zapadrus.su/slavm/ispubsm/337-polskie-legionery.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислав Гулевич
Греция и американо-польский проект «Троеморье»
Амбиции Варшавы подрывают региональную стабильность и сужают перспективы развития связей европейских государств с Китаем
11.09.2023
Интересам Польши отвечает, чтобы российские танки остановились на Днепре
Польша навязывает Украине идеологию январского мятежа 1863 года
14.01.2023
Все статьи Владислав Гулевич
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21