Тема, которую автор собирается развернуть в настоящей статье, не нова. Уже все привыкли к бесконечным повторам с вариациями на тему «Все люди- братья». Попытка сблизить людей, верящих в Бога, с теми, кто еще не очень, да и просто между собой, терпит крах с завидным постоянством. Вот, например, который год власти пытаются навязать народу праздник- День народного единства! Сам-то этот день празднуется в память великого события в истории России. Да вот только на сегодня-то единства кого с кем? Сколько ни повторяй слово «халва», во рту слаще не станет. Не хотят люди, наше население, быть друг другу братьями без разбора: кто чей? Не хотят, да и только. Ты приезжий? С Кавказа (вариант: Средней Азии, Африки, Полинезии - желающим дополнить)? Простой работяга? Недобитый селянин из глубинки? Так какой же ты брат мне? Не просиживаешь штаны за компьютером, не имеешь аккаунта в фейсбуке? Изыди, нечестивец! А еще если у тебя счет в банке? Трижды анафема!
Да, в современном социуме разьединяющие силы преобладают над объединяющими. Тому есть много причин. Как глобальных, так и региональных, как мировоззренческих, так и социально-психологических. Вспомним, что расхожим приемом в коммунистической пропаганде советских времен было подчеркивание изолированности, одиночества индивида перед бездушным истеблишментом. Но это, конечно, в странах капитала, где царит бездушная конкуренция, и человек человеку-волк. У нас же все иначе. Вспомните наши газетные публикации советского периода. «Вдохновленные решениями последнего съезда (пленума, партконференции - нужное подчеркнуть)трудящиеся единодушно»...и так далее. Само собой разумеется, что на деле никакого единодушия между людьми не было. Так, по мелочи - выстроиться в очередь за дефицитом, собраться на кухне, почесать языки, скинуться на троих. Выживали, как звери, в одиночку, при случае сбиваясь в стаи. Но несправедливо было бы ограничиться только этим выводом. Примеры подлинного человеческого единения и в трудные моменты, и в повседневном быту можно было встретить на каждом шагу. Но эти мелочи оставались без внимания. Для написания увесистых отчетов и никому ненужных диссертаций по несуществующей, но сытно кормящей специальности «научный коммунизм» требовался как раз «единодушный энтузиазм» как главный наполнитель. Если его не было, его придумывали. Автор лично принимал участие в исследовании под громким названием «Ценностные ориентации современного рабочего». Выводы из него были таковы: по своим нравственным ценностям, по единству мы впереди планеты всей. Иного в то времена и не допустили бы.
В постперестроечное время от безудержных восхвалений самих себя и своего строя перешли к критическому анализу. И оказалось, что единодушия у нас прямо-таки не хватает. Даже такого, как было при советской власти. Ушло оно, как вода в воронку ванны. А вокруг все внезапно стали такими жестокими, озлобленными, чужими. Прямо как в царстве проклятого капитала. Если не хуже.
Но, может быть, людей сплотила вера, которую в год Тысячелетия Крещения Руси позволили всем свободно исповедовать? В определенной степени - да. Многотысячные крестные ходы и молитвенные стояния в любую погоду нипочем не осилить, не имея веры. Но по таким крупным акциям судить о глубине веры в народе недостаточно. В массовых мероприятиях всегда присутствует эффект эмоционального заражения. А если перейти на пару уровней ниже? Самая массовая из конфессий в России- православие. Так вот, всегда ли войдя в церковь, чувствуешь себя как в родном доме?
К сожалению, нет. Рассмотрим проблему более пристально.
Восприятие человека человеком подразумевает действие многоступенчатых фильтров «свой-чужой». Как человек одет, как держится, как выглядит, ведет себя. Решение «свой» или «чужой» принимается быстро, почти мгновенно. И в зависимости от него строится дальнейшее поведение опознающего. Подойти, поздороваться, обнять- или отвернуться, влепить затрещину, вытолкать из помещения. Поскольку последние действия выполнить удается не всегда (да и сдачи получить можно), они совершаются мысленно. Вот и причина того, что в незнакомом, недружелюбно настроенном окружении чувствуешь себя идущим сквозь строй. Никого, вроде, нет- а фильтры включены, фильтры работают. И попавшийся навстречу недоброжелатель, словно еж, обрастает массой невидимых игл.
Кто не испытывал подобное в храме? Новички-уж точно.
И это происходит отнюдь не от недостатка духовной культуры, как может показаться. На всю жизнь запомнился случай на Рождественском богослужении в одном из московских храмов. Женщине - прихожанке в тесноте стало плохо. Подхвативший ее мужчина воззвал к окружающим: «Помогите!». И что же? Ближайшая к месту происшествия молитвенница обернулась и железным тоном изрекла: «Пройдет! Стойте молчите! Евангелие читают!» Слава Богу, нашлись люди, которые помогли несчастной, нашли лекарство, воду, под руки вывели на свежий воздух. Но случай показателен. Этот всплеск фарисейской гордыни был явным вражьим действием: как известно, в храме, да еще и на Рождество этот враг особенно активен. Ближнему помогать? Обойдется. Как заметил бы один из святых отцов, эта «молитвенница» хоть и стояла на богослужении, но в нем не участвовала.
В той или иной степени что-то похожее присуще всем нам. Верующий человек, помимо фильтров восприятия, наделен также и защитой от внешних раздражителей, словесных и образных сигналов. Это наше достояние, несокрушимая броня, не дающая греху смертельно поразить создание Божие. Чем больше человек молится, чем искреннее - тем броня неуязвимей. Но такая защита в то же время может воспрепятствовать не только греховным, но и вообще жизненным побуждениям проникнуть в душу. Как отмечает священник и психолог протоиерей Андрей Лоргус, тот, кто смыслом жизни ставит достижение спасения, самой жизни и не видит. Все дарованное Богом разнообразие, богатство и красота мира проходят мимо него.
Принимать каждый раз решения о том, повредит ли что- нибудь то или иное моему спасению или поможет, слишком хлопотно. Ну его, в самом деле. Лучше я закроюсь в квартире (избе, пещере-нужное подчеркнуть), задерну занавески, запрусь на три оборота- и никакие враги (масоны, глобалисты, инородцы...и так далее) меня не достанут. Идти в мир со Словом Божьим? Жизнью своей пример показать? Где уж нам, мы грешны и недостойны. Лучше дома посидим.
И не выйдем, если кто-то позовет на помощь.
Но разве Христос учил этому? Как раз наоборот.
«Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы»- реальным, а не мнимым единомыслием. Мы в той мере едины, в какой каждый из нас воспринял Христа - не больше и не меньше.
Марина ВАСИЛЬЕВА