Кто ближний твой?

0
331
Время на чтение 4 минуты

Тема, которую автор собирается развернуть в настоящей статье, не нова. Уже все привыкли к бесконечным повторам с вариациями на тему «Все люди- братья». Попытка сблизить людей, верящих в Бога, с теми, кто еще не очень, да и просто между собой, терпит крах с завидным постоянством. Вот, например, который год власти пытаются навязать народу праздник- День народного единства! Сам-то этот день празднуется в память великого события в истории России. Да вот только на сегодня-то единства кого с кем? Сколько ни повторяй слово «халва», во рту слаще не станет. Не хотят люди, наше население, быть друг другу братьями без разбора: кто чей? Не хотят, да и только. Ты приезжий? С Кавказа (вариант: Средней Азии, Африки, Полинезии - желающим дополнить)? Простой работяга? Недобитый селянин из глубинки? Так какой же ты брат мне? Не просиживаешь штаны за компьютером, не имеешь аккаунта в фейсбуке? Изыди, нечестивец! А еще если у тебя счет в банке? Трижды анафема!

Да, в современном социуме разьединяющие силы преобладают над объединяющими. Тому есть много причин. Как глобальных, так и региональных, как мировоззренческих, так и социально-психологических. Вспомним, что расхожим приемом  в коммунистической пропаганде советских времен было подчеркивание изолированности, одиночества индивида перед бездушным истеблишментом. Но это, конечно, в странах капитала, где царит бездушная конкуренция, и человек человеку-волк. У нас же все иначе. Вспомните наши газетные публикации советского периода. «Вдохновленные решениями последнего съезда (пленума, партконференции - нужное подчеркнуть)трудящиеся единодушно»...и так далее. Само собой разумеется, что на деле никакого единодушия между людьми не было. Так, по мелочи - выстроиться в очередь за дефицитом, собраться на кухне, почесать языки, скинуться на троих. Выживали, как звери, в одиночку, при случае сбиваясь в стаи. Но несправедливо было бы ограничиться только этим выводом. Примеры подлинного человеческого единения и в трудные моменты,  и в повседневном быту можно было встретить на каждом шагу. Но эти мелочи оставались без внимания. Для написания увесистых отчетов и никому ненужных диссертаций по несуществующей, но сытно кормящей специальности «научный коммунизм» требовался как раз «единодушный энтузиазм» как главный наполнитель. Если его не было, его придумывали.  Автор лично принимал участие в исследовании под громким названием «Ценностные ориентации современного рабочего». Выводы из него были таковы: по своим нравственным ценностям, по единству мы впереди планеты всей. Иного в то времена и не допустили бы.

В постперестроечное время от безудержных восхвалений самих себя и своего строя перешли к критическому анализу. И оказалось, что единодушия у нас прямо-таки не хватает. Даже такого, как было при советской власти. Ушло оно, как вода в воронку ванны. А вокруг все внезапно стали такими жестокими, озлобленными, чужими. Прямо как в царстве проклятого капитала. Если не хуже.

Но, может быть, людей сплотила вера, которую в год Тысячелетия Крещения Руси позволили всем свободно исповедовать? В определенной степени - да. Многотысячные крестные ходы и молитвенные стояния в любую погоду нипочем не осилить, не имея веры.  Но по таким крупным акциям судить о глубине веры в народе недостаточно. В массовых мероприятиях всегда  присутствует эффект эмоционального заражения. А если перейти на пару уровней ниже? Самая массовая из конфессий в России- православие. Так вот, всегда ли войдя в церковь, чувствуешь себя как в родном доме?

К сожалению, нет.  Рассмотрим проблему более пристально.

Восприятие человека человеком подразумевает действие многоступенчатых фильтров «свой-чужой». Как человек одет, как держится, как выглядит, ведет себя. Решение «свой» или «чужой» принимается быстро, почти мгновенно. И в зависимости от него строится дальнейшее поведение опознающего. Подойти, поздороваться, обнять- или отвернуться, влепить затрещину, вытолкать из помещения. Поскольку последние действия выполнить удается не всегда (да и сдачи получить можно), они совершаются мысленно. Вот и причина того, что в незнакомом, недружелюбно настроенном окружении чувствуешь себя идущим сквозь строй. Никого, вроде, нет- а фильтры включены, фильтры работают. И попавшийся навстречу недоброжелатель, словно еж, обрастает массой невидимых игл.

Кто не испытывал подобное в храме? Новички-уж точно.

И это происходит отнюдь не от недостатка духовной культуры, как может показаться. На всю жизнь запомнился случай на Рождественском богослужении в одном из московских храмов. Женщине - прихожанке в тесноте стало плохо. Подхвативший ее мужчина воззвал к окружающим: «Помогите!». И что же? Ближайшая к месту происшествия молитвенница обернулась и железным тоном изрекла: «Пройдет! Стойте молчите! Евангелие читают!»  Слава Богу, нашлись люди, которые помогли несчастной, нашли лекарство, воду, под руки вывели на свежий воздух. Но случай показателен. Этот всплеск фарисейской гордыни был явным вражьим действием: как известно, в храме, да еще и на Рождество этот враг особенно активен. Ближнему помогать? Обойдется. Как заметил бы один из святых отцов, эта «молитвенница» хоть и стояла на богослужении, но в нем не участвовала.

В той или иной степени что-то похожее присуще всем нам. Верующий человек, помимо фильтров восприятия, наделен также и защитой от внешних раздражителей, словесных и образных сигналов. Это наше достояние, несокрушимая броня, не дающая греху смертельно поразить создание Божие. Чем больше человек молится, чем искреннее - тем броня неуязвимей. Но такая защита в то же время может воспрепятствовать не только греховным,  но и вообще жизненным побуждениям проникнуть в душу. Как отмечает священник и психолог протоиерей Андрей Лоргус, тот, кто смыслом жизни ставит достижение спасения, самой жизни и не видит. Все дарованное Богом разнообразие, богатство и красота мира проходят мимо него.

Принимать каждый раз решения о том, повредит ли что- нибудь то или иное моему спасению или поможет, слишком хлопотно. Ну его, в самом деле. Лучше я закроюсь в квартире (избе, пещере-нужное подчеркнуть), задерну занавески, запрусь на три оборота- и никакие враги (масоны, глобалисты, инородцы...и так далее) меня не достанут. Идти в мир со Словом Божьим? Жизнью своей пример показать? Где уж нам, мы грешны и недостойны. Лучше дома посидим.  

И не выйдем, если кто-то позовет на помощь.

Но разве Христос учил этому? Как  раз наоборот.

«Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы»- реальным, а не мнимым единомыслием. Мы в той мере едины, в какой каждый из нас воспринял Христа - не больше и не меньше.

Марина ВАСИЛЬЕВА

http://www.radonezh.ru/analytic/17646.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Васильева
Все статьи Марина Васильева
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06