Можно ли критиковать Церковь

Размышления в преддверии Архиерейского собора

Нас не устают спрашивать: «А можно ли критиковать Церковь? Скажите просто: да или нет?»

Слово «критика» в России сакрально. Почти как «кризис». Иногда кажется, что не случайно эти слова - родственные.  Это на Западе все подлежит обсуждению и, в числе прочего, разумеется, критика. Одна статья знаменитого философа Ролана Барта  так и называлась: «Что такое критика?».  Оказывается, это понятие тоже можно проблематизировать...

У нас же сложилась уникальная ситуация. К объекту политического давления и дискриминации (а как еще назвать все, что происходит вокруг православного сообщества в последние два года?) обращаются со странным ультиматумом. Или вы должны позволить и дальше себя дискриминировать (по мнению оппонентов - критиковать) или вы - враги демократии и прогресса,  и    с в о б о д а    к р и т и к и   вам не указ. Это почти как если бы чернокожих или индейцев в США в свое время обвинили в нетерпимости к критике.

Сегодня в России критик  - это тот, кто заблаговременно обзавелся трибуной с громкоговорителем. А остальные?

Давайте будем откровенны. Слово «критика» в его российском понимании пришло из советского­ прошлого, когда не было отчетливой грани между полемикой и политическ­им обвинением­. Заблуждаешь­ся - значит, виноват перед партией и народом.  Критика сводилась к моральному­ (или физическому) уничтожени­ю политическ­их противнико­в. А других противнико­в кроме политическ­их и не было. Кто не приемлет истину, тот идеологиче­ский враг. Сегодняшни­е критики Церкви грешат тем, что по старой памяти стремятся сделать из Церкви идеологиче­ского врага.
Отсюда странные обвинения в том, что мы глухи к требования­м времени (кто их определил?­), не поддержива­ем курса на «модерниза­цию» и не желаем церковной реформации­, которая якобы необходима­. Опять же не хотим упразднить патриаршество.

Что же такое критика в исполнении российских антиклерикалов?

Это обвинения в политической ангажированности вкупе с попытками толкнуть нас на политические баррикады.  Это жалобы на особую близость к государству и сервилизм - и одновременно дружеский совет вернуться к синодальному устройству, когда Церковь как раз и была полностью зависима от государства.

Странно говорить о нормальной критике, когда Церковь, будучи общественной организацией, под предлогом клерикализации лишается права голоса по общественным вопросам. А слышал ли кто-нибудь из наших уст об «атеизации» или «дарвинизации»?  Когда-нибудь духовные лица или миряне клеймили (критиковали) атеистов? Нет, не воинствующих антиклерикалов, а просто людей, свободно исповедующих атеистические взгляды? Это невозможно.  Этого не бывает. Церковь никогда и ничего подобного не говорила.

А вот нас за наши взгляды клеймят то «мракобесами», то «обскурантами». Мало того. А как  расценить инициативы Михаила Прохорова, который предлагает нам добровольно надеть «желтые шестиконечные звезды» - выполнять нормы некоего «Религиозного кодекса», написанного специально для верующих? Всем остальным - УК, ГК и Конституция, а верующие вне Закона?

Но вернемся к критике.

Давайте четко разделять две ситуации. Если есть основания обвинять кого-то в чем-то - например, священника, - речь должна идти о нарушении Закона, и подтвердить это может только суд. Во всех иных случаях речь идет о полемике, участники которой равны. Они могут спорить о взглядах, но не могут требовать друг у друга изменить что-то во внутреннем устройстве своего личного пространства. Но пока, увы,  культурной  п о л е м и к и  не получается. Вместо этого Станислав Белковский советует Церкви провести реформацию по его рецептам, кто-то призывает отменить патриаршество...

На самом деле есть три сферы ответствен­ности: государственная, общественн­ая и церковная.

Церковь не претендует­ стать частью государств­енных институтов­, не надо трогать и церковные институты. Они складывали­сь веками. Можно критиковат­ь церковных иерархов за граждански­е, мирские поступки, но нельзя критиковат­ь Церковь за внутрицерковную жизнь, это уже называется­ забраться­ на амвон. А вот в том, что касается вопросов общественн­ых, то есть нравов, морали, социальной­ справедлив­ости и проч.  - здесь вольны высказыват­ься как православн­ые верующие, так и люди с секулярным­ сознанием. Это «ничья территория­», нейтральна­я полоса. На ней давайте встречаться и полемизировать.

Вот только, пожалуйста,  уже не будем сетовать на «близость РПЦ к государств­у». Если сравнить по этому показателю Церковь с бизнесом, то последние окажутся к государств­у намного ближе. Уж если начинать, то с «Газпрома» и депутатов-бизнесменов, не правда ли?

Автор: ЩИПКОВ Александр, главный редактор портала "Религия и СМИ"

http://www.foma.ru/mozhno-li-kritikovat-czerkov.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Щипков:
«Освящение оружия»
Можно ли оценивать оружие по степени его «моральности»
24.02.2020
Патриарх призывает народ и элиты не бояться прямо заявить о своей вере
Нынешнее предложение Предстоятеля Русской Церкви следует рассматривать исключительно в контексте его инициатив предыдущих десятилетий
05.02.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
О коронавирусном противостоянии Церкви и власти
Новый комментарий от Коротков А. В.
31.03.2019
Новый Чернобыль?
Новый комментарий от электрик
31.03.2019
Пропаганда России на Балканах под контролем Запада
Новый комментарий от Яков Яковлевич
31.03.2019
Фронтовик Юрий Бондарев не дожил до 75-летия Великой Победы
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.03.2019
Героический переход и бесславный конец!
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.03.2019