Гарантия Царства Небесного

Роман Савчук 
0
18.01.2013 140

Тема последнего Суда - одна из самых волнующих, и не только потому, что на Суде решается участь души в вечности, но и потому, что каждого из нас, без исключения, ожидает личная встреча с Самим Христом. Евангельские отрывки, проливающие свет на этот таинственный миг истории, казалось бы, следует читать с особым трепетом. Однако существует соблазн опростить и исказить смысл слов Спасителя...

Одно из тех мест Евангелия, где речь идёт о суде над народами в конце времён, - 25 я глава Евангелия от Матфея: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Многие из нас подходят к этому фрагменту, как мне кажется, слишком обыденно, как к некоему протоколу, определяющему, кто именно и за что именно будет спасён. Если так рассматривать этот текст, оказывается, что для унаследования Царства Небесного нужно совсем немного - творить милостыню и добрые дела, просто быть хорошим человеком. О жизни в Церкви, участии в таинствах там не сказано ни слова. Праведники, которых Господь избирает, вполне искренне удивляются: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? (Мф. 25, 37-39). То есть, выходит, они не искали Бога специально, не ходили в храмы и не молились подолгу, не готовились к таинствам, чтобы в них встретиться со Спасителем, а имели Бога «в душе» и жили как обычные люди, творя добрые дела...

Ответ, конечно, удобный. Однако такое прочтение возможно лишь если не вникать в суть Евангелия, если искать в нём не полноты истины, а «подгонку» под свой, уже готовый, ответ. Первый признак такого подхода - лёгкость, с которой отрывки Благой вести вырываются из общего контекста, а отдельные слова Христа толкуются вне связи с тем, что сказано Им в других местах.

Спаситель не один раз утверждал, что без принятия и исповедания Его, которое мы совершаем через таинства, никакие дела не спасают нас. Так, в беседе с Никодимом Он прямо говорит: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5); также и иудеев уверяет: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). И в Нагорной проповеди Христос обещает Царство Небесное нищим духом, а никак не тем, кто считает собственный ум самодостаточным.

Мы читаем о моменте Суда - о времени, когда души созрели для жатвы. Спаситель во многих Своих притчах говорит о Страшном Суде как о времени собирания плодов. Ещё Он говорит о разделении праведников и грешников, но как их распознать? Сам Христос отвечает на этот вопрос: по плодам их узнаете их (Мф. 7, 16). Дела спасения, совершённые праведниками, которые мы часто воспринимаем как достаточные «поводы» попасть в Царство Небесное, как своего рода критерии, - на самом деле являют собой плоды веры. Они - не причина, но следствие; не сам путь, но его логическое завершение.

Есть в этом повествовании о Страшном Суде ещё один весьма важный момент. Поражает та искренность, с какой праведники отвечают Господу, что не знают, когда они сделали что-либо для Христа. Откуда берётся это праведное неведение? Неужели из того, что унаследовавшие Царство Божие действительно и не думали о Евангелии, просто жили честно, по совести?

Мне кажется, что здесь мы, напротив, встречаемся с сущностью истинной веры. Праведники не отрекаются от Господа, не говорят, что не знают Его, - они отрекаются от каких-либо притязаний на Царство Божие. Они удивляются, когда именно помогли Ему, - не оттого, что они жили без Бога, но скорее оттого, что жили с Ним всегда, а не вспоминали в отдельные моменты. Человек, имеющий истинную веру, уже не мыслит о каком-то конкретном деле как деле богоугодном, предполагая тем самым некую степень вознаграждения. Нет, вера истинная всю жизнь посвящает Богу, не заботится об отдельных высоких делах, но исполняет должное, пусть и малое, неприметное, но Богом определённое для конкретного человека. Святитель Феофан Затворник пишет в ответ на жалобы духовного чада: «Есть у нас поверье, и чуть ли не всеобщее, что коль скоро займёшься чем-либо по дому или вне его, то уже выступаешь из дел Божеских и Богу угодных. Между тем... дела житейские и общественные, от которых зависит стояние домов и обществ, суть Богом определённые дела, исполнение их не есть отбегание в область небогоугодную, а есть хождение в делах Божеских... Все мы - рабы Божии. Каждому Он назначил своё место и дело и смотрит, как кто исполняет его. Он везде есть».

Не то же ли самое убеждение, что Бог есть везде и не нужно особо бегать куда-то, чтобы быть ближе к Нему, мы слышим в удивлении праведников? Так и святитель Василий Великий видел истинный страх Божий не в делах, совершаемых из боязни Бога либо из чаяния вознаграждения за труд, но в том устроении души, когда мы «делаем добро ради самого добра». По этому поводу, мне кажется, удачно выразился средневековый проповедник Майстер Экхард: «Если ты думаешь, что скорее достигнешь Бога через углубление, благоговение, расплывчатые чувства и особое приноровление, чем в поле у костра или в хлеву, ты не делаешь ничего иного, как если бы ты взял Бога, обернул вокруг Его головы плащ и сунул бы Его под лавку».

И всё же, читая о Суде и спасении, мы то и дело ожидаем в евангельском повествовании указаний на некие критерии, которые бы обеспечивали нам вход в Царствие Божие. Даже в жизнеописаниях святых подвижников мы силимся приметить, какие именно труды и подвиги позволили им настолько приблизиться к Богу. Современный человек вообще, мне кажется, тяготеет к точным формулам и рецептам. В наш технологичный век хочется жить конкретно, по программе, по схеме; хочется чётко знать, чего я достиг и сколько ещё осталось. Эта установка довольно часто переносится и в сферу духовной жизни, мы и здесь хотим каких-то гарантий. Вот и выбирает каждый свою «духовную программу», как в спортзале: главное - правильная технология нагрузки, и результат обеспечен. Однако в жизни духа гарантий нет, нет формулы святости. Жизнь христианина - жизнь по вере и упованию на одного Бога; в сущности, только это и имеет значение. Никакие посты, подвиги, милостыни, постройка храмов, социальная деятельность - ничто не может обеспечить приближение к Богу, ибо и все эти дела могут быть плодом тщеславия либо дорогой к нему. Мы имеем лишь один верный залог спасения - дать место Богу, искренне отрекаясь от своих «заслуг». Всё прочее - нужно, но лишь как средство к стяжанию истинной духовной нищеты. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Не трудам, но простоте и смирению являет Себя Бог». И авва Дорофей в ответ на свой вопрос слышит: «Труд без смирения суетен и не вменяется ни во что».

Спаситель обещает Царство Небесное не просто хорошим людям, имеющим «Бога в душе». Он призывает нас всегда стремиться к Нему, искать, жаждать, быть достойными делателями своей нивы, следить, чтоб она принесла добрые плоды, - но и предостерегает от уверенности в своей доброте и чистоте. Христос желает, чтоб мы всегда чувствовали себя лишь начинающими путь, не успевшими совершить и самое малое.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/garantija_carstva_nebesnogo.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Роман Савчук
Все статьи Роман Савчук
Последние комментарии
Церковь готовится признать «екатеринбургские останки»?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
18.06.2021 15:30
Ныне мы пожинаем плоды безотцовщины
Новый комментарий от Владимир Петрович
18.06.2021 15:14
Национализм – это зло или благо?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
18.06.2021 15:07
Вакцинация: Президента России можно игнорировать?
Новый комментарий от В.Р.
18.06.2021 13:38
Цемент – русское изобретение
Новый комментарий от Калужанин
18.06.2021 12:53