Посетите
Казанский вокзал!
Валерий ХОМЯКОВ,
генеральный директор Совета по национальной стратегии:
-
Несколько сенаторов инициировали внесение поправок в Закон
«О гражданстве РФ». В том числе касающихся упрощения порядка получения
российского гражданства для лиц, родившихся в бывшем СССР до 1991 года.
Мотивация проста: стране не хватает рабочей силы, появление новых
россиян может снять эту проблему.
Да, на трудовые ресурсы есть спрос.
Нужны квалифицированные рабочие, грамотные инженеры, одарённые деятели
науки и искусства. Правда, никто толком не может объяснить, каких
специалистов и в каком количестве не хватает. Сколько нужно токарей,
фрезеровщиков, строгальщиков? Какова потребность в инженерах, с какой
специализацией? Никто этого не знает, в том числе, очевидно, и авторы
поправок, но поправки эти продвигаются ускоренным темпом.
Может быть, истинные причины спешки лежат в иной плоскости?
Возможных
причин по крайней мере две. За нулевые годы численность населения
сократилась со 147 миллионов до 142. Иначе говоря, страна «потеряла» 5
миллионов граждан. Много! Так почему бы не восполнить потери за счёт
упрощённого получения гражданства? Вторая причина - электоральная. За
какую политическую партию будут голосовать люди, получившие гражданство
по «упрощёнке»? Ответ не вызывает сомнений: за ту, которая им это
предоставила. А несколько миллионов отмобилизованных избирателей -
серьёзная прибавка на выборах, особенно в условиях снижения доверия к
власти.
Кто к нам поедет? Массово - киргизы, узбеки, таджики,
молдаване... Причём не владеющие ни нужными знаниями, ни нужным
образованием, ни культурой.
Надо осознавать: последствия введения такого порядка получения гражданства могут быть катастрофическими.
Неизбежно
усиление межнациональных противоречий и, как следствие, рост
преступности, в том числе этнической, что удобрит почву для национализма
и в перспективе для формирования мощной партии
национал-социалистического толка. Схожие процессы идут в Европе,
например во Франции.
Главное наше зло, коррупция, только вырастет.
Хочешь быстрее стать гражданином РФ - плати. Под наплывом новых россиян
могут сильно пострадать здравоохранение, образование, социальная сфера, а
особенно - пенсионная система.
Так стоит ли овчинка выделки? Может,
правильнее ввести визовый режим со странами Средней Азии и при
оформлении спрашивать: с какой целью едет гражданин в Россию, какова его
специальность, каков рабочий опыт? И только после этого решать, нужен
ли он России или нет.
Авторам поправок к Закону «О гражданстве РФ»
советую посетить Казанский вокзал в момент прихода поездов из Ташкента
или Бишкека. Очень впечатляет.
Только
через референдум
Олег НИЛОВ,
депутат Госдумы РФ (фракция «Справедливая Россия»):
-
Возможно, самый резонансный антинародный законопроект за всю историю
Госдумы шестого созыва может быть принят в ближайшее время. Речь о
внесении поправок в Закон «О гражданстве РФ». Сами авторы законопроекта,
сенаторы Владимир Джафаров и Ильяс Умаханов, отмечают, что поправки
могут затронуть ни много ни мало, а около 25 миллионов человек. Поправки
подразумевают отмену необходимости соблюдения пятилетнего срока
проживания в России, наличия вида на жительство, подтверждения законного
источника существования, сдачи экзамена по русскому языку.
Мы, по
сути, говорим людям, которые палят из окон автомобилей, режут пассажиров
трамвая в ответ на замечание оплатить проезд или нападают на
петербургских мальчишек: приезжайте, дорогие, мы отменили все
ограничения!
Знаете, во что это выльется? Внезапно окажется, что
миллионы гастарбайтеров, занятых на стройках, превратятся в полноценных
граждан России со всеми социальными гарантиями и политическими правами. В
том числе - с правом голоса. Резко возрастёт нагрузка на экономику
страны: появятся новые пенсионеры, многодетные семьи и т.п.
Мы сейчас
устанавливаем сумму прожиточного минимума на позорном уровне в
шесть-семь тысяч рублей. Что будет, когда нагрузка на бюджет вырастет в
разы? У нас и сегодня по улицам перемещаются толпы мигрантов, которых не
можем адаптировать к российской жизни. А тут хотим снять с них
обязанность знать хотя бы русский язык.
Шокирует сам процесс
подготовки к рассмотрению поправок. Стихийность, отсутствие обсуждения,
одобрение путём опроса, хотя принятие этого законопроекта может изменить
всю нашу жизнь! Оказывается, что уже собран пакет документов, одобрено
принятие законопроекта к рассмотрению, притом что ни один комитет не
собирался и не обсуждал его коллегиально.
Параллельно было
инициировано обсуждение других поправок, предусматривающих упрощение
получения гражданства ребёнком, родившимся за границей, у которого хотя
бы один родитель - гражданин России, а также тех поправок, принятие
которых начнёт стимулировать «приток мозгов» в нашу страну - упрощение
получения гражданства деятелями науки и искусств, западными учёными
прежде всего. Это действительно нужные поправки, тут есть и логика, и
польза для интересов России, не буду спорить. Однако то, что все эти
поправки со схожим названием вдруг рассматриваются скопом, одновременно,
создаёт путаницу в головах у тех же журналистов. Спрашивают политиков
об одном законопроекте, они комментируют абсолютно другой. При этом
возникают непонимание и дезинформация.
Я вообще считаю, что
законопроект, который имеет столь масштабное значение, необходимо
сначала обсудить на всенародном референдуме.
Подозрительная
спешка
Леонтий БЫЗОВ,
политолог, старший научный сотрудник Института социологии РАН:
-
В последнее время наше законотворчество производит всё более странное
впечатление. То десятилетиями не получается принять давно назревшие
поправки, которые бесконечно обсуждаются и столь же бесконечно
«замыливаются». То вдруг налицо попытки разом «перескочить пропасть»,
наспех приняв сверхрадикальные законы, которые ставят в тупик даже
экспертов, годами занимающихся конкретной тематикой. Были проблемы с
милицией? Пожалуйста, нет милиции и нет проблем. Надо решить проблему
мигрантов? Пожалуйста, не будет больше мигрантов - все граждане РФ. Хотя
совершенно очевидно, что острейшие проблемы, которые годами
накапливались из-за роста неконтролируемой миграции, никуда не денутся.
Их просто переименуют и передадут в другие ведомства.
Начнём с
политической составляющей. У неё две стороны. Первая. Как показывают
исследования, «новые» граждане гораздо лояльнее относятся к российской
власти, чем коренные россияне, срабатывает своего рода «гостевой
синдром». Так пополнится тающий электорат «партии власти». Другая
сторона. Сторонники упрощения процедуры принятия гражданства РФ приводят
демографические резоны - страна, по их словам, вымирает. Это
полуправда. Наряду с опустением небольших городов, сёл Центральной
России и Сибири видим характерный для стран с переходной экономикой
лавинообразный рост населения мегаполисов и соседних агломераций,
перенаселение и острейшую нехватку свободной земли в южных, самых
плодородных регионах. Там активно происходит так называемая замещающая
миграция, когда на глазах одного поколения регион меняет свой этнический
состав, причём коренное население правдами и неправдами выдавливается.
Вчерашние мигранты начинают чувствовать себя хозяевами жизни и
устанавливать свои порядки.
Предвидят ли разработчики поправок, как
скажется результат их творчества на и без того взрывоопасной ситуации в
Краснодарском и Ставропольском краях? И какую мину они закладывают под
их будущее? В мегаполисах, той же Москве, давно работает своего рода
миграционная «игла» по аналогии с нефтегазовой. Без этой почти
наркотической зависимости от приезжих город уже не выживет, а сами
москвичи всё больше отучаются делать черновую и не самую
высокооплачиваемую работу. А ведь бóльшая часть «новых граждан» будет
стремиться осесть именно здесь.
Если бы такой закон был принят лет
двадцать назад, его разработчиков ещё можно было бы понять. Мы все тогда
были выходцами из одной страны, богатство которой создавалось общими
усилиями. Но теперь в бывших республиках СССР выросли новые поколения,
сориентированные на иные культурные и государственные ценности.
Русскоязычное население этих республик? Ускоренную выдачу им наших
паспортов можно было бы приветствовать, но за минувшие десятилетия
бóльшая их часть сама устроилась в жизни, и их доля среди «новых
граждан» едва ли превысит 5-7%. Конечно, законопроект, если он будет
принят, решит часть проблем, связанных со статусом и правовой сферой. Но
лишь часть, а остальные никуда не денутся, так как их корни лежат в
иной плоскости.
Решать проблему замещающей миграции не научились ни в
России, ни на современном Западе. Модель постепенной адаптации,
плавильного котла цивилизаций перестала работать. Многие считают эту
проблему роковой для судеб современной западной цивилизации. Тут нет и
не может быть простых решений. Поток мигрантов не остановить, что бы нам
ни говорили национал-радикалы, но и отказываться от всяких механизмов
его регулирования мы не вправе. Попытки не развязывать - вдумчиво и
системно - узел проблем и противоречий, а на скорую руку его разрубить,
проигнорировав и настроения в обществе, и мнения экспертов, ничего,
кроме новых неприятностей и кризисов, всем нам не принесут.
Опрос подготовил
Владимир СУХОМЛИНОВ