О почитании ангелов

Параллельные» миры существуют!

Гипертрофированный интерес к теме инопланетных цивилизаций возник в безбожном ΧΧ столетии не только благодаря научно-техническому прорыву в космической сфере. В сильном искажении он отразил многовековой опыт человечества, подтверждающий существование особого, «параллельного» нашему, мира дỳхов, то есть существ бестелесных и, стало быть, вполне нематериальных, но при этом наделенных разумом и волей. Религиозному сознанию доступно даже различение этих духов на два лагеря - добрых и злых. Причем представители обоих лагерей периодически «вторгаются» в наш мир, принимая облик человека или каких-либо других существ, и приносят людям различные вести извне.

За эти вести все духи получили общее наименование «ангелов» (греч. «вестников»), поэтому в Священном Писании всегда конкретизируется, идет ли речь о святом Вестнике Божием («Ангел Господень») или о нечистом вестнике клеветника-диавола («ангел сатанин»). Из библейских же текстов мы узнаём о том, как Ангелы Божии служат делу нашего спасения, а ангелы тьмы способствуют нашей погибели. Как за судьбы целого мира, так и за каждую человеческую душу идет незримая оку духовная борьба, в которой Силы Небесные проявляют себя как наши защитники и руководители к добру, а силы бесовские выступают как искусители и подстрекатели ко злу. Но волевой выбор всегда остается за самим человеком.

Впрочем, здесь у христиан есть одно важное преимущество. В чине оглашения, который совершается перед таинством Крещения, священник, ссылаясь на уже совершенное Христом спасение мира, просит Сущего (самое главное наименование Бога по Ветхому Завету) приставить к человеку, отрекающемуся от рабства диаволу, Ангела светла, избавляюща его от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения с лукавым духом и от обманчивых мечтаний. Под кровом ангельских крыл христианину в известном смысле легче сделать правильный выбор: иногда достаточно прислушаться к голосу совести - не Ангел ли Хранитель подсказывает верный путь.

Яко на Небеси - и на земли

Почитание святых обязательно предполагает подражание по мере возможности их подвигу. Апостолов - апостольскому, исповедников - исповедническому, бессребреников - бессребреническому. Как же подражать святым Ангелам Божиим, о бытии которых мы знаем так немного? Как это ни удивительно, ответ на этот вопрос содержится в первой части самой главной молитвы христиан - Отче наш. В ней мы просим нашего Небесного Отца, чтобы и на земли («в нашем мире») святилось («было почтено как святое») Имя Его, как оно свято на Небеси, чтобы и на земли пришло Его Царство, как оно уже наступило на Небеси, чтобы и на земли свершилась Воля Его, как она уже свершилась на Небеси.

Поскольку очевидно, что небом здесь названо отнюдь не космическое пространство, а тот самый «горний», небесный мир Ангелов, значит, он и является тем образцом, на который нам надо равняться в нашей жизни. Если Ангелы раз и навсегда определились в своем отношении к Богу как Источнику всякой чистоты и святости, раз и навсегда признали над собою Его царскую власть, раз и навсегда подчинили свою волю Воле Творца, так же необходимо поступить и всем ученикам Христовым. Каждое наше слово и каждое наше дело должны быть посвящены Богу, совершены в Его святое Имя, подчинены Его Власти и согласованы с Его Волей, выраженной в заповедях Нового Завета.

Совершая Литургию, мы также постоянно сообразуемся с тем служением, которое совершается Ангелами в духовном измерении. Тройное «Свят», которое запечатлел пророк Исаия в видении Небесной Литургии (Ис. 6: 1-3), становится центральным песнопением как Литургии оглашенных - Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас, так и Литургии верных - Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Исполнь Небо и земля славы Твоея!.. В эти моменты, когда мы подражаем Ангелам, Церковь настоятельно призывает нас отложить всякое житейское попечение (см. публикацию Мы и Херувимы // «Нескучный сад», № ??? за ???? год).

Архангел Михаил на страже Святой Руси

Церковная история изобилует свидетельствами о том, что Ангелы активно участвуют в нашей жизни. Одно из чудес, связанное с Архистратигом Михаилом, вспоминается 19 сентября (по новому стилю). Там, на рубеже III и IV веков, Архангел защитил храм, посвященный его имени, от разрушения, задуманного язычниками для прекращения распространения христианства. Они соединили русла двух горных потоков, когда Главнокомандующий Небесными Силами, явившись, ударом в землю образовал расщелину (название места Хоны и означает «расщелины, воронки»), которая поглотила воду.

Тот же грозный Небесный Воевода, согласно Волоколамскому патерику, в 1239 году запретил монголо-татарскому хану Батыю идти на Великий Новгород. Лик Архангела захватчик узнал на фреске, когда вошел в мать русских городов Киев.

В тяжелые годы монгольского ига постепенно вызревает идея объединения нации вокруг Москвы. В 1333 году Великий князь Московский Иван Калита отстраивает собор Архангела Михаила в Кремле, ставший великокняжеской усыпальницей. Так он заручился незримой духовной поддержкой в своих добрых начинаниях, приведших в конце концов к свержению ига. А в 1365 году святитель Алексий, митрополит Киевский и Московский, фактический многолетний правитель Московского княжества, в память об исцелении ханши Тайдулы получивший в дар участок земли в Кремле, где располагался двор ордынских послов, основал на нем один из первых общежительных монастырей на Руси, посвятив его Чуду Архистратига Михаила. Очевидно, у святителя были веские основания благодарить Архангела за его заступничество.

Из этой череды фактов закономерно проистекает образ, родившийся в русском религиозном восприятии, в котором Архангел Михаил стоит во главе Благословенного воинства Небесного Царя. В ряду этих воинов, которых Архистратиг ведет по земному странствию к горнему Иерусалиму, стоят лучшие сыны русского народа, защитники Святой Руси.

О почитании ангелов

свящ. Михаил Асмус

«Параллельные» миры существуют!

Гипертрофированный интерес к теме инопланетных цивилизаций возник в безбожном ΧΧ столетии не только благодаря научно-техническому прорыву в космической сфере. В сильном искажении он отразил многовековой опыт человечества, подтверждающий существование особого, «параллельного» нашему, мира дỳхов, то есть существ бестелесных и, стало быть, вполне нематериальных, но при этом наделенных разумом и волей. Религиозному сознанию доступно даже различение этих духов на два лагеря - добрых и злых. Причем представители обоих лагерей периодически «вторгаются» в наш мир, принимая облик человека или каких-либо других существ, и приносят людям различные вести извне.

За эти вести все духи получили общее наименование «ангелов» (греч. «вестников»), поэтому в Священном Писании всегда конкретизируется, идет ли речь о святом Вестнике Божием («Ангел Господень») или о нечистом вестнике клеветника-диавола («ангел сатанин»). Из библейских же текстов мы узнаём о том, как Ангелы Божии служат делу нашего спасения, а ангелы тьмы способствуют нашей погибели. Как за судьбы целого мира, так и за каждую человеческую душу идет незримая оку духовная борьба, в которой Силы Небесные проявляют себя как наши защитники и руководители к добру, а силы бесовские выступают как искусители и подстрекатели ко злу. Но волевой выбор всегда остается за самим человеком.

Впрочем, здесь у христиан есть одно важное преимущество. В чине оглашения, который совершается перед таинством Крещения, священник, ссылаясь на уже совершенное Христом спасение мира, просит Сущего (самое главное наименование Бога по Ветхому Завету) приставить к человеку, отрекающемуся от рабства диаволу, Ангела светла, избавляюща его от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения с лукавым духом и от обманчивых мечтаний. Под кровом ангельских крыл христианину в известном смысле легче сделать правильный выбор: иногда достаточно прислушаться к голосу совести - не Ангел ли Хранитель подсказывает верный путь.

 

Яко на Небеси - и на земли

Почитание святых обязательно предполагает подражание по мере возможности их подвигу. Апостолов - апостольскому, исповедников - исповедническому, бессребреников - бессребреническому. Как же подражать святым Ангелам Божиим, о бытии которых мы знаем так немного? Как это ни удивительно, ответ на этот вопрос содержится в первой части самой главной молитвы христиан - Отче наш. В ней мы просим нашего Небесного Отца, чтобы и на земли («в нашем мире») святилось («было почтено как святое») Имя Его, как оно свято на Небеси, чтобы и на земли пришло Его Царство, как оно уже наступило на Небеси, чтобы и на земли свершилась Воля Его, как она уже свершилась на Небеси.

Поскольку очевидно, что небом здесь названо отнюдь не космическое пространство, а тот самый «горний», небесный мир Ангелов, значит, он и является тем образцом, на который нам надо равняться в нашей жизни. Если Ангелы раз и навсегда определились в своем отношении к Богу как Источнику всякой чистоты и святости, раз и навсегда признали над собою Его царскую власть, раз и навсегда подчинили свою волю Воле Творца, так же необходимо поступить и всем ученикам Христовым. Каждое наше слово и каждое наше дело должны быть посвящены Богу, совершены в Его святое Имя, подчинены Его Власти и согласованы с Его Волей, выраженной в заповедях Нового Завета.

Совершая Литургию, мы также постоянно сообразуемся с тем служением, которое совершается Ангелами в духовном измерении. Тройное «Свят», которое запечатлел пророк Исаия в видении Небесной Литургии (Ис. 6: 1-3), становится центральным песнопением как Литургии оглашенных - Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас, так и Литургии верных - Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Исполнь Небо и земля славы Твоея!.. В эти моменты, когда мы подражаем Ангелам, Церковь настоятельно призывает нас отложить всякое житейское попечение (см. публикацию Мы и Херувимы // «Нескучный сад», № ??? за ???? год).

Архангел Михаил на страже Святой Руси

Церковная история изобилует свидетельствами о том, что Ангелы активно участвуют в нашей жизни. Одно из чудес, связанное с Архистратигом Михаилом, вспоминается 19 сентября (по новому стилю). Там, на рубеже III и IV веков, Архангел защитил храм, посвященный его имени, от разрушения, задуманного язычниками для прекращения распространения христианства. Они соединили русла двух горных потоков, когда Главнокомандующий Небесными Силами, явившись, ударом в землю образовал расщелину (название места Хоны и означает «расщелины, воронки»), которая поглотила воду.

Тот же грозный Небесный Воевода, согласно Волоколамскому патерику, в 1239 году запретил монголо-татарскому хану Батыю идти на Великий Новгород. Лик Архангела захватчик узнал на фреске, когда вошел в мать русских городов Киев.

В тяжелые годы монгольского ига постепенно вызревает идея объединения нации вокруг Москвы. В 1333 году Великий князь Московский Иван Калита отстраивает собор Архангела Михаила в Кремле, ставший великокняжеской усыпальницей. Так он заручился незримой духовной поддержкой в своих добрых начинаниях, приведших в конце концов к свержению ига. А в 1365 году святитель Алексий, митрополит Киевский и Московский, фактический многолетний правитель Московского княжества, в память об исцелении ханши Тайдулы получивший в дар участок земли в Кремле, где располагался двор ордынских послов, основал на нем один из первых общежительных монастырей на Руси, посвятив его Чуду Архистратига Михаила. Очевидно, у святителя были веские основания благодарить Архангела за его заступничество.

Из этой череды фактов закономерно проистекает образ, родившийся в русском религиозном восприятии, в котором Архангел Михаил стоит во главе Благословенного воинства Небесного Царя. В ряду этих воинов, которых Архистратиг ведет по земному странствию к горнему Иерусалиму, стоят лучшие сыны русского народа, защитники Святой Руси.

http://www.portal-slovo.ru/theology/46026.php

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Священник Михаил Асмус
Все статьи Священник Михаил Асмус
Последние комментарии
Есть ли альтернатива феодальному социализму?
Новый комментарий от Тюменец
19.01.2021 11:59
Нужна ли, лично мне, вакцинация?
Новый комментарий от Полтораки
19.01.2021 11:48
Прививка — жертва ради нашего народа и нашей страны
Новый комментарий от Коротков А. В.
19.01.2021 11:36
В Москве откроют Ельцин-Центр
Новый комментарий от Туляк
19.01.2021 10:42
Мау и Путин слушают нас
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.01.2021 10:42
Как относиться к вакцинации?
Новый комментарий от Андрей Козлов
19.01.2021 10:14