Свет вечерний и Свет Невечерний

Священник Михаил Асмус 
0
05.08.2012 111

Богослужение Христовой церкви, пришедшей на смену церкви Ветхозаветной, восприняло лучшие элементы иудейского богопочитания, в частности, освящение начала и конца дня общественной молитвой.

Можно ли молиться Христу?

Раннехристианским гимном, предназанченным для утра, было сохранившееся как на греческом Востоке, так и на латинском Западе, известное всем Великое славословие, точнее - его первая часть от слов Слава в вышних Богу... до слов ...во славу Бога Отца. Аминь. По уставу Православной Церкви оно исполняется ближе к концу утрени после возгласа: Слава Тебе показавшему нам свет, и, тем самым, приурочено к восходу солнца. Однако в самом тексте славословия мы не встретим прямых указаний на время суток; использование этого песнопения как утреннего - дань традиции, восходящей к первым векам христианства.

О древности гимна ярко свидетельствуют особенности его структуры. Прежде всего, текст изобилует прямыми цитатами из Священного Писания: так, в качестве начала взята ангельская песнь, которая огласила вифлеемское небо в ночь Рождества Христова: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение («среди людей - доброжелательность». Лк. 2: 14). После выражения нашего богопочитания всевозможными хвалебными глаголами - хвалим Тя, благословим Тя (буквально: «говорим о Тебе хорошо»), кланяем Ти ся, благодарим Тя - следуют две богословские строфы - триадологическая (о Святой Троице) и христологическая (о Христе) - в форме молитвенных обращений с употреблением библейских наименований Лиц Святой Троицы и Христа. 1) Господи, Царю небесный, Боже Отче Вседержителю; Господи, Сыне единородный, Иисусе Христе; и Святый Душе.2) Господи, Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь («Сын Бога-Отца»), Вземляй («Берущий на Себя») грех мира, помилуй нас; Вземляй грехи мира, приими молитву нашу; Седяй («Сидящий») одесную Отца, помилуй нас: яко Ты еси един - свят, Ты еси един - Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь.

В этих древних словах нет ничего своего: искусство составителя этого гимна - в распределении готовых библейских выражений по тематическим разделам. Однако нельзя обойти вниманием тот факт, что в песнопении обосновывается сама возможность обращаться с молитвой прямо ко Христу: дело в том, что еще в середине III века не все христианские учители были уверены в допустимости такой молитвы (Ориген Александрийский: «О молитве»), а вплоть до самого IV века прославление Святой Троицы звучало: Слава Отцу чрез Сына во Святом Духе.

Щадящий Свет

Древнейший вечерний гимн не сильно отличался от разобранного нами славословия. Только вместо ангельской песни в начале звучал первый стих 112 псалма: Хвалите, отроцы («дети или слуги»), Господа; хвалите имя Господне. Впоследствии, однако, он был замещен другим песнопением, ставшим центральным текстом византийской вечерни - Свете тихий. Его структура также отдает глубокой древностью: из трех строф, его составляющих, первая и третья посвящены Христу, а вторая - наподобие припева - Святой Троице. Считается, что именно на эту триадологическую формулу ...поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога...ссылается свт. Василий Великий (IV век) для доказательства Божественного достоинства Святого Духа.

В отличие от Великого славословия, в тексте вечернего гимна есть прямое указание на время дня: ...пришедше на запад солнца («дожив до солнечного заката»), видевше свет вечерний... Причем в первой христологической строфе это указание порождает удивительный по красоте и силе образ Христа - тихого Сияния святой славы Небесного Отца. Словом тихий здесь передается богатое значениями греческое прилагательное иларос, имеющее тот же корень, что и в слове илеос - «мягкий, милостивый». Светом тихим, т. е. «мягким, щадящим, радующим глаз», Христос называется по аналогии со светом закатного солнца и по противопоставлению с нестерпимо ярким, иссушающим светом солнца полуденного. Действительно, Начальник и Совершитель нашей веры, даже на Кресте продолжавший нас учить любви к своим врагам, есть Бог всепрощения и милости, а не гнева и всепожирающей ярости, как какой-нибудь языческий Ярило.

Говоря о Христе, православные песнопения парадоксальным образом совмещают, казалось бы, несовместимые определения: Солнцем правды и Востоком с высоты называется пришедший в мир Богомладенец (рождественский тропарь); закатному свету вечернему уподобляется Бог любви и Податель жизни (вечерний гимн); наконец, Светом невечерним, т.е. «незаходящим, немеркнущим», именуется Христос - Творец и вечный Владыка всего мироздания (ирмос 5 песни канона Сретению).

http://www.portal-slovo.ru/theology/45735.php

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Священник Михаил Асмус
Все статьи Священник Михаил Асмус
Последние комментарии
«Это реальные предатели Белоруссии»
Новый комментарий от влдмр
10.06.2021 18:49
Громкая отставка в Белорусском Экзархате
Новый комментарий от влдмр
10.06.2021 18:47
О «Руси уходящей» митрополита Питирима
Новый комментарий от Советский недобиток
10.06.2021 18:45
О «подлётном» и потерянном времени
Новый комментарий от Тюменец
10.06.2021 17:56
«Слова уст человеческих – глубокие воды»
Новый комментарий от Сергей Швецов
10.06.2021 16:43