Цари против тиранов

0
204
Время на чтение 5 минут

«Впрямо и вопреки» -- оказывается, так по-церковнославянски описывается совершение крестного знамения. В песнопениях праздника Воздвижения показывается, что сила Креста действовала и в Ветхом Завете. Как такое может быть -- поясняет ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС.

Крестное знамение пророка Моисея

Явление образа Креста императору Константину Великому в IV веке: «Сим (т. е. этим Крестом) победишь!» -- повернуло всемирную историю. С этого момента Римская империя и все ее преемники считают себя христианскими, а Крест -- орудие казни и символ позора -- становится символом победы для огромных государств и целых народов. Не будь этого чуда, мать победителя, святая царица Елена, не тратила бы сил на поиски Креста Господня. И мы не отмечали бы 14/27 сентября Воздвижение (т. е. поднятие) Честного и Животворящего Креста Господня.

Победоносная сила Креста была для времен Константина настолько очевидной, что гимнографы, прославляя ее, применили даже такой речевой прием, как олицетворение: Радуйся, Господень Кресте… Тебе покланяемся… Просвети ны светлостию Твоею… То есть к Кресту обращаются совсем как к личности. Но еще удивительнее, что о Кресте говорят и в связи с ветхозаветными событиями -- казалось бы, какую силу он может иметь до распятия Господня?

Оказывается -- может, и опять-таки -- победоносную и животворящую! Об этих ветхозаветных параллелях, называемых прообразами, повествует, в частности, первая песнь канона праздничной утрени, сочиненного прп. Космой, еп. Маюмским, в VIII веке.

Из ирмоса (так называется первый тропарь песни), посвященного истории перехода Израиля через Чермное, то есть Красное море (Исх. 14), мы узнаем, что эта первая чудесная победа народа Божия над врагом была одержана при помощи образа Креста, начертанного Моисеем над морем в два приема:

1) Крест начертав Моисей впрямо, жезлом Чермное пресече Израилю пешеходящу -- «Изображая Крест по вертикали, Моисей рассек [своим] посохом Красное [море] для идущего пешком Израильского народа…» --
и 2) то же обратно Фараоновым колесницам ударив совокупи, вопреки написав непобедимое Оружие -- «и это же [море] он соединил обратно над колесницами Фараона ударом, изображая по горизонтали непобедимое Оружие (Крест)…».

Но как представлял себе автор этот горизонтальный удар? Передает его греческий глагол, который переводится еще и как «бить в ладоши». Если не с исторической, то, по крайней мере, с поэтической точки зрения это значение более убедительно: таким непосредственным жестом Моисей старается как можно скорее сдвинуть две водные стены над головами противников и -- сам не зная того -- завершает крестное знамение.

Следующие два тропаря рассказывают, как Моисей -- так же неосознанно, под водительством Духа пророческого -- еще два раза прибегал к спасительной силе Креста.

Так, например, в ветхозаветном описании битвы с Амаликитянами (Исх. 17) сказано, что будущие священники Аарон и Ор поддерживали распростертые руки молящегося Моисея и это принесло победу Израильтянам. В этом византийский гимнограф усматривает двойной прообраз -- страданий Христовых и Креста как знамения победы:

Образ древле Моисей пречистыя страсти в себе самом прообрази, священных среде стоя -- «Моисей некогда явил собою прообраз пречистой страсти [Христовой], стоя (как жертвенный агнец) посреди двух священников…» --
и далее: Крест же вообразив простертыми победу дланьми воздвиже, державу погубив Амалика всегубителя -- «а изобразив распростертыми руками Крест, он воздвиг памятник победы (по-гречески "трофей"), уничтожив военные силы проклятых Амаликитян…».

Мучительство Максентия
Отправной точкой в осмыслении спасительной силы Креста Господня уже с первых строк праздничных стихир становится противостояние Христа диаволу и Его победа над ним: на нем бо убив нас убившаго, умерщвленныя оживил есть -- «…ибо убив на нем (на Кресте) нас убившего (диавола), Он (Христос) оживил (нас) умерщвленных…».

Но поскольку Адам и Ева потеряли рай посредством древа познания добра и зла, постольку посредством опять-таки древа Крестного рай снова отверзается для людей. На этом построена главная стихира Воздвиженской вечерни:
Приидите, вси языцы, благословенному Древу поклонимся, имже бысть вечная правда: праотца бо Адама прельстивый древом Крестом прельщается --
«Все народы, давайте поклонимся благословенному древу Креста, посредством которого восторжествовала высшая справедливость: ибо (диавол) обманувший праотца Адама посредством древа (познания) ловится на приманку Креста…».

Диавол обманывается, не предполагая, что Умерший на Кресте силою Своего Божества преодолеет смерть -- главное оружие «человекоубийцы от начала» (Ин. 8, 44). Отныне прекращается и незаконная власть диавола над высшим творением Божиим -- человеком:
и падает низвержен падением странным мучительством одержавый царское здание --
«и, низверженный, падает неудержимым падением тот, кто незаконно овладел царственным созданием…».

Тема диавольской тирании -- а именно это греческое слово стоит за славянским мучительством -- получает дополнительное преломление в свете того, что и Константин Великий шел войной не на варваров, а на своего соправителя Максентия, ставшего узурпатором или -- что то же -- тираном.

Когда Государство и Церковь совпадают
Главной темой службы Воздвижения является молитва о православном Царстве, причем не только о благочестивых Царях, хранителях и защитниках веры, но и о самом православном государстве как таковом, обязанном своим существованием Кресту Господню. Об этом говорят центральные песнопения праздника -- его тропарь и кондак (естественно, в исконной дореволюционной редакции), употребляющие все эти понятия: Цари -- христианские Государи, жительство Твое -- Твое государство.

Тропарь начинается прямой цитатой из царского 27-го псалма: Спаси, Господи, люди Твоя (народ Твой), и благослови достояние Твое (наследие Твое), перенося эти выражения Псалмопевца уже на новый богоизбранный народ -- христианское население православной Империи, как это явствует из продолжения тропаря:
победы благоверному Императору нашему (имярек) на сопротивныя (в греческом оригинале - «Царям на варваров») даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство (Твое государство).
В этих строках секрет христианского патриотизма -- оказывается, православным далеко не безразлично, с какими чувствами защищать отчизну. Церковь молится о победах христианских государей, защищающих Христово государство от врагов Христовой веры помощью Креста Господня. То, что ромеи видели себя христианским теократическим государством, прямо выражено в словах праздничного кондака: тезоименитому Твоему новому жительству (Твоему новому государству, носящему Твое имя) щедроты Твоя даруй, Христе Боже.

Необходимо строго ограничить и значение еще одного понятия, звучащего на Воздвиженской утрене: вся вселенная -- это отнюдь не «весь космос», и даже не «вся населенная часть земли», как может показаться. Это опять-таки -- «вся империя», или «цивилизация» (культурно-политическое значение греческого слова «ойкумена»), на страже которой находится Крест Господень.

Крест -- хранитель всея вселенныя («страж всей [христианской] империи»), Крест -- красота Церкве, Крест -- Царей держава, Крест -- верных утверждение, Крест -- Ангелов слава и демонов язва (по-гречески «травма»).

В этом гениальном своей лаконичностью тексте, заключающем все богословие Креста Господня, отражена еще одна утраченная ныне реальность -- полное тождество Империи и Церкви. Собственно, здесь нет ничего удивительного. С одной стороны, и само понятие «Церковь» (греч. «Экклисия») есть не что иное, как «собрание народа», а с другой -- как иначе можно рассматривать Империю, вдруг подчинившую весь ход своей истории благому игу Христову и воплотившую в себе идеалы Его Царства?

Некогда Константин Великий ознаменовал свое обращение в христианство новой военной и государственной символикой: место безликого орла на навершии крестовидного штандарта заняла монограмма Христа (совмещенные Х и Р) в драгоценном венке. Кто знает, может быть, уже состоявшееся возвращение Креста на русский герб позволит нам когда-нибудь с полным правом применить и к нашей многострадальной Родине слова тропаря и кондака Воздвижению?

http://www.nsad.ru/index.php?issue=48§ion=14&article=1041

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Михаил Асмус
Все статьи Священник Михаил Асмус
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06