Наш собеседник - главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия» Анатолий СТЕПАНОВ
- Как вы относитесь к идеям, на которых построена концепция Стратегии?
-
 Подходы авторов документа к решению межнациональных конфликтов рождены в
 нашем либеральном прошлом. Люди, которые пытаются в теории решить 
национальный вопрос, - в массе своей воспитанны на идеях учёного Валерия
 Тишкова. Он долгое время убеждал нас в необходимости реализовать 
американскую модель «плавильного котла» национальностей в России.
Но 
ещё в XIX веке наши мыслители, славянофилы чётко сформулировали идею о 
том, что Россия представляет собой особый тип цивилизации. Идеи учёного и
 философа, основоположника цивилизационной концепции, Николая Яковлевича
 Данилевского сегодня изучают интеллектуалы всего Запада. Но для нашей 
современной политической элиты Данилевский, говоря церковным языком, 
слишком твёрдая пища. Им нужна западноориентированная «кашица». В итоге 
созданные современными экспертами концепции, как правило, стоят на том, 
что Россия является частью Запада. Дескать, то, что хорошо работает в 
Европе, должно работать и у нас. Но не получается. В лучшем случае 
«европеизированные» стратегии оказываются малополезными, а в худшем - 
приносят вред, как некие инородные тела.
У нас с 90-х годов слово 
«империя» считается чуть ли не ругательным. Но Россия, по сути, и сейчас
 остаётся империей, где проживает множество народов. А в империи 
национальная система должна быть выстроена очень ветвисто. Наша страна 
не может быть национальным государством русского народа. Неслучайно 
Господь так устроил, что Россия практически пополам разделена тюркскими и
 финно-угорскими народами Поволжья. Таким образом, формирование на 
территории России мононационального государства невозможно.
Но это не
 значит, что нам надо руководствоваться в выстраивании межнациональных 
отношений пресловутым принципом толерантности и уравнивания неравного. 
Внутренняя иерархия народов в имперском, по сути, государстве - 
конструкция очень сложная. Интуитивно в советское время был 
сформулирован образ семьи, где русский народ подавался в качестве 
старшего брата. А все остальные народы - младшие братья. И аналогии 
здесь были очень наглядными. Ведь старший брат может и подзатыльник 
дать, его должны слушаться младшие. В то же время он не имеет никаких 
особых прав по отношению к остальным. Они не его подчинённые, а братья. И
 он, в свою очередь, их защищает в трудных ситуациях.
Вот такую 
гармоничную систему отношений надо выстраивать заново. Необходимо, чтобы
 русский народ снова де-факто стал первым среди равных. К сожалению, 
ничто не говорит о том, что наши теоретики будут стараться воплотить эту
 фундаментальную мысль на практике.
- На ваш взгляд, поможет ли 
усиление контроля за экстремистами националистического толка разных 
российских народов улучшить ситуацию?
- Сама по себе мера, 
направленная на выявление потенциальных конфликтных зон, - правильная. В
 отдельных случаях это поможет предотвратить вспышки каких-то тлеющих 
конфликтов. Но проблема межнациональных отношений, на мой взгляд, 
коренится даже не в противоречиях между русскими и представителями 
других народов. Проблема - в бюрократии. Если бы не продажность 
чиновников, большую часть проблем можно было бы решить на основании 
закона. Практически каждый раз, когда имеет место громкий конфликт между
 русскими и приезжими, выясняется, что просто-напросто местные чиновники
 брали взятки и закрывали глаза на то, что инородцы понемногу начинали 
чувствовать себя хозяевами и угнетали местное русское население. Ну а 
русский мужик, как известно, долго терпит, а потом его трудно 
остановить.
Но сами по себе меры мониторинга ничего не дадут, если, 
повторяю, не будет выстроена чёткая имперская политика выстраивания 
межнациональных отношений. Назвать эту политику можно по-другому, если 
уж кто-то до сих пор напуган штампами СМИ образца 90-х годов. Например, 
евразийской. Но, по сути, это должна быть имперская политика, которая 
строится на двух принципах. Первый - доминирование русского народа среди
 остальных российских народов. Второй - равенство народов между собой. 
Надо в государственной политике совместить эти два лишь внешне 
противоречащих друг другу принципа. Дореволюционная история наша 
доказывает, что гармоничные отношения между народами выстроить возможно.
Сегодня,
 к сожалению, чаще всего мы сталкиваемся с ущемлением национального 
самосознания русских. К этому привела политика последних двух 
десятилетий, когда потакали национальным меньшинствам и эксплуатировали 
такие черты русского народа, как смирение и терпение. Но мы уже подошли к
 какому-то рубежу. И даже власть понимает, что если не будет выстроена 
система межнациональных отношений, устраивающая все российские народы, 
может начаться серьёзный кризис государства.
Одновременно власть не 
должна потакать русскому национализму. Потому что я глубоко убеждён, что
 могильщиком России может стать именно русский национализм. Ни чеченский
 национализм, ни татарский страну не разрушит.
- Можно ли решить проблему коррупции тем путём, который предлагается в проекте?
-
 Здесь ситуация очень сложная. Просто введение закона об ответственности
 чиновников ничего не решит. У южных народов гораздо более спокойное 
отношение к взяткам, чем даже у нас. Дать бакшиш чиновнику - своего рода
 элемент культуры. И здесь в Центральной России южане очень активно 
стараются «подсадить» чиновников на взятки. А те, в свою очередь, не 
сильно сопротивляются.
- И как решить эту проблему?
- У меня нет 
готовых рецептов. Наша история показывает, что прежде она решалась 
только карательными мерами. На примере трёх наших реформаторов - Ивана 
Грозного, Петра Великого и Иосифа Сталина - можно проследить одну 
закономерность. Каждый раз создавалась личная гвардия правителя - 
опричнина, преображенцы, чекисты. И этот орган жёстко контролировал 
бюрократию. Можно создать и сегодня такую гвардию в каких-то современных
 формах? Решится ли на это руководство России? Если побоится, бюрократия
 просто съест верховную власть.
Задача в том, чтобы поставить в 
служилый класс лучших представителей России, которые отдавали бы себя 
государству, получая при этом определённые привилегии, но не 
господствовали бы над народом, не сосали из него соки.
Беседу вёл Алексей ВЕРХОЯНЦЕВ
 
             
                 
                 
                 
				 
                 
                 
                                                

 
     
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  