Дискуссия: способна ли религия объяснить мир?
Статья
Ольги Бугославской «Любовь или Великая Пустота?» («ЛГ», № 27)
начинается с константы, что Бог - есть любовь. Этот тезис берётся за
основной плацдарм нападения, за которым следует «бой с ветряными
мельницами». Как только появилась вышеупомянутая статья, мне тут же
захотелось высказаться в защиту православной церкви, но вышла публикация
Карена Степаняна («Господь никого не лишает свободы», «ЛГ», № 29), с
подлинным человеколюбием давшего ответы на «вздёрнутые» риторические
вопросы, после чего актуальность моего материала вроде бы исчезла.
Вынесение приговора Pussy Riot и волна негодования западного сообщества
заставили вернуться к своей работе. Легко предположить, что там, на
Западе, женщины обрисованы прессой как борцы за свободу, ведь традиция
лелеять диссидентов не умерла с крахом Союза.
Плохо то, что наши
соотечественники продолжают кидать камни в традиционные вероисповедания и
все связанные с ними институты. Речь не о том, что какая-то религия
лучше другой, речь о другом - об уважении.
Если мне предстоит поход с
мусульманами, я никогда не покупаю тушёную свинину, потому что знаю,
что тем самым невольно обижу их. Будучи православным, поднимаясь на
вершину перевала, не буду кричать, раскидывать сложенные в курганы
камни, наоборот, если у меня будет с собой кусок белой ленты,
обязательно повяжу её на ветку дерева, как того требует традиция моих
предков-алтайцев. Но от всего этого я не стану меньше христианином, ибо
уважение традиций - это одно, а вера - совсем другое. В этом контексте
приговор для поругательниц традиций вполне обоснованный, и нельзя
смешивать понятие христианского всепрощения - ударили по левой, подставь
правую - с осквернением особо почитаемых мест. Для меня панк-молебен
был подобен вандализму на могилах наших солдат и сносу памятников
воинам-освободителям в странах бывшего соцлагеря. Да и храм-то был
возведён для увековечения победы России над Наполеоном. Может, в этом и
есть особый цинизм - сделать это в год двухсотлетней годовщины победы в войне двенадцатого года?
Но
вернёмся к статье «Любовь или Великая Пустота?», к той её части, где
автор приводит пример, который должен доказать тщетность православного
воспитания. Речь шла о родителях, заставляющих своих детей «быть
православными», воцерковляя их без спроса. Но так делали на Руси со
времён её Крещения. Это теперь воспринимается в штыки. Но религиозное
воспитание, какое бы оно ни было, всегда отсрочит знакомство с
«прелестями» взрослой жизни, а значит, и спасает... хотя бы детей, хотя бы
в детстве!
Православную церковь на английском языке называют
ортодоксальной, так вот в этом и есть главная суть: наше противничество
глобализации, наша способность к самоидентификации.
Опровергая слова
диакона Кураева о том, что «православие нельзя вместить в простенький
рецепт», О. Бугославская утверждает, что православие как раз и создаёт
те самые «простенькие рецепты», а попросту запреты: на чтение восточной
литературы, отдельных классиков русской литературы, посещение театра,
нехристианских стран и памятников античности. Типичный набор страшилок о
православии, куда просится ещё одна - про ношение одежды тёмных цветов и
платка на голове. Православные предстают какими-то отшельниками,
затворниками и даже антагонистами социума.
На моей малой родине - на
Алтае - исторически переплелись христианство, ислам, буддизм и
язычество, можно добавить ещё тенгрианство и шаманизм. И все эти религии
существуют в естественной среде, исповедуются людьми, которые привязаны
к этой земле. Никто не приходил к казахам в Кош-Агачском районе и не
пытался обратить их в христианство, хотя они обосновались там более
двухсот лет назад. Сейчас в городе Горно-Алтайске достроен буддистский
дацан. К нам приезжают буддистские монахи, последний раз были ламы из
Тибета. Этнические алтайцы по-прежнему совершают свои культовые обряды,
как и много лет назад. Вместе со всеми живут православные, в том числе и
алтайцы, и нет никакой изоляции или запирания в себе.
В селе Чемал
силами московского фотографа-журналиста В. Павлова был полностью
восстановлен православный монастырь на скалистом острове посреди реки
Катунь. Неподалёку есть Музей алтайской культуры, основанный А.
Бардиным. Его вдова всем посетителям рассказывает о верованиях алтайцев,
стоящих одной ногой в язычестве, другой - в буддизме и тенгрианстве. И
ничто на свете не мешает этой милой женщине и семье православного
батюшки ходить к друг другу в гости, чтобы вместе пить чай с мёдом и
вареньем! Вот в этом и есть проявление божьей любви, когда люди двух
разных национальностей и вероисповеданий живут бок о бок, дружат, но
смотрят на Бога каждый из своей ограды.
Темир ТРОЯКОВ,
РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».
Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html