Сегодняшнюю смуту завершает Патриарх Кирилл, молитвенным служением и организационной работой вызывающий к новой жизни историческую Россию. С президентства Путина и Патриаршества Кирилла начался поворот в исторической судьбе России.
У этого поворота есть не только многочисленные сторонники, но и
противники из прошлого перестроечной эпохи Горбачева и 90-х годов. Они
бьют по людям, концентрированно выражающих новое восстановление России,
очерняя их в подконтрольных средствах массовой информации.
Очерняя президента Путина и Патриарха Кирилла, подрывают саму идею
восстановления исторической России, в этом сверхзадача очернителей. Они
поминают Патриарху «историю с часами». Но часы разных качеств и
достоинств носит немалое количество наших соотечественников, они вещь не
только практическая, но и имиджевая. Хочу - ношу, не хочу - не ношу.
Почему нет? Это только предлог.
Они не могут простить Патриарху историю с «Pussy Riot». Сам
«панк-молебен» в Храме Христа Спасителя для них приятен, как несколько
лет назад была приятна «художественная» акция с госпожой Толоконниковой в
Зоологическом музее. Приятны и заранее просчитанные последствия по
принципу «как ни отреагируешь - будет только хуже». Вступится Патриарх
за «страдалиц», будем пакостить в церквях и дальше, по нарастающей. Ведь
если безнаказанно можно провести «панк молебен», почему бы не
попытаться по схожей схеме провести и «черную мессу»? В рамках
«современного искусства», разумеется. Не вступится, обвиним его, а
заодно и церковь в мракобесии и жестокости.
Им кажется, что провокация удалась, власть и церковь «загнаны в ловушку»
по принципу - что ни сделай, все хуже. Но в ловушку попали и они сами,
получая сегодня ровно то, за что боролись поколения «прогрессистов». Не
хотели обыденного права, в рамках которого девиц бы просто высекли, и
отпустили с миром на все четыре стороны, хотели права «римского». Хотели
жить по писаному праву, живите по нему на здоровье.
Стратегически «вечно вчерашние» не могут простить Патриарху того, что он
вообще есть. Не могут простить, что есть Русская Православная церковь.
Что есть «одна из величайших трагедий для России - принятие
православия», как выразился некогда господин Познер. Не могут простить,
что есть Путин. Что есть люди и страны, не понимающие того простого и
совершенно очевидного для них «факта», что солнце встает на Западе, а
западные ценности универсальны. Те же, кто с этим не согласен, являются
«изгоями». Они не могут простить, что недоглядели в 90-е и 2000-е годы, и
что теперь приходится жить во все более независимой, не западной
России.
Презираемой ими, как и некогда взрывавшим Храм Христа Спасителя Лазарем
Кагановичем, радостно приговаривавшим «задерем подол Матушке России»!
Они и пытаются его «задрать», как свое время большевики от Ленина до
Хрущева, за исключением Сталина военного и послевоенного периода. Знают и
чувствуют, что разрушение церкви, стержневой структуры, вокруг которой
выстраивается русская цивилизация, разрушит Россию.
Очевидно, что сегодня мы имеем дело с масштабной скоординированной
компанией по дестабилизации страны и попыткой неконституционного захвата
власти. Видимые звенья этой дестабилизации - разрушения, движение
«белых лент», акции Pussy Riot как часть информационной травли Русской
православной церкви, недавние покушения на муфтиев в Казани...
Не нужно думать, что исполнители этих замыслов всегда в курсе
происходящего, глобальных планов в отношении России. Как правило, актеры
играют «в темную», у каждого своя локальная мотивация для участия в
этих акциях. Но от этого частичного «незнания и непонимания» своего
реального места в большой геополитической игре против России вина их не
становится меньше.
Они против исторической России и России вообще, но для чего? Для того,
что бы стать счастью старой, демографически, а следом и культурно
исчезающей Европы? Пестуемый сегодня изнеженный европейский гедонизм
схож со старой историей о кочевниках-варварах, завоевавших богатые
оседлые народы и через несколько поколений терявших пассионарность,
готовность жертвовать своими интересами во имя интересов общих. В
истории это всегда заканчивалось просто и трагично победой новых
варваров и ассимиляцией, потеряй языка, религии и культуры.
Они всеми силами и стремятся к такой ассимиляции, цивилизационному
растворению России. Так, оставить себе Москву, Санкт-Петербург как места
наиболее европеизированные. Как в 1991 году они сбрасывали «балласт»
союзных республик, так и сегодня готовы сбрасывать «балласт» республик
автономных. С благосклонностью внимают московским рассуждениям
известного американского историка Ричарда Пайпса о том, что хорошо бы
вам, России, быть поменьше, хотя бы без Сибири: «Вы не можете эффективно
управлять такими территориями». Но мы не готовы разменивать Россию,
предавая концентрированное выражение нашей истории нашу географию.
Мы не готовы поставить выше России и материальный успех. Это не
означает, что мы должны отказаться от стремления к новым успехам по
обладанию материальным и вертикальной мобильности в социальном мире. Это
означает лишь, что мы должны чувствовать их соподчиненность главному -
служению Богу и России.
Потому так и ополчились на Русскую православную Церковь, поскольку знают
и чувствуют, что она предлагает обществу стратегическую альтернативу
исторического развития России. Мы всегда будем сохранять Россию в
истории как высшую ценность. Будем сохранять в истории Православную
цивилизацию - сердце Евразии, принимать собственные решения относительно
жизни страны, самим оценивать ее прошлое и настоящее, рисуя образ
желаемого будущего.
На этой основе сегодня формируется общее направление сегодняшней
внутренней и внешней политики России, персонифицированное в президенте
Путине и Патриархе Кирилле. Мы опять переходим к консервативной,
имперской модернизации. Для обоснования этого перехода нужна работа по
упаковке традиционных ценностей, придания им притягательной
привлекательности для новых поколений. Эта работа для многих. Но нужен
тот, кто генерирует и обобщает смыслы, расставляет нужные акценты, нужен
тот, кто обладает большим моральным авторитетом.
Иными словами, есть общественная потребность в идеологе для идейного
обоснования работы по восстановлению страны. Сегодня Патриарх Кирилл
стал идеологом консервативной модернизации, его интеллектуальная и
организационная работа жизненно важна для упрочения церкви и
оздоровления общества.
Кому, как не церкви, исторически взвалившей на себя ношу быть духовным
пастырем народа, давать людям ценности, смыслы, образцы самой жизни. Это
очень важная работа. Церковь в России несет в себе традиции прошлого,
сохраняя в живом, работоспособном виде консервативные ценности. Потому
она может служить естественным источником этих ценностей на очередном,
консервативном этапе российской модернизации.
Мы всегда были успешны на этих консервативных, государственнических
этапах модернизации во имя сильного, централизованного, стоязыкового
имперского государства. Ведь самую большую в мире, занимающую 1/6 суши
страну, можно было построить только как империю. Если европейцы веками
только грезили о новой Римской империи, то мы построили свою империю.
Более того, Российская Империя превзошла древний Рим. По территории мы
можем сравнивать себя в истории даже не с державой Александра
Македонского, но с великой империей Чингизидов, почти полностью
объединившей Евразию, вышедшей «к последнему морю». Мы и стали такими
большими идя по ее стопам, вступая в права «татарского наследства». Мы
стали такими большими для того, чтобы сохранять Россию из века в век,
получить долговременную историческую страховку на случай иноземной
интервенции.
Именно церковь может показать, что вся историческая жизнь народа была
осмыслена, а страна была построена на коллективном и индивидуальном
подвиге. На всех ступенях социальной иерархии, как могли и как умели,
поколения русских людей жили и умирали за Россию.
За последние двадцать лет эта внутренняя связь с Россией намеренно
ослаблялась, что свойственно для относительно либеральных периодов нашей
истории. Но сегодня мы переходим к этапу консервативных трансформаций,
модернизации внешнего мира с сохранением его внутреннего содержания -
нашей религии, языка, культуры, модернизации во имя России.
Идеологическое обоснование консервативной модернизации, доходящее не
только до рассудка, но и до чувств миллионов, сделает ее успешной. Эта
задача велика, но она по силам Патриарху Кириллу, как были по силам
исторические задачи для его предшественников, молитвенников за Русскую
землю старцев и оставшихся в учебниках истории Великих Патриархов.
Гавров Сергей, политолог, доктор философских наук, профессор Российского нового университета
http://finam.info/news/patriarh-kirill---ideolog-konservativnoy-modernizatsii-strani/